Традиция балалаечной игры относится к ярким самобытным явлениям народной инструментальной культуры Псковской области. В результате фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, проходивших под руководством А.М. Мехнецова в 1980-е годы, были открыты очаги живой исполнительской традиции игры на балалайке во многих районах Псковской области. От выдающихся исполнителей записаны сольные наигрыши и игра в инструментальных и вокально-инструментальных ансамблях. Народные музыканты играют на фабричных инструментах, но в некоторых деревнях были записаны сведения о самодельных долблёных инструментах, имеющих жильные или нитяные струны. Кроме общераспространенных способов настройки балалайки («гитарный», «балалаечный» строй), псковские музыканты используют необычные, редко встречающиеся «минорный», «скри́почный» строи. Особые исполнительские приемы («набивание», «выборная игра»), структурные и стилевые особенности наигрышей обнаруживают родство с традицией гусельной игры и свидетельствуют об исторической глубине и своеобразии балалаечной традиции Псковщины.

Наиболее самобытными, цельными в репертуарном и исполнительском плане, имеющими яркие локальные особенности, оказываются традиции центральной (Островский, Красногородский, Пушкиногорский, Опочецкий районы) и восточной (Порховский, Дновский, Дедовичский, Бежаницкий, Локнянский, Новосокольнический, Великолукский районы) частей области и прилегающих территорий. Игра на балалайке, записанная в Дедовичском и Дновском районах обнаруживает связь с инструментальными традициями  соседних районов Новгородской области.

В последние десятилетия музыканты играли на балалайках фабричного производства, но зафиксированы сведения о самодельных инструментах: «Атéц мой, эта ещё да войны, сам даже сделал эту балалайку. <…> Вот сам сделал вот эти лады éты всё, здесь не такую форму [треугольную] савсéм, а как такой футляр квадратный. Ну, всё равно анá пахóжа, всё играл сам» (д. Боковень Дедовичского района). В д. Тетерино Верхнемостской волости Порховского района была описана старинная самодельная долбленая балалайка с жильными струнами и пятью ладами. В Бежаницком районе рассказывали о балалайке, округлый корпус которой выдалбливался из «чёрной ольхи», а к деревянным колкам крепились три струны из проволоки или суровой нити (д. Бардово).

В балалаечной традиции Псковщины встречается несколько способов настройки инструмента. Основным строем является «гитарный» с настройкой струн по мажорному трезвучию. В этом строе умеют играть почти все музыканты. Умением играть в балалаечном (квартовом) строе владеет меньшее число исполнителей, его можно назвать вторым по значению строем, но некоторые музыканты из Бежаницкого, Локнянского, Новосокольнического районов играют только в этом строе. Другие разновидности настройки балалайки встречаются преимущественно у отдельных исполнителей. В традициях северо-восточной части Псковской области бытовал так называемый «минорный» строй. Он подобен «гитарному», отличие же заключается в том, что первая (нижняя по высоте) струна настраивается на октаву выше («до» второй октавы, «ми», «соль» первой октавы)[1]. Строй распространен в Дновском районе (д. Белая, д. Заклинские Горки, д. Загузье, д. Чернобожье), а также в д. Бардово Бежаницкого района, д. Кириллово Порховского района и других.

Один из прекрасных музыкантов Владимир Васильевич Павлов (1928 г. р.) из д. Яковцево Новосокольнического района кроме «гитарного» и балалаечного, использует при игре «скри́почный» и «минорный» строй. «Скри́почный» строй сходен с балалаечным, но настраивается не в кварту, а в квинту, с удвоением нижних струн («ми»-«ми»-«си» первой октавы), а «минорный» в настройке В.В. Павлова представляет собой минорное трезвучие.

На Псковщине такие музыкальные инструменты как балалайка или гармонь были почти в каждой семье: «А у нас гармóней мнóга там было. А мáльцы — так кáжный в балалайку играл, кáжный-кáжный мáлец! Балалáйщик свой был — была надéлаить балалаек им» (д. Бор Локнянского района). На балалайке могли играть и мужчины и женщины. Большинство исполнителей были самоучками, могли «перенимать» игру друг от друга во время уличных гуляний или на посиделках.

Фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской консерватории записана игра на балалайке от талантливых музыкантов, мастеров балалаечной игры, в совершенстве владеющих инструментом, обладающих разнообразной исполнительской техникой: Александры Николаевны Сергеевой 1936 г. р. из д. Габоны Красногородского района, Геннадия Павловича Андреева 1929 г. р. из д. Шелелег Дновского района, Николая Ивановича Михайлова, 1933 г. р. из д. Боковень Дедовичского района, Алексея Леоновича Леонова 1927 г. р. из д. Махновка Порховского района, Константина Григорьевича Рыбкина 1930 г. р. из д. Славковичи того же района, Алексея Антоновича Иванова 1922 г. р. из д. Авчух Порховского района и многих других псковских балалаечников.

Игра на балалайке была преимущественно сольной, сопровождала пляску или пение припевок. В праздничной домашней обстановке и на гуляньях могли собираться инструментальные ансамбли различного состава. Наиболее распространенный вид ансамбля — балалайка и гитара. Наигрыши в таком ансамблевом звучании записаны в деревнях Загорье и Прискуха Локнянского района, Девонисово и Авчух Порховского района, Лешно Пустошкинского и Слепнево Куньинского районов. На балалайке могли играть и в ансамбле с гармонью. Народные исполнители отмечают, что в этом случае балалайка настраивалась от «среднего баса» гармони, выполняющего функцию тоники (д. Шелелег Дновского района). Зафиксирован также ансамбль из двух балалаек (д. Золотово Красногородского района) и трио, состоящее из балалайки, гармони и баяна (д. Савченки Куньинского района). В Дновском районе были распространены ансамбли, включающие кроме балалайки гитару и мандолину или гармонь-«хромку»: «Вот, бывáла, мандалину падстрóют, гитару, балалайку — три дявчёнки играют и поют и пляшут» (д. Гарицы); «в мóладасти, бывáла, две гармони <…> и балалайка падыгрывала» (д. Искра). В послевоенные годы на больших деревенских гуляньях могли звучать ансамбли, состоявшие из двух балалаек, гармони, скрипки, мандолины, гитары (д. Вяз Новосокольнического района).

Для балалаечной традиции Псковщины, так же как и для других инструментальных традиций этого региона, характерна развитая система наигрышей, принадлежащих празднично-обрядовой сфере народной культуры. Наигрыши «под шествие» («под песни», «под драку»), «под пляску», «под частушки» исполнялись на деревенских гуляньях во время годовых, престольных и «заветных» (обетных) праздников, на ярмарках, молодежных посиделках и вечёрках. Игра на музыкальных инструментах сопровождала семейные праздники и обряды. Музыканты могли играть дома «для себя» или в кругу семьи. По немногочисленным сведениям балалайку могли брать с собой на покос и на колхозные праздники, подыгрывали на балалайке и пляшущим ряженым на Святки (Гдовский, Струго-Красненский, Дедовичский районы).

Группа наигрышей «под шествие» («под песни») наиболее многообразна по составу, относится к раннему историко-стилевому пласту и определяет специфику и значимость псковских инструментальных традиций. Наигрыши «под шествие» имеют в местных традициях разные наименования. В северной и центральной части области записаны следующие наигрыши на балалайке:

— «Горбáтого», или  «Скобаря», «Под драку» — основные названия; местные наименования: «Кéренка», «Ромáновская» (д. Воронцово Островского района); «Закóнного» (д. Зуица Опочецкого района); «Максимовская под драку» (д. Лотовицы того же района); «Шального под драку» (д. Васильевское Пушкиногорского района); «Страмнóго» (д. Софино того же района), «Милашка», «Порховская», «Шальная», «Славковская» — в Порховском районе; и другие варианты;

— «Длинного», или «Долгóва», местное наименование: «Красногородского» (д. Зуица Опочецкого района);

— «Бологóвка» («Галагóлочка по-кудеверьски»);

— «Сумецкого», или «Сиротинка», «Полянского»; местные термины: «Немоевщина» (д. Скадино Островского района), «Выборская» (д. Махновская Порховского района), «Заяристая» (д. Славковичи того же района);

— «Новоржевского», или «Половинка», «Колотýшка», «Рассадиловка»;

— «Синерецкого», или «Рассадиловка», «Велейского»; местное наименование: «Савинского» (д. Марфино Опочецкого района).

