Свадебный обряд деревень Захарьино и Владычино Волоколамского района Московской области
Деревни Захарьино и Владычино расположены вблизи города Волоколамска, на западе Московской области. Близость к столице и тесная связь с укладом столичной жизни отразились на музыкальной культуре и певческой традиции подмосковных деревень. Свадьбы на старинный лад в Волоколамском районе перестали играть уже в начале 1920-х годов, и детали обряда сохранились только в памяти сельских старожилов. Напевы местных свадебных песен типичны не только для свадьбы междуречья Оки и Волги, но и для калужско-тульского пограничья, и восточных районов Смоленщины. Соединяя в себе черты севернорусского и южнорусского обрядов, свадьба деревень Захарьино и Владычино Волоколамского района Московской области включала следующие этапы: сговор, сватовство, осмотр дома жениха, рукобитье, подготовку даров, девичник, сборы к венцу, венчанье, застолье после венца, укладывание молодых, второй свадебный день.
Свадьбы в деревне Захарьино играли чаще всего зимой.
Сговор. Сначала между собой сговаривались родители молодых.
«Встретятся, бывало, в компании с друзьями, товарищами — ведь знали, у кого сын есть, у кого дочка — и начнут сговариваться:
— Вот у тебя сынок есть, а у меня дочка. Давай породнимся?
И дети больше слушались родителей, редко им противились. За кого родители захотят, за того и отдадут, нравится ли, не нравится молодым».
Сватовство. Проходило сватовство в доме невесты. Жених с родителями и близкими родственниками заходили в дом и начинали разговор: «У вас товар есть, а у нас покупатель есть». Тогда их приглашали войти в дом и усаживали за стол. Пока сваты присматривались к невесте да к хозяйству, молодые имели возможность свидеться с глазу на глаз. Жених с невестой отходили в сторонку, за занавеску и там разговаривали. Гости выходили в сени и «шептались», а по возвращению заводили диалог:
— Нам невеста ваша понравилась.
— И нам жених понравился.
Все садились за стол, невеста разливала чай, а родные жениха смотрели — умеет ли девушка чай разливать? Потом обсуждали приданое. Если приданого мало было, то на этом могли и разойтись.
А если сестру за первого жениха сватали, то брат спрашивал:
— Любк, ну как?
А невеста могла противиться. Тогда и разговор другой с гостями заводили:
— Наша невеста никак не запрягается!
— Ну, тогда нам уж нечего и чай пить.
Сваты уезжали. Это называлось — сватать ездили.
По сведениям А.А. Скворцовой из соседней деревни Владычино, невеста после просватанья ходила к женщине постарше, которая знала причёт, и та учила её. Причитала невеста, когда ей косу расплетали.
Подготовка даров. Дары невеста начинала готовить после просватанья. Сколько родственников у жениха, столько и полотенец ткала невеста. Дальним родственникам дарили покупной ситец. Одаривание происходило после венца.
Осмотр дома жениха. Отец и мать невесты с близкими родственниками ехали к жениху дом смотреть. Там им накрывали стол и угощали. За столом договаривались о дне свадьбы и о рукобитье, которое обязательно должно было проходить в воскресенье.
Рукобитье. В дом невесты приезжал жених со своей роднёй. Весь вечер родственники молодых гуляли и пели плясовые песни («В саду ягода малинка», «Горы золотые»).
Вечер с гостинцами. Через несколько дней молодёжь собиралась в доме жениха и в доме невесты по отдельности. Родные готовили им гостинцы: конфеты, орешки, продукты, вино.
Приготовление ёлки. Накануне свадебного дня родственник невесты шёл в лес ёлку рубить. Ёлку ставили на стол и наряжали бусами, бантиками, ленточками.
Девичник. Утром свадебного дня у невесты собирались её подружки и родные. Привозили наряженную ёлку и ставили её на стол. Невеста встречала их и всё время плакала. Она была одета в праздничное платье и покрыта шалью. Родители с иконой в руках благословляли невесту. Она кланялась отцу и матери в ноги, целовала их, не прекращая плакать. Потом все садились за стол вокруг ёлки и пели песни, дожидаясь поезжан:
Сборы вы, сборы, сборы девичьи,
Сбирала сборы красна девица,
Ко батюшке во дом, к матушке в терём
Сажала подруг за дубовой стол,
Сама садилась она выше всех,
Склонила головушку ниже плеч,
Задумала думушку крепче всех:
— Ну как же мне быть, в чужих людях жить?
