Свадебный обряд, песни и причитания Себежского района Псковской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский
Жители себежских деревень сохранили память о старинной свадьбе. Важными моментами свадебного обряда являются: прощание невесты с деревней («невеста ходила по токам»), «чесание головы» (косы) на хлебной «дежке», благословение и «наделение» невесты, выкуп «каши», «повязывание» молодой, поездка родителей в гости к молодым («перезывки»).
Особенностью Себежской свадьбы является её богатое и самобытное музыкальное наполнение. Зафиксированы свадебные песни, сольные и коллективные причитания, приговоры. Обязательным на свадьбе было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Свадебные обрядовые песни Себежского района представляют собой развернутый цикл, обладающий музыкально-стилевым единством.
В текстах свадебных песен с помощью традиционных поэтических формул отражено содержание происходящих действий, многие тексты обладают ритуально-магической направленностью. В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни, вторая группа повторяет её в ответ. В музыкальном содержании себежских песен прослеживаются глубокие связи с другими южно-псковскими, белорусскими и смоленскими песенными традициями.

1. Сватовство.

2. Договор о свадьбе: «приезжали с пирогом», «молились Богу», дары («намётки»).

3. Подготовка к свадьбе: приготовление даров и приданого.

4. Прощание невесты с деревней: невесту водили «по токам»; накануне свадьбы невесту водили по деревне прощаться, сироту — на кладбище.

5. Канун свадьбы: молодёжное гулянье («вечерина»).

6. День свадьбы, перед поездкой в церковь: «чесание головы» невесте, наделение и благословление.

7. День свадьбы: поездка в церковь, венчание.

8. День свадьбы: приезд из церкви в дом невесты («заезд»), выкуп, застолье.

9. Второй день: переезд в дом жениха («на кашу поехали»), встреча молодых; перевозили сундук («скриню»).

10. Второй день: застолье, дары, выкуп каши, повязывание молодой.

11. Третий день: утром шутили над молодыми; застолье.

12. Через неделю после свадьбы родные невесты ездили к ней в гости на «перезывки».

В целом время от начала до конца обряда варьируется от 1 до 5 недель.

3. Последовательное описание каждого этапа

1. Невесту для сына выбирали родители. Приезжали свататься обычно вечером в субботу — отец жениха, жених, сват (из числа близких родственников). Разговоры велись с родителями невесты, у невесты спрашивали её согласия. Если невеста отказывалась, родители невесты платили деньги. В случае отказа деревенские парни привязывали к саням жениха «головешку» — конскую голову или кость. В своей деревне над женихом смеялись, говорили: «Привёз головешку».

В рассказах о старинных свадьбах встречаются воспоминания о том, что невесту могли и не сватать, а украсть с гулянья, иногда — без ее согласия, обманным путем.

2. В случае согласия после сватовства родственники жениха «приезжали с пирогом». Знакомились, договаривались о сроках и проведении свадьбы. Устраивали застолье, обменивались подарками. Невеста старалась угодить будущей свекрови: выходила встречать, помогала раздеться. Перед застольем молились Богу. В знак особого уважения невеста целовала руки всем родственникам жениха. Свекровь привозила невесте пирог, невеста дарила «намётки» родителям жениха (вешала на шею домотканное полотно). Застолье могли быть довольно большим, сопровождалось свадебными песнями: «За горой, за крутой барабаны бьют». Угощение: блины, каша, «поливка».

3. От сватовства до свадьбы могло проходить две-три недели и больше. В это время подруги («боярки»), сестры и тетки помогали невесте готовить приданое и подарки: пояса, скатерти, полотенца на иконы. Собирали «скриню» (сундук). Жених покупал невесте «цветы» (восковой венок).

Система наименований основных участников свадебного обряда была довольно обширной. Порядком свадьбы обусловлены названия гостей: со стороны жениха — «заязжáне», со стороны невесты — «закáшники». В Себежском районе зафиксированы как общепсковские, так и специфические наименования свадебных чинов: «боярки» — девушки со стороны невесты, «свашки» — со стороны жениха; «маладýха» — невеста, «надкосник» — брат невесты или жениха, «свашка» — сестра жениха; «швόгра» — муж сестры (по отношению к брату), «братόвка» — жена брата (по отношению к сестре), «ятрόвки» — жены братьев (по отношению друг к другу). Значительная роль в свадебном действии принадлежала крёстным родителям, старшему свату, старшей «боярке».

4. За неделю до свадьбы невеста с подругами «ходила по токам»: обходила все постройки — токи, «пуни» (сараи для сена), «όсети» (овины). Подруги и невеста причитали («голосили», «выли»).

