Традиции игры на елецкой рояльной гармонике в Липецкой и Воронежской областях
Традиции игры на елецкой рояльной гармонике бытуют на территории Липецкой области (Измалковский, Красненский, Лебедянский, Елецкий, Задонский, Липецкий, Тербунский, Грязинский, Хлевенский, Усманский, частично Добровский, Долгоруковский, Добринский районы), а также в северных районах Воронежской области (Нижнедевицкий, Семилукский, Рамонский, Верхнехавский, Новоусманский). Такие данные были получены в результате экспедиционной работы преподавателей и студентов-этномузыкологов Воронежской государственной академии искусств (1994–2009 гг.) под руководством Г.Я. Сысоевой и Санкт-Петербургской государственной консерватории (2009–2013 гг.) под руководством Г.В. Лобковой.
Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований. Наиболее распространенное, бытующее на всей территории и относящееся ко всем конструктивным моделям инструмента название — рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью. Встречается и название русская гармонь. Конструктивные модели рояльной гармоники носители традиции определяют, включая в название все характеристики инструмента, например: рояльная шестипарка с полутонами.
Рояльные гармоники делались в основном на заказ одним мастером, который лично отвечал за качество инструмента, должен был в совершенстве владеть всеми тонкостями гармонного производства. В 1920-е годы в городе Ельце на государственной основе и под руководством мастеров — братьев Ивана и Алексея Черных — была открыта мастерская по производству елецких рояльных гармоник. На ней одновременно трудилось до 60 человек.
Ряд конструктивных особенностей позволяет отличить рояльную гармонику от других разновидностей. К основным признакам относятся два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.
Наибольшее распространение в сельской среде получили однорядные диатонические рояльные гармоники (шестипарка и семипарка), по звуковым и конструктивным особенностям предназначенные для игры на улице в праздничной атмосфере. В городской народной культуре довольно часто встречаются двухрядные хроматические инструменты — шестипарки, семипарки, восьмипарки, предназначенные в основном для домашнего музицирования.
Правая клавиатура однорядной шестипарки состоит из 15 (16) клавиш, воспроизводящих диатонический звукоряд. Левая клавиатура включает шесть басовых клавиш, настроенных по квинтам, и семь аккордовых клавиш: шести основных и одной дополнительной. Пяти басам соответствуют мажорные аккорды, одному — минорный, есть также один дополнительный минорный аккорд. Строй шестипарки позволяет исполнять наигрыши в двух мажорных и одной минорной тональностях.
Функциональная сторона бытования наигрышей в традиционной культуре диктует различные варианты расположения инструмента во время игры. Гармонист может играть сидя, стоя или «на ходу» в зависимости от ситуации.
Существует несколько вариантов расположения гармони на коленях музыканта при игре сидя. Самым распространенным в современной исполнительской практике является вариант, при котором мех инструмента размещается на правом колене гармониста, при этом его колени поставлены свободно, а правая нога немного выдвинута вперед. В таком положении гармонист может приподнимать или опускать правое колено во время игры в зависимости от того, какие исполнительские приемы он использует. Второй, достаточно редкий в настоящее время вариант определяется посадкой гармониста «нога на ногу», при которой правая нога находится сверху. Именно на нее мехом или центром корпуса опирается инструмент. В силу того, что игра сидя удобнее для гармониста, она отличается виртуозностью и большей протяженностью. Некоторые специфические приёмы игры гармонисты могут продемонстрировать только сидя.
При исполнении наигрышей стоя или «на ходу» гармонисты подвязывают инструмент длинным полотенцем (рушником, утиркой), закрепляя его таким образом, чтобы левая сторона оставалась неподвижной, а правая была свободной. С гармонью полотенце должно соприкасаться только по передней стороне левой рамки. В более позднее время многие елецкие, задонские гармонные мастера, а иногда и сами исполнители стали прикреплять к роялкам кожаный плечевой ремень. Закрепляли его, как и полотенце, за верх правого и низ левого полукорпусов. На спине гармониста он располагается по диагонали. Длина ремня варьируется в зависимости от роста и комплекции исполнителя. Представленные варианты фиксации инструмента при игре стоя или во время передвижения встречаются в современной праздничной культуре.