В районах, прилегающих к Новгородской области (Дедовичский, Дновский), на балалайке играли: «Скобаря» («Скобаря под драку», «Скобаря цыганского», «на щипок»), «Поселянку» («Новгородского»), «Сумецкую» («Сиротинка», «Дубковская»), «Ново­ржев­скую».

В локнянско-ловатских традициях и далее — в южной части области — центральное значение приобретает наигрыш «Скобаря». Здесь зафиксировано множество разновидностей как самого наигрыша «Скобаря», так и его наименований: «Скобаря чáстенького» (Бежаницкий район), «Скобаря скучного/унывного/унылого» (Великолукский район), «Разливного» (Великолукский, Локнянский районы); различали следующие варианты наигрыша «Скобаря»: «как девки пели», «как мальцы пели», «под песни», «под драку» («Скобаря весёлого под драку»), «под ломанье», «Весёлая, к девкам» и другие. В локнянско-ловатских традициях распространены также наигрыши «Бологовка» («Балагóлка», «Подерьгýха») и «Новоржевского» («Под яблонькой»), которые южнее исчезают из репертуара балалаечников.

Группа наигрышей «под пляску» также весьма разнообразна. В северных (Печоро-Гдовская сторона) и центрально-псковских традициях на балалайке под пляску играли «Русского», «Под пляску», «Барыню», «Трепакá», «Кружкá», «Камаринского», «Малороссéйского» («Марасéйка»), «Казачка»,  «Под кадриль», местные наименования: «Ерёма» (д. Ореховцы Гдовского района), «Сударушка» (в Плюсском районе), «Лобанкá» (в Петровской волости Опочецкого района) и некоторые другие. Зачастую название наигрыша совпадает с названием самой пляски — «Топотýха», «Бочком», «Лентяя», «Суп варить», «Беса водить». В локнянско-ловатских традициях в  наименованиях балалаечных наигрышей под пляску присутствуют названия, бытующие в центральных районах, а также местные наименования — «Залётка» («Русского-Залётка», «Залётная»). В данной традиции исполняются также наигрыши, характерные для южных районов Псковщины — «Левóниха», «Крутеля», «Казачкá», «Лентяя», «На первую». В Великолукском районе под пляску на балалайке играли те же наигрыши, но с другими названиями: «Камаринского»/«Раскамаринский», «Половинка», «Растатуриха»; «Русского»/«Лентяя», «Ёлочка»/«Крутелка» и другие.

Перечисленные наигрыши сопровождали разнообразные формы плясок, получивших на Псковщине широкое распространение. Под старинную женскую/девичью пляску «Кружкá», мужскую пляску, коллективную пляску «кучей», как правило, играли традиционные наигрыши «Русского», «Камаринского»; под парную пляску с припевками кроме плясовых наигрышей могли играть частушечные наигрыши «Страдания», «Цыганочку» и другие. Повсеместно известны также многофигурные пляски («Лянóва», «Лобанкá», «Звёздочка», «На пéрвого», «Лявóниха»/«Крутеля», «Кадрéль», «Лентяя», «Метелица») и пляски-игры («Бéса»/«Чёртика», «Гусакá»/«Гуся»/«Петушка завивали», «Суп варить»/«Щи варить») и другие.

Наигрыши «под частушки» в инструментальной традиции Псковщины не обладают сугубо местной спецификой по сравнению с группой наигрышей «под песни» («под шествие»), а отражают общерусский репертуар, о чем свидетельствуют и их названия: «Под частушки», «Страдания», «Сербиянка», «Цыганочка», «Семёновна».

Кроме традиционного репертуара на балалайке было зафиксировано и большое количество наигрышей, относящихся к позднему историко-стилевому слою. Среди песенных наигрышей встретились «Вдоль по улице метелица метёт», «Коробочка», «Златые горы», «Светит месяц» и другие. Достаточно полно представлен танцевальный репертуар: Вальсы, Польки, «Краковяк», «Ту-степ».

 

Постановка инструмента и приемы игры.
Для балалаечной традиции Псковщины при игре сидя наиболее типичной является постановка, когда корпус инструмента расположен на правом бедре музыканта, правая рука слегка прикрывает верхний угол корпуса. При этом локоть находится чуть ниже места крепления струн (кнопок) [см. фото 03, 05, 06]. Постановка левой руки не отличается от общепринятой в современной практике профессионального исполнительства. Реже встречается вариант постановки балалайки, при котором нижний угол корпуса находится между колен [см. фото 07, видео 06–10]. При игре стоя верхний угол корпуса балалайки кладут на сгиб локтя, а правой рукой как бы обхватывают инструмент в области крепления струн. При игре «на ходу» могли также подвешивать инструмент на шею при помощи ленты, веревки или пояса.

