Традиционная женская пляска «Кружка́» в народных традициях Псковской и Новгородской областей
Фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории 1981–1991 годов зафиксирована особая форма старинной женской (девичьей) пляски — «Кружка́». Существует несколько наименований пляски: «Во кружо́к, ча́стенького», «Бочко́м», «Ползунка́» («Ползуно́к»), «Топоту́ха», «Ришати́ха», «Трепака́», «Казачка́» и другие.
Этот вид пляски распространен на территории Псковской и Новгородской областей. Известны подобные парные и групповые формы старинной женской пляски «Кружка» и в традициях Вологодской области.
Как и большинство других видов традиционной пляски, женская пляска «Кружка» является важным компонентом празднично-обрядовой культуры. Основные моменты исполнения данной пляски связаны с ситуациями уличных гуляний (в престольные праздники, на ярмарках), праздничных застолий (календарная, семейная обрядность), вечерин (посиделок): «Это поиграем, ярманка, ходим-играем всё. А переберёмся где-нибудь в кучу — дявчёнки пляшут, тада́ эту — "Трепака́" играют всё» (д. Шутово Красногородского район Псковской области); «Плясали под гребенку на вечерах старинную женскую пляску» (д. Воронич Пушкиногорского района Псковской области); «Ва всих сястра́х были сыны́-гармо́ньшики, а де́вки — песнахо́ры и плясу́ньи. И вот как саберу́тца, бывало, в гости, челаве́к до тридцати, да вот в Николу, и ты знаешь, како́ё вясе́льё было́, так я ня зна́ю! И игра́ють, и пля́шуть, и паю́ть, и хто што!» (д. Пачесанье Пушкиногорского района).
По сведениям, полученным в фольклорных экспедициях в 1980-е годы, участниками старинной пляски «Кружка» были пожилые женщины: «А мать хади́ла — кружко́м плясали — в старину давнёшную» (д. Котятино Псковского района); «Ето вот, бывало, мамка моя плясала так: вот так как-то всё –бачко́м-бачком» (д. Станкеево Красногородского района Псковской области).
В народной культуре второй половины XX века у молодежи особенно популярной стала пляска «на парочку», которую могли исполнять парень с девушкой или две девушки. В этой пляске многие элементы изначально мужской традиционной пляски (дроби, различные «коленца», «вы́ходка» и проч.) стали проникать в женскую хореографическую лексику. Вероятно, эти довольно поздние влияния были продиктованы «новыми веяниями эпохи». Старинная пляска «Кружка́», воспринимавшаяся молодежью как элемент старой традиции, как «старина давнёшная», вытеснялась новыми формами пляски (с частушками, с «дробью»), дающими бо́льшую свободу, яркость и эффектность самовыражения. Но, несмотря на это, по рассказам народных исполнителей, были случаи, когда старинную пляску исполняли девушки: «“Ползунка́” — две девушки по очереди плясали, топали мелкими шагами по кругу с припевками, руки опущены» (д. Астахново Пушкиногорского района Псковской области). Количество участников могло быть разным — от одной до группы женщин/девушек (пляшут по одному; пляшут по очереди; вдвоём; группой). Вот как рассказывали о групповой пляске: «Бабы кружком плясали. Там их, может, штук восемь — иду́ть адна́ за адно́й и топают» (д. Бланты Островского района Псковской области).
Традиционная женская пляска — «Кружка» («Бочком», «Топотуха», «Ползунка» и др.) — может быть представлена сольной, парной или коллективной формой исполнения. Основным для данного вида пляски является мелкий приставной (прямой и боковой) шаг, без дроби. В ряде случаев исполнители переступают, почти не отрывая ног от земли.
Из вариантов плясового шага выделяется шаг «в три ноги», который представляет собой тот же частый мелкий шаг, но с остановкой и небольшим акцентом (иногда приседанием) на третьем шаге (например, «правая-левая-правая — правая-левая-правая» или «правая-левая-правая — левая-правая-левая»). Шаг «в три ноги» обычно исполняется последовательно несколько раз и сменяется обычным мелким шагом (д. Жилино-Карпино Палкинского района Псковской области). «"В три ножки" мы, бывала, плясали пад Петьку. Тот в гусли ная́ривая, а мы (маленькие ишшо́) пляшем, в три ножки падла́живали» (д. Габоны Красногородского района Псковской области).
Встречаются и другие варианты шагов, подскоки (в новгородской пляске), вращение вокруг себя, разнообразные движения рук с обязательным использованием платка.
Пластика старинной женской пляски отличается статностью и плавностью («поставь горшок с молоком на голову и не разольёт»), многообразием поз пляшущих. Руки могли быть опущены вдоль тела, или же одна рука с зажатым в ней платком могла быть поднята на уровне головы, а вторая — уперта в бок («адно́й рукой подбочи́вши»). Еще одна характерная поза, когда обе руки уперты в бока.
Чаще всего плясали по кругу, но могли двигаться и по траектории «восьмерки» или «петли». Движение также могло усложняться поворотами и вращением участниц, сменой направления движения («по солнцу» — «против солнца»), переходом пляшущих через центр круга навстречу друг другу (в парной пляске). Деревенские жители рассказывали, как старушки «Ползунка́» плясали — юбки широкие, сапожки, как у цыган, со шнурками, полунизкий каблук; по кругу ходили «прито́пывали»: "Ток-ток-ток, ток-ток-ток, ток-ток-ток»; у каждой «своя манера» была, «топают-идут, как по́лзают, палзу́т» (д. Барашкино Пушкиногорского района Псковской области); старые женщины плясали — руки в бока, ходили мелкими шагами по кругу («в кругову́ю»), поворачивались из стороны в сторону, руку с платком могли подымать над головой (д. Ладино Новоржевского района Псковской области).
Сольную пляску «Кружка» исполняли по очереди: «Адна́ стаи́ть, а втара́я пля́ше. Эта папля́ше — вста́не, втара́я начина́я плясать» (д. Песечек Пушкиногорского района Псковской области); «Топоту́ха» — в длинных сарафанах, не видно ног, она «то́пча», в кружок выходит сначала одна, потом вторая (д. Авдоши Красногородского района Псковской области). Графика и пластика движений в сольной пляске свободнее, чем в групповой, изначально имеющей заданную круговую графику движения (см. видео 01). «Вот так ря́дышкам ноги то́пають. Эта называ́лся «Палзуно́к» такой <…>. Па васьмо́й номер выво́дють, вот так выпля́сывая, васьмой номер выво́дя. Наша Аксю́ша гара́зд харашо́ пляса́ла, сястра́ дваю́радная, ой, харашо́ пляса́ла! Бывала паста́в ваду́ на галаву — ана́ ни разалье́, как пля́ше. Пла́вко, пла́вко! А тут ста́ли ужо́ в припры́жку пляса́ть, с припе́вкам» (д. Песечек Пушкиногорского района Псковской области).
Распространенной является парная форма пляски: «Трепака ("Крутенького") — пляшут вдвоём, идут мелким приставным шагом по вытянутому кругу, спиной в круг, обходя друг друга, машут платком; плясали в длинных сарафанах (д. Селихново Пушкиногорского района Псковской области). «Русская старинная пляска» — две женщины пляшут вместе друг перед другом, движения одинаковые — «русская пляска праста́я», «никаких кале́н, не выбра́сывания, ничаво.́ <…> Адна перед адной [пляшут]» (д. Глубокое Опочецкого района Псковской области).
Для групповой формы пляски, распространенной на территории Псковской области, типичными элементами являются круговое движение (против солнца) мелким боковым приставным шагом, активные взмахи платком и вращения вокруг себя (не организованные, а произвольные у каждой из участниц), разнообразные позы (руки опущены, обе руки в боки, одна в бок, другая вверху с платком): «Бачко́м таким, ноги не пыднима́ють, а так вот падбаче́нясь, и идут па кругу. <…> Пла́вна… И выхо́дють там челаве́к пять и иду́ть вот так — кру́гам иду́ть. <…> Все вот так и хо́дют вакру́г и припля́сывают, падпява́ют» (д. Колесниково Пушкиногорского района Псковской области).
Для хореографической традиции Новгородской области характерен парный вид пляски «Кружка» с устойчивой графикой движения. Можно говорить о наличии хореографического периода (или композиционной единицы периодичности) пляски. Наиболее развитый период наблюдается в пляске «Кружка» в исполнении Анны Степановны Степановой 1910 г. р. из п. Мошенское. Основной повторяющийся элемент пляски состоит из чередования нескольких видов движения: 1) движение по кругу (против солнца); 2) подскок, приплясывание на месте; 3) встречное движение через центр круга (туда и обратно), при обратном движении — вращение вокруг себя. В этой пляске происходит также чередование различных видов приставного шага — обычный «прямой с каблучком» и мелкий дробный шаг вперед при движении по кругу, подскок и мелкий втаптывающий шаг на месте, мелкий боковой шаг при встречном движении. В иных вариантах парной женской пляски «Кружка» в исполнении жительниц деревень Петрово, Мошенское, Копачёво и других, некоторые элементы хореографической лексики (подскок, вращение) не использовались или варьировались. Для новгородского «Кружка» характерны следующие позы: 1) обе руки опущены; 2) левая рука на поясе (или опущена), а правая с платком поднята вверх (иногда кисть правой руки лежит на плече, платок находится за спиной).
Пляска «Кружка» исполнялась в сопровождении любого музыкального инструмента (гусли, скрипка, балалайка, гармонь) или инструментального ансамбля. При отсутствии музыканта широко пользовались приемом имитации наигрышей голосом — плясали «под язык». Зачастую достаточно было обозначить голосом ритмическую основу пляски (пляска под «чи-чи-чи», «ды-лю, ды-лю, ды-лю» и проч.). На мотив «Русского» или «Камаринского» могли также многократно повторять краткие припевки, основанные на разнообразных, иногда лишенных смысла словосочетаниях: «По двадцати пяти, пяти, пяти, пяти», «Четыре курицы, петух», «Стулья, елья, осинова поленья» и другие. Для сопровождения пляски часто использовали печную заслонку или косу, на которых «выигрывали» (выстукивали) ритм пляски. По некоторым сведениям, старинную женскую пляску раньше исполняли «под гребенку» (д. Воронич Пушкиногорского района Псковской области).
Группа наигрышей «под пляску» весьма разнообразна. В Псковской области играли «Русского», «Под пляску», «Барыню», «Трепакá», «Кружкá», «Камаринского», «Малороссéйского» («Марасéйка»), «Казачка». Встречаются местные наименования: «Сударушка», «Лобанкá», «Ерёма», «Залётка» и некоторые другие. Зачастую название наигрыша совпадает с названием самой пляски («Топотýха», «Бочком», «Трепакá», «Кружкá» и проч.).
В традициях Псковской и Новгородской областей старинную женскую пляску «Кружка» на момент проведения фольклорных экспедиций в 1980–1990-е годы сами исполнители относили к числу вышедших из употребления. По рассказам жителей деревень, эта пляска принадлежала поколению их матерей или бабушек. Несмотря на это записаны богатейшие фольклорно-этнографические материалы, раскрывающие эту самобытную, исконную и архаичную в своих истоках форму народной хореографии. Имеющиеся в архивах видео- и аудиозаписи требуют изучения и включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность. Они должны быть опубликованы и доступны широкому кругу заинтересованных лиц.