В сельской общине гармонист имеет особый статус, поскольку как одаренная творческая личность обладает способностями, отличающими его от других. Он способен управлять эмоциональным состоянием людей и вести их за собой во время сельских уличных гуляний. Это нашло отражение в высказываниях жителей сел Липецкой и Воронежской областей: «У мине иной раз такой разрыв в душе, усё не мило, а как гармонь заигрáя, я усё забываю, бягý на голас» (с. Пластинки Усманского р-на Липецкой обл.).
В свою очередь, сами гармонисты стремятся к совершенствованию навыков игры, повышению исполнительского мастерства. Статус гармониста как главного участника праздничного или повседневного веселья подчеркивается тем, что его было принято наделять дарами, деньгами или продуктами. По словам гармониста Виктора Ивановича Юшина из с. Нижнее Казачье Задонского района Липецкой области, «Гармонист — первый человек. Первым куском тебя угощают, все почести и удовольствия, но эт не всем дано». Во время свадьбы и праздничных уличных гуляний в календарные годовые праздники гармониста перевязывали домотканым полотенцем (рушником) с вышивкой и кружевом на концах. В сельской среде статус профессионала и признание обычно получали гармонисты, «отыгравшие свадьбу». Это требовало особой выносливости и мастерства, поскольку свадьбы нередко растягивались на нескольких недель. В сельской общине существовало несколько градаций в определении уровня мастерства исполнителя. Часто и личные качества гармониста связывались со степенью владения инструментом. Исполнителю-мастеру прощались все личностные недостатки, а физиологические просто не замечались.
Рояльная гармоника на территории Липецкой и Воронежской областей нередко входила в состав инструментальных ансамблей. Наиболее часто встречаются следующие сочетания инструментов:
— бубен и рояльная гармоника;
— балалайка и рояльная гармоника;
— мандолина, гитара, бубен и рояльная гармоника;
— гармоника-хромка 25х25 и рояльная гармоника;
— две-три рояльных гармоники.
Сведений о соединении в инструментальном ансамбле елецкой рояльной гармоники и духовых инструментов не зафиксировано.
Для инструментальной ансамблевой традиции с участием рояльной гармоники не характерно разделение на солирующие и аккомпанирующие инструменты. При совместном музицировании партии исполнителей равноправны. Рояльная гармоника обладает резким, насыщенным звуком, поэтому в ансамбле с ней используются инструменты, которые способны с ней ладить и конкурировать в громкости. К таким инструментам относится балалайка с удвоенными струнами (шестиструнная), имеющая большую звучность.
Традиция объединения нескольких рояльных гармоник в ансамбль бытует на территориях вокруг центров гармонного производства. При изготовлении инструментов практиковалась различная высота их настройки. Чтобы составить ансамбль, нужно специально подобрать гармоники одного строя. В народной исполнительской практике преобладают ансамбли из двух роялок.
Наибольшее распространение получили дуэтные ансамбли, состоящие из исполнителей на елецкой рояльной гармонике и бубне. Особенно активно подобные дуэты бытуют в южной части ареала традиции — это районы Воронежской области и прилегающие к ним Усманский, Хлевенский и Тербунский районы Липецкой области.
Особенности конструкции, тембр, высота строя рояльной гармоники обусловлены тем, что инструмент создан для сопровождения пения. Не случайно в различных районах высота настройки рояльной гармоники зависит от темброво-тесситурных характеристик вокальной партии. Для южных районов характерен более низкий строй инструментов (ре, ре-диез, ми), для северных — более высокий (ми, фа, фа-диез).
