Новгородская традиция игры на русских крыловидных гуслях
Традиция исполнительства на русских крыловидных гуслях была зафиксирована на территории северо-восточных районов Новгородской области (Пестовский, Хвойнинский, Мошенской, Любытинский, Боровичский районы) в аудио- и видеозаписях игры на гуслях и воспоминаний жителей деревень о бытовании инструмента в прошлом (начало ХХ века).
Инструмент с названием «гусли» бытовал повсеместно на указанной территории. По своим характеристикам он определяется как струнный щипковый, разновидность: крыловидные гусли. Конструктивные особенности основной, наиболее распространенной модели: плоский продолговатый долбленый корпус-резонатор, форма которого повторяет расположение струн «веером»: под правой рукой играющего — узкая часть корпуса, под левой — широкая. Струны натянуты сверху вдоль корпуса с помощью колков, как правило, деревянных, в форме лопатки и струнодержателя в виде металлической скобы. Большинство новгородских инструментов имеет 6–7 металлических струн. Но были зафиксированы упоминания и о жильных струнах. Струны намотаны на колок сверху (относительно оси колка при игровой постановке). Отверстия для колков просверлены насквозь в специально предусмотренном в конструкции корпуса выступе. Корпус (резонаторное «корытце») может быть долбленым с лицевой или тыльной стороны. Дека крепится по периметру деревянными или железными гвоздями, иногда приклеивается. На лицевой стороне резонаторного «корытца», как правило, имеется голосовое отверстие (3-5 см в диаметре). Во всех инструментах (за редким исключением) с лицевой стороны дека выступает за пределы резонаторного «корытца», образуя «открылок». Для изготовления корпуса гуслей в Новгородской области используется преимущественно ольха. Для накладной деки почти повсеместно употребляется ель. Встречаются инструменты упрощенной конструкции: не долбленые, а сборные из составных частей (деки накладываются на раму). На таких инструментах — от 8 до 11 струн.
Инструмент настраивается по диатоническому звукоряду, самая длинная (нижняя) струна издает самый низкий звук. Приведем варианты настройки шести-семиструнного инструмента (высота звучания условная; звук верхней седьмой струны показан в скобках):
c1 — d1 — e1 — f1 — g1 — a1 — (b1)
g — c1 — d1 — e1 — f1 — g1 — (a1)
b — c1 — d1 — e1 — f1 — g1 — (a1)
При игре инструмент ставится вертикально на колени исполнителя, с небольшим наклоном верхней части в сторону играющего. Исполнитель извлекает звук, проводя по струнам пальцем (пальцами) правой руки (приём бряцания). Пальцы левой руки расположены между смежными парами струн в широкой части «веера» и при движении кисти руки вверх или вниз приглушают часть струн так, что образуются стройные созвучия, в основном — трезвучия терцовой структуры (c1 — e1 — g1, d1 — f1 — a1).
Новгородские наигрыши представляют собой архаический пласт русского музыкального фольклора. В репертуаре выделяется один основной тип наигрыша, основанный на попеременном звучании двух основных созвучий. Существуют две основные жанровые разновидности наигрышей, различающиеся по темпу исполнения. Быстрая версия связана с сопровождением традиционной женской или мужской пляски (в народной терминологии — «игра под пляску»). Медленная версия исполнялась в качестве сопровождения припевок (частушек), традиционно звучавших во время праздничных шествий по деревне или на гуляньях, проходивших в доме (в народной терминологии — «игра под песни»). Также зафиксирована разновидность наигрыша, который исполнитель играет «для себя», в уединении (наигрыш-раздумье, или «гусли-мысли»), в очень медленном темпе.
Несмотря на простоту инструмента, наигрыша и приёмов игры, звучание гуслей в руках талантливых исполнителей отличается разнообразием благодаря ритмическому, акцентному, темповому варьированию наигрыша и приёмов игры (глиссандо, снятие левой руки, чередование направления удара правой рукой и т. д.). У каждого из гусляров есть свой узнаваемый индивидуальный стиль игры, излюбленные исполнительские приёмы.
Исполнителями на гуслях могли быть и мужчины, и женщины. Народные музыканты вспоминают о том, что «перенимали» игру от других деревенских гусляров, которых им довелось видеть, ориентируясь на собственные визуальные и слуховые ощущения. Зафиксирован факт специального изготовления детского инструмента (с четырьмя струнами) для того, чтобы ребёнок учился играть на гуслях.