Традиция игры на скрипке в южных районах Псковской области
Традиция скрипичной игры — одно их ярких явлений русской народной культуры. В результате фольклорных экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством А.М. Мехнецова в 1980-е годы в Великолукском, Куньинском, Невельском и Себежском районах Псковской области были записаны наигрыши от девяти скрипачей, состоялась также встреча со скрипачом из Усвятского района (проживающего в д. Глубокое Опочецкого района). В д. Поречье Великолукского района, д. Савченки Куньинского района и д. Бондары Себежского района были выполнены записи от инструментальных ансамблей. В исполнительском и репертуарном плане южнопсковская традиция родственна скрипичным традициям соседних районов Белоруссии, Смоленской и Тверской областей.
В исполнительской практике второй половины XX века музыкантами обычно использовался фабричный инструмент. По воспоминаниям скрипачей, ранее в этих районах бытовали самодельные скрипки с клееным корпусом, сделанные по образцу фабричных. Замечательный музыкант Иван Павлович Ерошенков (1924 г. р.) из д. Савченки Куньинского района рассказывал о скрипке, которую делал сам. По его словам, сделанная им скрипка звучала лучше, чем фабричная. Самодельная скрипка была не такая «гладкая» — обечайка «не сильно хорошо согнýта», «рубéчки были» по обечайке. «Дощечки» (деки) и головка с четырьмя колками («квинтóчками») были сделаны так же, как на фабричном инструменте. Нижняя дека изготовлена из клёна (она «звонкая, как гармонь»), верхняя — из ели. Для своей скрипки И.П. Ерошенков взял четыре гитарные струны (раньше струны изготавливали из «кишок»). Смычок был дугообразный с натянутым конским волосом, который смазывали жжёной еловой смолой. Иногда жжёную смолу капали на нижнюю часть головки скрипки, чтобы можно было по необходимости натирать ею смычок.
Традиция игры на скрипке является главным компонентом инструментальной музыкальной культуры южных районов Псковской области. Большинство деревенских музыкантов были самоучками, «перенимали» игру друг от друга на гуляньях, праздниках, посиделках. Согласно собранным сведениям, на скрипках играли только мужчины. В ходе экспедиций была записана игра на скрипке замечательных исполнителей, талантливых музыкантов — Ивана Антоновича Сапогова 1912 г. р. (д. Поречье Великолукского района), Василия Яковлевича Муравицкого 1922 г. р. (д. Каменистик Великолукского района), Ивана Павловича Ерошенкова 1924 г. р. (д. Савченки Куньинского района) и других.
Кроме сольных скрипичных наигрышей, были зафиксированы и наигрыши в исполнении инструментальных ансамблей в составе: скрипка и цимбалы (д. Поречье Великолукского района, д. Бондари Себежского района), скрипка-цимбалы-аккордеон (д. Поречье Великолукского района), скрипка и гармонь (д. Савченки Куньинского района). По рассказам И.П. Ерошенкова из д. Савченки, скрипка лучше всего «ладит» с балалайкой или «бандýркой» (мандолиной). Этот инструмент, когда на нем играли в ансамбле со скрипкой, перевязывали на втором ладу, чтобы звук был выше.
Для исполнительских традиций южных районов Псковской области характерно горизонтальное расположение скрипки во время игры, но не всегда с упором в плечо. При положении сидя скрипку могли упирать в правую нижнюю часть груди, при этом конец ее корпуса, связанный с грифом, ставили на колено (см. фото № 01, 02 –Василий Яковлевич Муравицкий из д. Каменистик Великолукского района). В ходе экспедиций зафиксированы упоминания о том, что скрипку могли держать как горизонтально, с упором в плечо или в грудь, так и вертикально, с упором в колено.
В исполнительской технике южно-псковских скрипачей наблюдается мелкая изощренная техника игры левой рукой, стремление к украшениям и виртуозности (использование мелизматики, форшлагов, сложных ритмических группетто, мелодического и ритмического синкопирования). Разнообразные исполнительские приемы в игре левой рукой включают в себя продолжительные мелодические обороты с преобладанием мелких длительностей. Они исполняются в быстром темпе легато на один смычок и чередуются с мелкой смычковой техникой (деташе и по две шестнадцатые легато) в середине смычка. Для техники игры правой рукой характерна игра в одной позиции, которая обнаруживает архаические истоки данной скрипичной традиции. В отдельных, особенно песенных (свадебных, календарных) наигрышах и наигрышах «под песни» («Скобаря») преобладает бурдонно-полифонический стиль игры, а в скорых плясовых наигрышах — мелодически-виртуозный[1]. В скрипичной игре выдающихся народных исполнителей совмещаются различные исполнительские стили. В процессе исполнения наигрыша мастера скрипичной игры используют разнообразные способы его варьирования. Они касаются не только мелодической, ритмической, фактурной основы наигрыша, но могут быть связаны и с его контрастными темброво-тесситурными воплощениями (игра в нижнем регистре, на нижних струнах) и др.