Репертуар, звучащий на рояльной гармонике, включает в себя как местные, так и общерусские наигрыши, такие как «Цыганочка», «Семёновна», «Яблочко». Инструмент может также сопровождать исполнение песен «Златые горы», «Коробейники», «Выйду я на реченьку».
Однако основу репертуара гармонистов-рояльщиков составляют местные наигрыши. Особое значение имеют характерные для южнорусских традиций разнообразные наигрыши под собирательным названием «Страдания»: «Простые страдания», «Длинные страдания», «Короткие страдания», «Елецкие страдания», «Страдания с приплясом», «Шарабан», «Канарейка», «Досада», «Грушевские страдания», «Шахтёрка», «Власовские страдания». Они исполняются во время шествий (проходки по улице, переходов из деревни в деревню) или в обстановке домашнего застолья, семейного праздничного гулянья.
«Простые страдания» в вариантах длинные и короткие распространены на всей территории бытования рояльной гармоники и входят в репертуар каждого гармониста-рояльщика.
Наигрыши «Елецкие страдания», «Шарабан» являются наиболее яркими и показательными для народной музыкальной традиции Елецкого, Задонского, Тербунского, Измалковского, Красненского, Долгоруковского, а также части Хлевенского и Лебедянского районов Липецкой области.
Наигрыши «Канарейка» и «Досада» бытуют в Липецком и Добровском районах Липецкой области и прилегающих районах Тамбовской области. Страдания «Грушевские» («Грушинские») распространены на территории Елецкого, Задонского и Тербунского районов Липецкой области. Страдания «Власовские» и «Шахтёрка» исполняются только в селах Азыбовка, Поддубровка, Излегоще Усманского района Липецкой области.
В ряду наигрышей, относящихся к типам «Елецкие страдания» и «Простые страдания», исполнители выделяют варианты, обусловленные ситуацией исполнения. Так, по дороге к возлюбленной девушке гармонист играет «Страдания к ней» (короткие), а по дороге обратно — «Страдания от неё» (длинные). Темп движения и соответственно темп игры отражают настроение гармониста. Михаил Иванович Кудинов из села Пластинки Усманского района Липецкой области рассказывал об этом так: «К ней идёшь — веселишься, они и пальцы ловко перебирают, спешишь — и игра такая. От ней идёшь уже на зоре, светает, сил нету, а бывает и встреча не удалась, и расставаться неохота — идёшь, разрезаешь медленно».
В исполнении на рояльной гармонике звучат и наигрыши под пляску: «Матаня», «Елецкая пляска» или «Елецкого», «Барыня», «Русского», «Бешеного», «Колчак», «Деда». Наигрыши «Матаня» и «Барыня» («Бешеного») распространены на всей территории бытования рояльной гармоники. Наигрыш под названием «Елецкая пляска» бытует только в Липецком и Добровском районах Липецкой области, а наигрыши «Колчак» и «Деда» — в Елецком районе и прилегающих к нему территориях.
Наигрыши на рояльной гармонике сопровождают и обрядовые действа, и праздничные гуляния. Так, обязательным является участие гармониста в колядовании — обрядовых обходах дворов накануне Рождества и Старого Нового года; в молодежных катаниях на лошадях по селу на масленичной неделе; в троицких уличных шествиях (гармонист часто возглавляет шествие); в больших уличных гуляньях, устраиваемых во время календарных и престольных праздников. Обряды жизненного цикла — свадьбы, проводы в армию — также не обходятся без гармониста. Гармоника звучит и во время праздничных застолий, проходящих в рамках календарных и семейных обрядов; в особых случаях — во время поминальной трапезы.