Накануне свадьбы подруги водили невесту прощаться со всеми жителями деревни. Невеста прощалась с каждым, кланялась, просила прощения. Невеста и девушки «голосили»: «Вы идите, сестрицы, тихонёшенько». Обойдя всю деревню, возвращались и «голосили» возле дома, чтобы родители открыли, пустили её домой.

Невеста-сирота накануне свадьбы ходила с подругами на кладбище, голосила на могиле, просила у умершего отца или матери благословения. Есть упоминания о том, что вместе с невестой на кладбище шли не только девушки, но и музыканты — с гармонью или скрипкой с цимбалами, играли марш.

5. Накануне свадьбы традиционно устраивали молодёжное гулянье («вечерину») в домах невесты и жениха.

6. В церковь («к венцу») жених и невеста ехали отдельно (каждый из своего дома). Утром в день венчания невесте «чесали голову» (косу), затем она молилась Богу, просила благословения у родных, ее заводили за стол и наделяли.

Ритуал расчёсывания волос невесте, как и многие другие этапы свадьбы, был направлен на благополучие, богатство, плодовитость будущей семьи. Об этом свидетельствует использование особых атрибутов: невесту сажали на хлебную «дежку» (ёмкость для замешивания теста), накрытую вывернутой шубой. Первым «чесать голову» к невесте подходил отец, проводил гребнем по волосам крест-накрест, крестил невесту. Следующей подходила мать, потом — «боярки». Невеста плакала, боярки голосили: «Почешу я свою буйную головоньку». В этот момент исполнялась песня «Да позволь, Боженька, весéлля пиять». Волосы у невесты оставались распущенными вплоть до «повязывания головы» в доме жениха.

По окончании обряда «чесания головы» невеста молилась Богу, целовала все иконы, «голосила». Затем кланялась в ноги крестным, сидевшим на куте, просила благословить, наделить «долей-счастьиком». Они благословляли её (крестили). Затем невеста голошением просила пропустить ее к родителям, стоявшим у печи. Ее пропускали, она кланялась и просила у родителей благословения, затем обращалась к другим родственникам — братьям, сестрам. Мать и сестра могли голосить в ответ невесте. Крестным и всем своим родным невеста целовала руки.

Перед тем, как сесть за стол, «надкόсник» (брат невесты) и «боярки» (подруги невесты) три раза обводили невесту вокруг стола. В этот момент пели «Как пошло солнышко по загόрьику», музыканты играли марш. После этого невесту сажали за стол, мать надевала ей венок и крест.

За столом невесту «наделяли» — по очереди подходили все родные и гости, клали деньги на тарелку. Невеста кланялась всем, стоя за столом. Каждому, кто наделял, наливали по рюмочке. Пели «Гляди, Ниночка, чем мáмухна дарует», музыканты играли «надельный» марш. Последним наделял брат невесты, переворачивал тарелку вверх дном и разбивал ее кулаком. Точно так же наделяли и жениха в его доме. Мать невесты пекла специальный «надельный пирог», запекала в него деньги (золотую десятку), крестила им невесту. На следующий день пирог увозили в дом жениха вместе с приданым. Там пирог разрезали, все ели по кусочку, деньги отдавали невесте.

7. Перед отъездом в церковь «к венцу» невеста прощалась, целовала руки родителям, крестным и всем родственникам, даже маленьким детям. На отъезд невесты пели «Кланялась вишенка». Чтобы подруги скорее вышли замуж, невеста должна была оглянуться на них, выезжая со двора. Когда садились в сани, мать осыпала зерном (овсом) коней и весь народ. Так провожали к венцу и невесту, и жениха.

8. Из церкви молодожёны ехали вместе в дом невесты. Родители невесты встречали их в вывернутых шубах («чтобы молодые богато жили»), осыпали зерном, молодые кланялись. Исполнялась песня «Не было ветрику — понавеяло».

В доме невесты происходил выкуп места. «Боярки» (подруги невесты) садились за стол, прятали невесту, вместо нее выводили старую бабу, ряженую «невестой». Торговались со старшим сватом, требовали выкуп — конфеты, бутылку. «Боярки» и «свашки» (гостьи со стороны жениха) пели друг другу корильные песни: «Наши сваты бобыли», «Бери, сват, чапельник» и другие. «Боевой» жених мог, не дожидаясь выкупа, перескочить через стол к невесте. Тогда «боярки» выходили, освобождали место и шли на вечеринку в другой дом.

