Песенная традиция села Пчелиновка Воронежской области
Экспедициями Воронежской государственной академии искусств (1988, 1993, 1995, 1997, 2000, 2005) в селе было записано свыше 100 традиционных песен в исполнении местного фольклорного ансамбля, существующего при клубе, а также бытовых уличных ансамблей. В 1997 году Воронежской академией искусств был выпущен компакт-диск «Пролетели все наши года», куда были включены 10 песен в исполнении пчелиновского ансамбля.
Местный фольклорный ансамбль начал свою концертно-пропагандистскую работу в 1939 году при избе-читальне и до 2000 года вел активную творческую деятельность, неоднократно выступал в Москве, Воронеже, снимался на центральном и местном телевидении. Последнее выступление коллектива состоялось на праздновании 80-летия руководителя ансамбля Анны Алексеевны Булавкиной в 2005 году. Анна Алексеевна всю жизнь прожила в своем родном селе (1925–2013), работала почтальоном, была музыкально исключительно одаренным человеком: имела прекрасную музыкальную память, виртуозно импровизировала, обладала высоким сильным, но в то же время легким и полетным голосом, а песни переняла от своей матери. «Я молодая была — голосом крыши подымала», — говорила она о себе. Во многом успех коллектива и его неповторимое звучание определялись её талантом исполнителя и организатора.
В целом певческая исполнительская манера жителей села Пчелиновка обладает признаками, характерными для всей южнорусской традиции: отличается красочным многоголосием, яркой экспрессивной подачей звука, насыщенной вибрацией голоса. Однако по репертуару и отдельным исполнительским особенностям (звук формируется близко к зубам, поэтому кажется светлым и чрезмерно открытым) она обособляется от локальных традиций соседних сел, расположенных по реке Осередь и на среднем Дону. В Пчелиновке каждый сюжет и почти каждый песенный напев имеет местную специфику. Так, некоторые общерусские сюжеты получают в Пчелиновке неповторимую разработку: например, известный сюжет «Горы Воробьевские» о гибели молодца на чужбине превращается в любовный, а сюжет об отражении вражеского нашествия с зачином «Из-за лесу-лесу темного» перевоплощается в свадебный.
Жанры песенного фольклора представлены в Пчелиновке в основном протяжными, хороводными и плясовыми песнями, страданиями «под язык», частушками. Что касается календарных и свадебных песен, то записаны лишь единичные их образцы. Из календарных жанров были зафиксированы только колядки («Осинова коляда по проулочку бегла», «Маленький хлопчик»). Отдельные протяжные песни («Во прошлом году» и «Уж ты вёснушка, моя весна») получили здесь приуроченность к весеннему сезону.
Из свадебных песен удалось записать только одну — «Серед избы-горенки». К свадебному обряду прикрепилась также протяжная песня «Из-за лесу, лесу темного».
Центральное место в местной жанровой системе занимают протяжные песни лирического содержания. Социально-бытовая тематика представлена в песнях о рекрутском наборе («В славном городе Воронеже», «Погуляйте, братья, с нами»), о мечтах тюремных заключенных («Уж ты веснушка, весна»), о вдовьей доле («Уж ты воля, ты моя воля»), но большинство текстов связано с любовной тематикой («Пролетели все наши года», «Пойду-выйду за ворота», «Как под кустиком», «Во прошлом году», «Заболела головушка»). Мелодика протяжных песен разворачивается в широком диапазоне, преобладают семиступенные (а не октавные) звукоряды.
Песни позднего стилевого пласта (народные романсы) в Пчелиновке имеют черты традиционной протяжной песни, что особенно проявляется в их многоголосном распеве: «Пойду в карты погадаю», «Сварила похлебочку». И даже такие известные тексты книжного происхождения, как, например, «То не ветер ветку клонит», получают в Пчелиновке неповторимую музыкальную разработку.
В жанре протяжных песен легко выявляются способы превращения музыкальных композиций в широкораспевные: со словообрывами, повторами, дополнительными вставками. Кроме того протяжные песни имеют типичные именно для Пчелиновки музыкальные каденции.
Уникальным представляется жанр хоровых многоголосных страданий: «Тириришник», «Мой муж конторщик».
Плясовые песни, распространенные повсеместно в Воронежской области, не имеют здесь местной специфики. Среди них: «Молодка», «Молодая канарейка», «У ворот трава росла». В то же время в Пчелиновке отсутствуют характерные для всего юга России плясовые песни с так называемыми алилешными рефренами.
Главный и самый яркий отличительный признак пчелиновской традиции — красочное многоголосие протяжных песен. Они исполняются в фактуре функционального двухголосия с верхним солирующим подголоском, реализующегося здесь в различных вариантах: с верхним бурдоном, подголоском или подводкой. Различие между подголоском и подводкой заключается в степени их мелодической подвижности: подголосок вьётся вокруг квинтового тона напева, захватывая периодически четвертую или шестую ступени лада, а подводка имеет вполне определенный восходящий мелодический рельеф и выход к октавным узлам в срединных и заключительной каденциях. В многоголосной фактуре с подводкой распеваются песни «В славном городе Воронеже» и «Уж ты вёснушка, весна». Основной напев в протяжных песнях в различных мелодических вариантах, как правило, ведут нижние голоса, как это происходит почти во всех южнорусских традициях.
Специфическая особенность пчелиновской ансамблевой фактуры — использование задержаний, предъемов, создающих на мгновение острые созвучия, а также выразительное паузирование в голосах и затем их активное включение после паузы.
Местный фольклорный ансамбль, в настоящее время состоящий из женщин 40–60 лет и собирающийся лишь эпизодически, практически утратил и исполнительскую манеру, и традиционный репертуар. Несколько местных плясовых песен исполняет школьный фольклорный ансамбль.