В псковских традициях существует несколько приемов звукоизвлечения на балалайке. Основной прием игры правой рукой — бряцание, представляющее собой чередование ударов двух видов: основного удара сверху на восьмые и четвертные длительности и двух ударов (сверху вниз и снизу вверх), которые применяются при дроблении на мелкие длительности (шестнадцатые). Важно отметить, что встречаются наигрыши с использованием только одного вида удара. Например, в наигрыше «Скобаря цыганского» в исполнении И.И. Огнева постоянно применяется бряцание двойным ударом. Н.И. Михайлов из д. Боковень Дедовичского района при исполнении наигрыша «Поселянка» использовал в качестве основного одиночный удар сверху, а дробление возникало лишь эпизодически [см. видео 02]. В большинстве случаев данный прием осуществляется одним пальцем (указательным), реже — двумя или тремя пальцами одновременно. Когда бряцают по всем струнам, возникает плотное аккордовое звучание инструмента.

Контрастной по отношению к данной технике звукоизвлечения является игра «на выбор» («на щипок»), которая встречается у исполнителей-мастеров и составляет специфику псковской балалаечной традиции. Указательным (реже — большим) пальцем правой руки музыкант «выбирает» мелодическую линию наигрыша. Движение кисти осуществляется так же, как при бряцании, но менее широко. Удары указательным пальцем выполняются не по всем струнам, а преимущественно по одной струне и более мягко, чем при бряцании[2]. В качестве примера можно привести наигрыш «Долгова от первого лада «с подбоем» в исполнении А.Н. Сергеевой из д. Габоны Красногородского района. Иногда игра «на выбор» выполняется только в технике удара указательным пальцем сверху вниз. В процессе исполнения наигрыша музыканты могут захватывать (или случайно задевать) соседние струны. В этом случае мелодия обогащается созвучиями. «Выборная игра» большим пальцем осуществляется приемом пиццикато по одной струне подушечкой пальца, что находит отражение в народной терминологии — «играть на щипок». Талантливые исполнители, такие как Г.П. Андреев из д. Шелелег Дновского района, А.Н. Сергеева из д. Габоны Красногородского района, могут исполнять один наигрыш в двух версиях — мелодизированной («на щипок») и аккордовой.

Такие приемы игры как удар сверху вниз на мелких длительностях и игра «на щипок» обнаруживают родство с традицией гусельной игры. Первый аналогичен приему «набивания»[3] в гусельной игре, а второй — «игре на выбор» или «выборной игре»[4].

Встречаются и некоторые другие приемы игры правой рукой — «дробь», глиссандо, игра акцентами.

В исполнительской технике игры левой рукой в качестве игровых используются все пять пальцев. Большой палец применяется в основном в пределах верхней (по звучанию — нижней) струны. Он также может использоваться для нажатия двух нижних струн или всех трех на одном ладу (как прием barre). Иногда исполнители демонстрируют этот прием как характерную старинную простую игру, основанную на чередовании двух созвучий (трезвучие открытых струн и трезвучие от первого лада), которые находятся в большесекундовом соотношении (например, наигрыш «Долгόва — как отец играл», записанный от А. Н. Сергеевой).

Для игры левой рукой характерно закрепление определенной позиции на протяжении всего наигрыша, либо достаточно продолжительное исполнение сначала в одной, потом в другой позиции. Частой смены позиций, как в наигрышах на гармони (игра на верхних / на нижних кнопках), не происходит. В большинстве случаев игра в одной позиции сохраняется исполнителем до конца наигрыша. В арсенале некоторых балалаечников, в совершенстве владеющих инструментом, таких игровых позиций может быть несколько даже для исполнения одного наигрыша. Так, например, А.Н. Сергеева из д. Габоны Красногородского района исполняет наигрыш «Долгова» в трех вариантах, отличающихся положением левой руки на грифе: от первого, от второго лада и на пятом-шестом ладах. Игра в одной позиции характерна для балалайки с гитарным строем. При игре в балалаечном строе зачастую происходит смена позиций, обусловленная мелодической линией наигрыша.