Включение гармониста в группу колядовщиков сельские жители относят к началу ХХ века. Повсеместно отмечают, что в отличие от ряженых обходчиков гармонист не рядился, но обязательно должен был входить в их возрастную группу. При обходе дворов звучали местные варианты «Страданий», исполнявшиеся по дороге от дома к дому и выступавшие звуковым маркером ватаги колядующих. Около дома они пели колядки. Если участников обряда угощали в доме, то по заказу хозяев могли звучать плясовые наигрыши, сопровождавшие общую пляску и пение частушек.
Участие инструментальной музыки в масленичном календарно-обрядовом комплексе связано с традиционными катаниями на лошадях по селу, праздничными застольями и гуляньями в Прощёный день. Гармонист-рояльщик мог сам выбирать, с кем кататься, ему были рады в любой компании. Более того, если гармонист сидел на чьих-то санях, то это считалось признаком богатства их хозяина.
Гулянье в Прощёный день, когда исполнялись в основном плясовые наигрыши, было особенно безудержным, поскольку с понедельника и на все время Великого поста вступал в силу запрет на игру и пляску.
Особое место в празднично-обрядовой сфере народной традиции занимали большие уличные гулянья, приуроченные к Троице и престольным праздникам. Существовал определенный порядок их проведения. На каждой улице собирались ее жители и во главе с гармонистом начинали движение к центру села (в местной традиции это называлось идти улицей). При выходе на центральную улицу участники празднества объединялись в одну группу, которую возглавлял гармонист высокого уровня, признанный сельской общиной музыкант-виртуоз, знаток местной музыкальной традиции. Во время таких шествий озвучивалось одновременно все пространство села. Частушечницы пели сольно или с хоровым подхватом под аккомпанемент местных вариантов «Страданий». Инструментальная и вокальная составляющие «Страданий» в данной традиции отличаются насыщенным резким звуком, высокой тесситурой и экспрессивной исполнительской манерой.
Вторая часть праздничного гулянья проходит на открытом пространстве за пределами села, где устраивают общественную трапезу, после которой все собравшиеся начинают плясать. На южнорусской территории круговые формы пляски имеют название карагόд. В данной традиции это слово обозначает также большое скопление народа: «Бывала на праздник собирался большой карагόд у нас на Глинище, человек сто-двести, и усé «Матáню» плясали. На земле так и оставался от карагόда кружок вытоптанный» (с. Нижнее Казачье Задонского района Липецкой области). Во время пляски гармонисты сменяли друг друга: «Пришли, сначала один игрáя, устáня, потом другой, и так все» (с. Пластинки Усманского района Липецкой области). Главными плясовыми наигрышами во время праздничных гуляний были «Матаня», «Барыня» и локальные плясовые формы — «Елецкая пляска», «Деда» и др.
Молодежные гулянья, где общались и развлекались сельские парни и девушки, проводились не только по большим праздникам, но и в другие дни. В традиции Липецкой области и пограничных районов Воронежской области летом они называются матáнями, как и самый распространенный наигрыш, а зимой — вечеринками. Если по праздникам матáню устраивали за селом («на выгоне»), то по будням — «на пятачке» в центре села. Особым почетом и уважением пользовались на молодежных гуляньях гармонисты, которые играли, сменяя друг друга и соревнуясь в исполнительском мастерстве и умении подладить.
По свидетельствам сельских жителей 1920–1930-х годов рождения, на территории Липецкой и Воронежской областей наигрыши на рояльной гармонике были главным музыкальным наполнением свадебного обряда. Каждый этап свадьбы, начиная со сватовства, заканчивался пляской на улице под гармонь. Даже девичник, на котором невеста прощалась с девичеством, а раньше, по воспоминаниям сельских жителей, звучали плачи и прощальные песни, в последние десятилетия стал сопровождаться только наигрышами на гармонике, пляской и частушками под них. «На девишник гармониста приглашали, плясали. Пекли каравай и под ёлку его клали. Ёлку наряжали всякими ленточками, а нету ёлки — орéпья [репей] нарядють. И пляшуть тут до утра» (г. Елец).. С исчезновением песенных жанров из драматичного этапа свадебной игры девичник переродился в праздничное веселье подруг невесты. По свидетельствам носителей традиции, в более ранние времена подруги невесты (девишницы) присутствовали на свадебном пиру и участвовали в величании, обыгрывании молодых и всех гостей праздничного застолья. Позже и эта функция полностью перешла к гармонисту. Он стал исполнять наигрыши в тех обрядовых ситуациях свадебного действа, где раньше звучали свадебные песни в исполнении подруг невесты.
Наигрышами на рояльной гармошке озвучивались и все переезды молодых. В селах Добровского района бытует традиция так называемой круговой свадьбы. Например, в селе Каликино основная часть свадебного гулянья проходила на улице. Все участники свадебного пира после кратковременной трапезы в доме жениха выходили на улицу и начинали шествие вокруг села, исполняя частушки и приплясывая, угощали встречающихся по дороге односельчан. Это продолжалось до вечера. Утром второго свадебного дня группа ряженых и гармонист отправлялись в дом жениха будить молодых, после чего опять начинали обход вокруг села.
До недавнего времени не только в селах, но и в городах Липецкой области ни одна свадьба не обходилась без рояльщика. Более того, если свадьба прошла без гармониста, или его исполнительское мастерство было невысокого уровня, жители села говорили: «свадьбу не сыграли» или «свадьбу не дали сыграть». Этоозначало, что на пируне было веселья. Только в том случае, если в округе не осталось ни одного гармониста, приглашают баяниста.
Появление особого обрядового наигрыша, имеющего строгое прикрепление, подчеркивает ритуальную роль гармониста на свадьбе. Этот наигрыш звучит в кульминационный момент свадебного пира первого дня, после того, как молодых«отправили в клеть», и сопровождается пляской на лавках. Он исполняется в очень быстром темпе, с частой сменой позиции игры, характеризуется особо акцентированной ритмикой. В народной традиции он носит название Бешеного или Свадебная игра.
Гармонисты села Пластинки Усманского района Липецкой области, в котором вплоть до 90-х годов XX века было более 12 исполнителей на рояльных гармониках, сообщили о том, что раньше на поминках гармонистов по особому завещанию играли на их инструментах. В таких случаях исполнялись «Длинные страдания».
Пляска под гармошку была обязательным элементом любого семейного праздника или обряда. Среди них проводы в армию и крестины.
В одном селе нередко встречается несколько темповых разновидностей наигрыша «Барыня», под которые плясали сольно. При этом исполнители сообщают различные наименования музыкально-хореографической формы:
— Подпляска — сдержанная игра, под нее «слегка приплясывают»,
— Расходнóй (С выходом) — игра с постепенным ускорением темпа, под которую плясун старается продемонстрировать полный набор плясовых движений, имеющихся в его арсенале.
В основе сольной пляски лежит движение по кругу с остановкой в его центре в момент, когда пляшущий исполняет частушки и дробит. Сольная женская пляска характеризуется быстрым темпом, большим набором ритмических фигур дроби. Сольная мужская пляска отличается сдержанным темпом, размашистыми движениями, хлопками и ударами руками по груди и ногам. Это действо имеет синкретическую природу, поскольку его составляющими компонентами являются пляска — наигрыш — частушки (прѝказки). Всё внимание сосредоточено на творческом состязании плясуна и гармониста. Диалог плясуна и гармониста усиливается звучанием частушек, в исполнении которых участвуют не только пляшущие, но и все участники праздничного события.
Основной вид пляски, распространённый в традиции и характерный для традиционной культуры в целом, — это коллективная пляска по кругу, в которой преимущественно участвуют женщины.
В зависимости от организации движения выделяются две разновидности пляски. Первая — движение по кругу друг за другом (против часовой стрелки). Эта разновидность имеет архаическое происхождение и характерна для всей территории России. Такой вид хореографии в описываемой традиции может исполняться под наигрыши «Барыня» и «Матаня», при этом в наименовании наигрыша появляется определение круговая. При исполнении кругового наигрыша частушки поются во время остановки кругового движения, а проигрыш соотносится с активной пляской, включающей большое разнообразие выбиваемых ногами ритмических фигур. Встречаются также варианты совмещения групповой пляски по кругу и сольной пляски. В таком случае исполнитель-солист выходит в центр круга.
Вторая разновидность коллективной пляски основана на движении по кругу парами и имеет свои характерные особенности и варианты. В первом случае осуществляется движение парами по кругу с приплясыванием. Каждая пара, взявшись за руки, по очереди (через проигрыш) подходит к гармонисту и около него поет частушки, далее каждая исполнительница выполняет дробь, женщины берутся за руки и продолжают движение по кругу. Второй вариант: участницы пляски становятся парами по кругу, держатся за руки и одновременно выполняют танцевальные фигуры (например, шаг вперёд, шаг назад, кружение под руку, вальсирование). Танцевальные движения, строго координируясь с проигрышем, чередуются с пением частушек. Такой вариант хореографической композиции характерен для центральных районов Липецкой области, где исполняется под наигрыши «Матаня» и «Елецкая пляска».
Исполнительские приемы, народная терминология
В зависимости от степени владения инструментом в традиции различаются два стиля игры — простая игра и игра с переборами. Простая игра определяется установкой на четкое воспроизведение обобщенной основы наигрыша с минимальным варьированием, что приводит к упрощению фактуры. Простая игра является основой начального этапа обучения гармониста, но варианты такой игры исполняют и мастера-виртуозы, когда хотят раскрыть особенности старинной игры («как отец играл»).
Индивидуальная интерпретация сложившихся в традиции приемов игры определяет исполнительский стиль гармониста, который воплощается в так называемых переборах. Перебор — вариант разработки наигрыша, отличающийся особой формой ритмического, мелодического, фактурного развития. Качественные характеристики и границы перебора различны — от вариантов мелодических оборотов до сложных фактурных построений.
В местных традициях встречаются понятия основной перебор, именной перебор, бесконечный перебор. В трактовках народных музыкантов они получают особые определения:
— основной перебор — наиболее часто исполняемый музыкантом, составляющий основу наигрыша одного гармониста;
— именной перебор — отличительный знак игры определенного гармониста;
— бесконечный перебор — игра с непрерывным варьированием мелкими длительностями.
Определение именной перебор относится как к небольшим фрагментам музыкальной ткани — 5-7 звуков в особой комбинации, так и к развернутым построениям. Именные переборы при общении гармонистов закрепляются в основном за выдающимися музыкантами, при этом сам исполнитель не считает себя автором того или иного перебора. Так, например, «перебором Королькова» (известный исполнитель на елецкой рояльной гармонике из поселка Боринское Липецкого р-на Липецкой области) называется начальное построение, с которого музыкант начинает наигрыш. Перенимая манеру игры мастера, гармонисты имитируют именные переборы, а затем перерабатывают их по-своему.
В традиции игры на рояльной гармонике выделяются исполнительские приемы, характерные для всех гармонистов-рояльщиков и обусловленные особой конструкцией инструмента. Один из основных приемов — игра ломаными фигурациями мелкими длительностями. В народной традиции этот прием имеет название крутить. На его основе сформировался более сложный перебор двойными нотами — ломаные фигурации мелкими длительностями в двухголосном изложении. Наиболее часто такие приемы используются в «Страданиях». Исполнительская реализация перебора двойными нотами невозможна на двухрядных гармониках общерусского распространения.
Для изучаемой инструментальной традиции характерно активное развитие мелодической линии баса (особенно в «Длинных страданиях»), в этом проявляется полифоничность музыкального мышления. Принципы, заложенные в конструкции левой клавиатуры рояльной гармоники, позволяют виртуозно воспроизводить басовую партию и представлять линию баса как контрапункт мелодически развитой партии правой руки.
В партии левой руки при исполнении последовательности бас–аккорд, акцент всегда приходится на слабую долю: бас звучит глубоко и очень коротко, а аккорд — с акцентом, возникающим, во-первых, благодаря сильному нажатию аккордовой клавиши большим пальцем левой руки (в силу конструкции инструмента все клавиши, воспроизводящие аккордовые звуки, располагаются с задней стороны грифа левой клавиатуры, и играют на них только большим пальцем левой руки), а во-вторых, за счет движения мехом, усиливающего акцент на слабую долю.
Нередко в сочетании с мелкими длительностями в партии правой руки бас исполняется настолько коротко, что слышны только щелчки клавиш, в то время как аккорд воспроизводится очень глубоко. В реальном звучании прослушивается не чередование бас/аккорд, а только аккорды в синкопированном ритме.
Активная работа мехом в большей степени характерна для плясовых наигрышей. Ярким исполнительским приемом является игра с перетрёхом или с подтрёхом. Этот прием заключается в резкой смене движения меха на одном звуке, без отрыва пальцев от клавиш, что приводит к ритмическому дроблению длительностей. В описываемой традиции гармонисты чаще всего делают перетрёх на слабой доле.
Манера исполнения: мужская и женская
Рояльная гармоника — исключительно мужской инструмент, женщины играют на нем крайне редко. Тем не менее, можно заметить, что женская манера исполнения обладает своими характерными чертами: простая незамысловатая игра, без выхода за пределы средней части правой клавиатуры, с подчеркиванием специфики тембра инструмента.
Вокальные имитации наигрыша: традиционные словесные формулы
Вокальные имитации гармошечной игры активно бытуют на территории распространения елецкой рояльной гармоники. Звучат они в основном в женском исполнении и отличаются большой виртуозностью, особенно в сольном варианте (на характерные слоги: «кы-на, кы-на», «ри-ри-ка», «ри-ри-да»). Показательно, что в большинстве случаев вокальные имитации сохраняют тональность звучания, характерную для рояльной гармоники.
Современное состояние традиции
В настоящее время на территории Липецкой области и северных районов Воронежской области традиция игры на елецкой рояльной гармонике является самым активным, интересным и показательным элементом современной народной музыкальной культуры. Вместе с тем, по сравнению с 1980–1990-ми годами сегодня, как показывают экспедиционные исследования, традиция игры на елецкой рояльной гармонике и сам инструмент на всей обозначенной территории в значительной степени утратили активность бытования. Важным является и тот факт, что в современной городской народной музыкальной культуре возрастает интерес к инструменту среди среднего и молодого поколения жителей Липецкой области. Подтверждением тому является создание в июле 2013 года на общественных началах сайта «Елецкая гармонь» жителем города Липецка Александром Пчелинцевым. На сайте представлены все направления бытования елецкой рояльной гармоники, в том числе видео школа по обучению игре, записанная от Анатолия Ивановича Королькова — гармониста-виртуоза «старого поколения». За последние месяцы популярность сайта выросла, его посетили до четырех с половиной тысяч человек.
В настоящее время мастерство игры на рояльной гармонике передаётся традиционными способами, однако в процесс обучения включены все современные средства информации: записывающие устройства, интернет-ресурсы. Встречаются случаи обучения у мастеров игры. Обучение детей игре на рояльной гармонике начинает развиваться в рамках детского дополнительного образования в классе предмета по выбору или дополнительного инструмента. В Детской школе искусств пос. Боринское Липецкого района Липецкой области обучает детей Анатолий Иванович Корольков (был директором школы на протяжении 40 лет), в Детской школе искусств села Хлебное Новоусманского района Воронежской области обучает директор школы Сергей Иванович Студеникин, ведется учебная работа в Детской школе искусств № 1 г. Ельца.