Традиционный скрипичный репертуар в южных районах Псковщины включает в себя наигрыши, относящиеся к календарной и семейной обрядности. Важно, что из всех инструментов именно скрипка является обязательным атрибутом свадебной игры, а скрипичные наигрыши, звучащие в ключевые моменты обряда, выполняют те же функции, что обрядовые песни и причитания. В Себежском районе «марши» («надельный марш», «свадебный марш», «свадебное причитание») исполнялись во время шествия невесты-сироты на кладбище; перед наделением, когда невесту обводили вокруг стола; при наделении. В этих ситуациях наигрыш звучал одновременно с причитанием невесты. В Куньинском и Великолукском районах скрипач играл «Скучную вечерину» на вечерине накануне свадьбы и во время благословения и наделения невесты утром свадебного дня («Благословлéнная», «Надéльная»), сопровождая голошения невесты и ее матери. «Ну, скрипки такии были, што вот как раз, как пыд галашéние. <…> памагáить, эта, сшитáй, лéгче тады галасить» (д. Токарево Куньинского района). Во время свадебного застолья чередовалось звучание «маршей» («Свадебный марш», «Заказнáя игра», «Надельный марш») и свадебных песен, исполнявшихся для каждого гостя. Нередко пение сопровождалось игрой на скрипке и цимбалах. «А скрипач играл у их — и вéчарам играл, и ýтрам. <…> Цимбалы такии — знáишь, длинныи. Дéўка в цимбалы так играла сидéўши, а батька — на скрипке. А тут пели над сталóм свадёбники éты. Вси плясали, пели — и пад скрипку, пад цимбалы» (д. Дрёг Куньинского района). Записаны также скрипичные версии свадебных песен: «Пресвятой Кузьма-Демьян» (д. Занюсское Великолукского района), «Поехали сваты до дому» (д. Трехалёво Невельского района), плясовой «Кому пуговки литые» (д. Савченки Куньинского района).
Инструментальная музыка являлась обязательным элементом календарных обрядов, связанных с обходом дворов на Рождество и Пасху, и сопровождала исполнение колядок и волочебных песен. В Куньинском и Великолукском районах волочебные напевы могли воспроизводить на скрипке или на гармони. Кроме того, скрипичные версии волочебных песен записаны в д. Савченки Куньинского района, д. Трехалёво Невельского района, д. Бондари Себежского района. В Себежском районе помимо волочебных в сольном исполнении не только на скрипке, но и на цимбалах зафиксирована и хороводная песня «Летели две птички». В Себежском районе только на цимбалах записаны инструментальные версии напевов колядок «На Ердани тиха вода стала», «Ходили гуляли колядовщики» (д. Глембочино).
Инструментальная музыка была также важной составляющей уличных праздничных гуляний и зимних посиделок. Связанные с деревенскими гуляньями наигрыши делятся на три основные группы: «под песни» («под шествие», «под драку»), «под пляску», «под частушки». Отдельную группу образуют танцевальные и песенные наигрыши позднего историко-стилевого слоя. Основным наигрышем «под шествие» в южных районах Псковской области является наигрыш «Скобаря». Он представлен следующими разновидностями: «Весёлый», «Протяжный», «Стеклянный обычный», «Под драку», «Расхожего», «Заунывного», «С неудачей», «На ярманке», «Желанная», а в Куньинском районе — «Под драку», «Продольного». Гораздо бóльшим количеством наигрышей представлена группа «под пляску»: «Камаринского», «Левониха», «Русского», «Русского-Барыня», «Казачкá» («Крутеля-казачкá»), «Шельма», «Сени», «Под Кадриль». На посиделках под пляску могли исполнять также наигрыши более позднего происхождения — «Страдания», «Цыганочку», «Семёновну». Особой популярностью на вечерах пользовались наигрыши, сопровождавшие деревенские танцы: «Кадриль», «Лентяя», «Полька», «Краковяк», «Ту-степ», Вальс («Крутится-вертится шар голубой»). В Себежском районе записано два варианта «Польки» — «Полька-варшавка» и «Финская полька». Из позднего песенного репертуара на скрипке зафиксированы наигрыши «Коробочка», «Златые горы», «Светит месяц», «Окрасился месяц багрянцем» и другие.
В целом стиль игры на скрипке в южных районах Псковской области близок к стилю смоленской скрипичной игры. Однако упоминаний о скрипичных ансамблях (из двух-трех скрипок), характерных для Смоленской области, на территории Псковщины не зафиксировано.
Традиция игры на скрипке в настоящее время практически утрачена. На момент проведения фольклорных экспедиций в 1980-х гг. основные записи были выполнены от псковских скрипачей, самые молодые из которых принадлежали к поколению 1920-х годов рождения (И.П. Ерошенков 1923 г. р. из д. Савченки и Я.П. Петров 1925 г. р. из д. Глембочино). Эти немногочисленные и поэтому необычайно ценные записи являются свидетельством существования народной традиции игры на скрипке, которую успели зафиксировать исследователи-фольклористы во второй половине XX века. Документальные источники (записи наигрышей, репортажные записи о самодельных инструментах, рассказы о месте и значении инструмента в традиционном жизненном укладе русской деревни) раскрывают самобытную, яркую, имеющую глубокие исторические корни традицию. Данные материалы требуют не только сохранения и изучения, но и активного включения в учебную, просветительскую, концертную деятельность, быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц.
[1]Термины бурдонно-полифонический и мелодически-виртуозный стиль игры введены Т. Казанской (Казанская Т.Н. Традиции народного скрипичного искусства Смоленской области // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: сборник статей и материалов в двух частях, под общ. ред. Е.В. Гиппиуса. — М.: Советский композитор, 1988. Ч. 2. С. 87).