В игре балалаечников-мастеров зафиксированы редкие случаи использования приемов «удар по струне» и «срыв струны» пальцами левой руки (кроме большого пальца) соответственно при восходящем и нисходящем движении мелодии.

Фактура балалаечных наигрышей в большинстве случаев зависит от строя инструмента. В наигрышах, исполняемых в «гитарном» строе, преобладает аккордовая фактура, а при игре в балалаечном строе — бурдонная или мелодически-полифоническая. Специфика псковской балалаечной игры состоит в том, что фактура многих наигрышей «под песни» и «под пляску», независимо от строя инструмента, отличается рядом специфических особенностей: расслоением на мелодию и бурдонирующий голос (или созвучие), полифоническим выделением мелодических линий, наличием незаполненных аккордов (квартово-квинтовых, секундово-терцовых и др.). Данные особенности, зачастую затрудняющие определение гармонических функций созвучий, встречаются в наигрышах, исполненных на инструментах с «гитарным» строем. Некоторые исполнители-мастера одинаково виртуозно выигрывают мелодический рисунок наигрыша независимо от строя инструмента, например, А.Л. Леонов из д. Махновка Порховского района.

Вышеперечисленные фактурные признаки наигрышей, а также принадлежность большинства из них к раннему стилевому пласту указывают на исконность, самобытность местных традиций инструментальной музыки, имеющих древнее происхождение и глубокие исторические корни.

 

Традиция балалаечной игры, некогда широко распространенная на всей территории Псковской области, в настоящее время угасает. Несмотря на это в ходе современных полевых исследований удалось зафиксировать игру прекрасных музыкантов из Порховского, Дновского, Дедовичского, Красногородского районов. Записаны наигрыши, относящиеся к разным историко-стилевым пластам народной традиционной культуры, раскрывающие долгий путь развития инструментальных (в том числе и балалаечных) традиций Псковщины. Экспедиционные фольклорно-этнографические материалы имеют большую научную и практическую ценность. Они могут быть полезны для освоения исконных традиций балалаечной игры в разнообразных локальных вариантах. Нужно отметить необходимость публикаций аудио- и видеоматериалов на дисках и цифровых носителях, что обеспечит доступ к ним широкому кругу заинтересованных лиц.



[1] Высота нот дана условно, обычно инструмент настраивался ниже. Такой строй балалайки, как редко встречающийся, указан в работе А. Кошелева. Автор отмечает, что подобные «способы настройки не получили массового распространения <…> по причине, что они бытуют как форма художественного эксперимента» (Русские народные балалаечные наигрыши / Сост. А.С. Кошелев. — М.: Сов. Россия, 1990. С. 13).

[2] А. Кошелев описывает технику исполнения одноголосия указательным пальцем и характеризует ее как «показатель высокого мастерства народного профессионала» (Русские народные балалаечные наигрыши / Сост. А.С. Кошелев. М.: Сов. Россия, 1990. С. 15–16).

[3] См. гусельный наигрыш «Длиннова с набиванием», записанный от  И.И. Михайлова, 1928 г. р., из д. Мехово Красногородского р-на Псковской области. В комментариях к наигрышу К.А. Мехнецова отмечает: «“с набиванием” — термин, которым обозначается использующийся в данном наигрыше приём игры правой рукой: удар по струнам выполняется только в направлении сверху вниз» (Мехнецов А.М. Русские традиционные наигрыши на гуслях (в записях из Новгородской и Псковской областей). Часть 2. СПб, 2009. С. 88-91.

[4] См., например, гусельный наигрыши «Длиннова» («Ярмарочная»), записанный от Т.И. Бариновой, 1914 г. р., (запись выполнена в п. Красногородское Псковской обл). Комм.: «Гуслярша играет мелким, точно направленным ударом, выбирая нужную мелодию» (Мехнецов А.М. Русские традиционные наигрыши на гуслях (в записях из Новгородской и Псковской областей). Часть 2. СПб, 2009. С. 50–53. Такой же способ игры встретился в наигрыше «Барыня» в записи от той же исполнительницы.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Наигрыш на балалайке «Долгого» в исполнении К.П. Сафронова из д. Зуица Опочецкого района Псковской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна