Свадебный обряд Суражского района Брянской области
Свадебный музыкально-обрядовый комплекс является одним из самых развитых компонентов суражской народной культуры. Свадьбы в их традиционном виде играли здесь до середины 1980-х годов, их живая до недавнего времени форма бытования обеспечила хорошую сохранность этнографического и музыкального свадебного материала, причем в памяти не только исполнителей 70–80-летнего возраста, но и более молодых — 1940–1960-х годов рождения.
Записанные материалы продемонстрировали общность свадебного обряда и однотипность его песенного оформления на территории всего района, зафиксированные узколокальные различия представляются незначительными.
Первый этап местной свадьбы — сватовство, которое совмещено здесь с заручинами (в северной части района их называют змóвины, на востоке говорят пить заручины). Заручины — первый массовый сбор и гуляние представителей двух родов. На заручины в дом невесты приходили жених, его родители, крестные и близкая родня (на севере района в заручинах не принимали участия женщины со стороны жениха). Со стороны невесты участвовали ее родители, крестные, близкая родня, приглашали и подруг невесты. Сваты шли вечером, приносили хлеб-соль, сало, горелку в кошелях, обязательно несли с собой на плече нашитые на красную ленту большие баранки, которые назывались колесо. Сват с баранками в лентах именовался богатый. Гостей приглашали за стол, где жених и невеста, как правило, сидели вместе. Есть упоминания о том, что все ели из одной миски, а хлеб, который принесли сваты, раздавали девкам − чтобы вышли замуж. На заручинах могли гулять всю ночь до утра: намечали сроки свадьбы, договаривались о приданом, род жениха дарил подарки родне невесты, а невеста — жениху и его родным, молились Богу.
Именно на заручинах начинали петь свадебные песни, которые исполняли на один напев: «Як пойдем мы на заручаны, два двары да минуючи», «Як мы пойдем на заручаны, все вароты пазакручаны», «Пойдем мы да па вулицы», «Пропойник-пропойник да мой татачка».
В ряде сел родители невесты ездили в розгляды — осматривать дом и хозяйство жениха. Причем упоминают, что чаще ездили до заручин (видимо, когда сватовство и заручины проходили не в один день).
Подготовка к свадьбе длилась около месяца. В это время невеста готовила подарки, постель, полотенца, вышивала рушники и простыни. В этом ей часто помогали подруги, а невеста в ответ одаривала их платками.
В субботу накануне свадьбы в доме невесты устраивали гулянье, которое называлось девичи. На девичи собиралась молодежь, близкая родня невесты, их угощали, здесь же могли плясать под гармонь.
Каравай в домах невесты и жениха пекли матери или крестные заранее или накануне свадьбы, в субботу, украшая его крестиками и баранками, сделанными из теста. Девушки на девичах прибирали каравай. Они наряжали свадебное деревце — елец (рогатина или обручи из ели, можжевельника или березы), — украшали его калиной, конфетами, баранками, лентами и цветами и втыкали в каравай. Затем каравай вместе с ельцем накрывали красным платком. Каравай могли сразу же поставить на стол в красный угол, где будут сидеть молодые, или ставили на веко (крышку дежи, кадки для замешивания теста), а затем его заносил дружко уже во время свадьбы.
Утром в день свадьбы, в воскресенье, подневестницы собирались в доме невесты и наряжали ее в клети или в чужом доме: надевали юбку и кофту или рубаху и сарафан, волосы заплетали в косу, на голову надевали венок с лентами (его приносили подруги) или платок, повязав красной лентой. Потом невесту уводили в соседний дом, где прятали ее до приезда жениха. Обряжение невесты сопровождалось звучанием свадебных песенных текстов: «Ой, соборница Верочка», «На море утачка купавалася» и др.
У жениха утром свадебного дня угощали свою родню. Святильницы — незамужние родственницы жениха –– прибирали коней лентами. За невестой ехал жених и его родня (гуляки), подженишный (холостой парень со стороны жениха) и дружок/дружко (женатый родственник жениха). Перед отъездом мать благословляла жениха, а дружко перевязывали полотенцем через правое плечо.
В северной части района свадебный поезд жениха возглавлял верховой на коне — молодой парень в венке с лентами и цветами поверх шапки (есть упоминания и о верховом от невесты). Верховой жениха, опережая поезд, извещал о его приезде, заходил в дом невесты (иногда въезжал прямо на коне), его угощали.
Свадебному поезду могли перегораживать дорогу — зайца закидывать / ловить: посреди дороги ставили стул или скамейку, на которые клали хлеб-соль, дружко откупался угощением. По пути в дом невесты пели множество свадебных песен: «Не стреляй, Женечка, сокола в поле», «Падъезжаючы пад село», «Не куй, Ванечка, сталянога ножа», «Паедем жа мы борам-борамы», «Штой-то в лесе зашумело» и др.
По приезду жених с сопровождающими сразу шел в дом, где спрятана невеста. Дружок (или подженишный) выкупал невесту у подневестниц («три раза выкупал, тогда отдавали»). После этого подженишный выкупал косу невесты у ее подруг или младшей сестры.
Во время выкупов звучали свадебные песни-дразнилки жениху, дружку, подженишнику в исполнении подруг невесты. Отметим, что дразнились (сварились) на суражской свадьбе не только при выкупе невесты, но и на застольях в первый и второй день свадьбы. Зафиксировано множество образцов свадебных дразнилок: «Наша молодая як сыр наливаный», «Ой, на море щучки», «Немы свашки, немы», «Девачки с застолля, як сучачки с зауголля», «А у большия свахи чапец як у ряхи», «Ой, наша молодая буря-бурею», «Наша маладая масла калочаная», «А в нашего свата», «Тёща зятя ждала» и др.
После выкупов молодые ехали к венцу, а потом возвращались в дом невесты. Их встречали ее родители с хлебом-солью и иконой. Отец наливал горелку, молодые прикушивали и выливали ее через голову. За стол их вели подженишный с подневестницей и садились рядом с ними на кут (в красный угол). Затем рассаживались остальные гости. На свадебном застолье звучали песни «Неправдивая калина», «Ой, на горке дубок, на ём голубок» и др., особый статус невесты-сироты подчеркивали специальные сиротские песни, например, «Зелёная явориночка».
Повсеместно перед увозом невесты к жениху делили ее каравай. Руководил этим действом дружко — женатый родственник невесты (часто — ее крестный). Сначала он вырезал центральную часть каравая с ельцем и отдавал ее родителям невесты со словами: «Отец-мати, благослови свое дитяти и разреши нам каравай раздати». Причем те должны были взять каравай не голой рукой, а платком, чтобы молодые жили богато. Здесь же родня невесты ее одаривала: по очереди подходили родные невесты, клали подарок на тарелку или блюдо, обвязанные платком, а им за это дружко подносил кусок каравая. Обряд деления каравая сопровождался специальными каравайными песнями: «Каравай мой малеваный», «А никто не знае, что в нашем каравае», «Дружко каравай режа», «Ступила Машечка на порог». У свадебного деревца (ельца) невеста ломала верхушку, а ее подружки обрывали с него конфеты и баранки, чтобы скорее выйти замуж.
Обряды выкупа продолжались и перед увозом невесты в дом жениха. Дружко закидывал пояс невесте — перевязывал ее красным плетеным поясом, а за ней при этом стояла девочка, препятствуя дружку, пока тот не заплатит. После этого в некоторых деревнях невесте расплетали косу и ей на платок дружко повязывал красную ленту (иногда это делали позже в доме жениха). Потом выкупали подушки (постель): сажали на них девочку, а выкупал у нее подженишный или дружко и клал в телегу (подушки могли выкупать и вечером в доме ж). Дружко выводил молодых из-за стола, мать невесты (если она была вдовой, то крестная) благословляла их иконой, перевязанной красной лентой, затем сажали их на воз на подушки, покрыв невесту или обоих молодых скатертью или платком. Перед отъездом молодых мать невесты, одетая в медвежью шубу, обсыпала свадебный поезд овсом, а дружок гонял кнутом «медведя» вокруг обоза.
Вместе с молодыми со стороны невесты ехала только подневестница, а следом шли девушки — вечерние. Еще позже приезжал весь невестин род (родители и гуляки) с одеждой невесты, рушниками и скатертями, лосиной (салом, которое позже делили вместе с караваем жениха и раздавали гостям) — шли в придане, несли рушники. Дружок выкупал приданое у родни невесты. Девки и сватьи, развешивая рушники, плясали на лавках.
Во время застолья в доме жениха делили его каравай. Это происходило так же, как и в доме невесты, а дарила жениха соответственно его родня: «Дают по крошке всем родственникам»; «Раздавали каравай по куску за гроши».
Невеста одаривала женихову родню платками, рубашками, ткаными полотенцами. После этого ей снимали венок, его разбирали, возвращая ленты девушкам, а невесте расплетали косу, надевали платок и поверх него повязывали ленту. Говорили о том, что в старину подневестница надевала невесте повойник или чепец.
На второй день свадьбы, в понедельник, после совершения обрядов испытания молодой (ее гоняли по воду) родня жениха — свашки, ряженые в цыгана и цыганку, доктора и т. п., — ехала к теще. Если невеста честная, то дружко или гуляки несли с собой красный флаг, если нечестная — то на ее мать надевали хомут, а палку с флагом ломали.
В этот же день и родня невесты приходила в дом жениха — пироги везли (поэтому их называли пирожными), везли кублы (сундуки). Звучало множество свадебных песен, в том числе стыдные песни и частушки, исполняемые женщинами.
Через неделю молодые могли приезжать к родителям невесты в отгулки. Традиционные встречи продолжались и позднее. Так, в родительскую субботу перед Масленицей родители жениха приходили к родителям невесты, а в следующую субботу те наносили ответный визит.
Свадебные песни в Суражском районе звучали на протяжении всего свадебного ритуала, начиная с заручин. Почти все записанные свадебные напевы являются политекстовыми — на них поются от трех до десяти различных текстов свадебных песен. В каждой деревне записано 30–50 песен, которые исполняются на 8–10 напевов.
Многоголосную фактуру, в которой звучат свадебные песни, можно считать в целом одноголосной (гетерофонной), однако обнаруживается разделение исполнительских версий: темброво выделяется верхний (чаще сольный) подголосок, при этом нижний пучок голосов оказывается близок к мелодизированному бурдону.