Ну как же мне быть, свёкора назвать?
Назову я свёкора батюшкой,
А свекровью-то своей матушкой.
Назову я деверя братцем,
А золовушку сестрицей.
[аудиопример 01]
По свидетельству А.А. Скворцовой, в деревне Владычино на девичнике самая близкая подруга невесты расплетала ей косу и накрывала голову чёрным подшальничком (тонким платком). Невесту наряжали в чёрное траурное платье, и в таком одеянье она сидела до приезда жениха.
Проводы жениха. Свадебный поезд. Перед тем как отправиться к невесте, жениха благословляли его родители. Жених целовал икону, кланялся матери и отцу, целовал мать.
Гости отправлялись к молодой на санях, украшенных с задней стороны ковриками. Сколько гостей, столько снаряжали и саночек. С женихом ехали дружок и сваха.
У невесты перед венцом. Как только поезжане подъезжали к дому невесты, гости вылезали из-за стола и уходили из избы. В доме оставались только самые близкие родственники. Жениха в дом пускали только после того, как дружок давай выкуп.
В деревне Владычино, завидя поезжаньев, гости невесты пели песню «Не в тереме свечка», и только потом выходили из-за стола:
Не в тереме свечка неярко горит.
Из яркого воска вытаивает.
Что долго-долгенько сокол не летит?
Погодя маленько сокол прилетел.
А он во двор всходит — весь двор осветил.
А он в сени входит — сени ломятся.
А он в избу входит — Богу молится.
Со всеми родными он здоровится.
— Здорово, хозяин да хозяюшка!
А ещё здорово, красная девица!
Невеста в это время сидела одна (во Владычино ей подстилали вывернутую шубу). Место рядом с ней занимали двое подростков или девушка. Жених и дружка должны были сторговаться за это место. Дружок давал деньги, и жених садился рядом с невестой. «Посидят немного за столом жених с невестой, да поедут в церковь венчаться».
Венчанье. Невесту везли в церковь с накрытою головой, в довенечном платье, а уже в церкви, перед самим венчанием, переодевали в белое свадебное платье. Голову покрывали длинной фатой.
К венцу подводили сначала невесту, потом жениха. Священник начинал обряд венчания: читал молитвы, пел, обводил молодых вокруг аналоя, надевал жениху и невесте кольца. Всё это время шафера держали над головами новобрачных короны, невесте придерживали фату.
Коробья. Пока молодые были в церкви, родные невесты везли в дом жениха коробья (приданое). В деревне Владычино за сундук с приданым требовали выкуп, а то отказывались везти его. В это же время стелили постель молодым.
Застолье после венца. От венца невесту привозили накрытую шалью. Всем было интересно: «Какая она?». Подруги невесты начинали величать молодых и всех присутствующих гостей. Пели величальные песни, ходили с блюдцем (за песни им в блюдце клали деньги). Затем начиналось свадебное застолье.
Через некоторое время открывали невесту (снимали шаль). Она уходила в горницу и надевала другое платье. «За вечер кто три, кто пять платьев переодевали. Смотришь, уже идёт в другом, в голубом».
На гулянье невеста одаривала родных жениха полотенцами, ситцем и другими подарками.
Сваха провожает молодых спать. Сваха провожала молодых в горницу, укладывала их: заплетала им ноги и заставляла обниматься, чтобы они спали в таком положении. Иногда сваха оставалась с молодыми на ночь.
Мудрование над молодыми. Утром невесту заставляли пол подметать, воду носить. Затем молодых клали на пол и смотрели — какие они? Их стыдили и приговаривали: «Ой, горбатые! А у невесты одна нога кривая!» Это действие называлось сыр молить.
Перегащивание. А в это время невестины родные и гости собирались овцу искать: наряжались кто козлом, кто гусем, делали лошадь, устраивали небольшое представление. Затем невестины гости приезжали к жениху.
— Вот мы приехали по какому делу: у нас пропала овца. Нет ли у вас?
— Нет, нет.
— А нам сказали, что овца наша у вас.
— Нет, да что вы? У нас никаких таких нету.
Потом «овцу» всё-таки находили и продолжали гулять, отправляясь на веселье в дом невесты. Это называлось перегащивание.