Застолье в доме невесты продолжалось всю ночь. Носители традиции отмечают существовавший некогда особый порядок: в доме невесты за стол садились гости жениха («заезжáне»), в доме жениха — гости невесты («закáшники»). Молодых сажали под иконами, рядом с женихом сидел брат, рядом с невестой — сестра или старшая «боярка»; крёстные. Блюда на стол подавали по очереди: одно съедят, потом приносят другое. Первым ели творог с маслом, потом — «капусту» (щи), мясо, блины. Хозяин обносил всех по кругу водкой. Последней ели яичницу с молоком, приготовленную в печке.

В Себежском районе зафиксировано упоминание о пении обрядовой песни у печного столба в самом начале застолья: одна из женщин пела и хлопала «какόрками» (пирожками из ржаной муки).

Петь песни на свадьбу приходили «посторонние» — женщины из деревни. Они пели и плясали, притопывали, махали руками. Сначала пели молодым: «Ягода с ягодой сокатилися», затем — крестным: «В крёстного тáтухны борода горит», «Наша мамка крестная, молодица честная». Дальше пели по кругу всем сидящим за столом: свашке — «Перебела-белёшенька Нюшенька»; незамужней девушке — «Да не взнать Ниночку между дружины»; холостому парню — «Ахти Боже, який Васечка пригожий»; замужней женщине — «Ах ты, белая берёза»; женатому мужчине — «В каморы за дверцами»; женатой паре — «В Ванечки под окном зелёный сад». Музыканты играли для гостей «маршѝ», гости платили. За щедрую плату благодарили песнями: «То-то дары богатые», «Дай Боже тебе, что лето — то ето».

9. На следующий день происходил переезд молодоженов и всех участников свадьбы в дом жениха. Сначала перевозили «скрѝню» (сундук невесты), затем ехали молодые и гости. Мать невесты садилась на сундук и требовала выкуп: «Пряла и ткала, пальцы порезала». Выкупал и увозил сундук старший сват. В доме жениха к приезду молодых развешивали невестины полотенца, застилали скатерти, постель. Кроме сундука, в дом жениха увозили краденую курицу, веники и другие предметы. Их крали из двора невесты мужчины — родственники жениха.

В доме жениха молодых встречали почти так же, как и в доме невесты: родители выходили в вывернутых шубах, осыпали зерном. Свекрови под шубу могли подсунуть «горб», что отражалось в тексте песни «Катится-валится молода на двор» («Выходи, свекровка горбатая»). Невеста целовала родителей жениха, отдавала свекрови икону, свекровь давала невестке хлеб. В дом молодых вели по разостланному полотну или вывернутой шубе («чтобы богатые были»). Когда входили в дом, пели «К нам поди-ка, коханка».

10. В доме жениха за стол садились невестины гости («закашники»), в остальном порядок застолья был таким же, как и в доме невесты. Основными обрядовыми действиями, происходившими в доме жениха во время и после застолья, были невестины дары и «повязывание молодой».

Дары раздавала крестная невесты. Родителям и крестным жениха вешали на шею «намётки» (полотно). Свекру дарили рубашку, другим родственникам — пояса. К дарам подзывали песней: «Крёстный жа татухна, хади сюда». Как отмечают народные исполнители, пояса раньше были основными дарами, ими же перевязывали дары. Когда одарят всех родных, поясами перевязывали веник, коромысло, сундук. Тому, кто вёз сундук, тоже дарили пояс.

В конце свадебного застолья выкупали кашу — закрывали ее тарелкой, гости клали деньги, невеста накрывала кашу материалом.

«Повязывали молодую» перед отъездом невестиных гостей. Невесту сажали на дежку, крестная снимала с ее головы венок и надевала «шапку» или «кокошник» (женский головной убор), повязывала платок. Венок крестная отдавала старшей «боярке». Пели «Вы боярочки-сестрицы, вы ж поедете домойки». Сначала обращались к родителям, крестным и всем гостям с просьбой благословить: «Хрёстный батюшка, хрёстныя матушка, багаславити дявицу пиривизать на маладицу!»

Завершив повязывание, в последний раз садились за стол. Родные и гости невесты, выходя из-за стола, прощались и наделяли ее. Жених шел провожать гостей, невеста оставалась сидеть на куте. Пели «Уже мы, Леночка, отъезжать будем», «Да мы поедем горы-долины ровновать».

11. На следующий день утром обычно шутили над молодыми — обливали их водой, заставляли невесту мести пол, кидали ей деньги. Затем снова устраивали застолье. Если невеста была «нечестная», все блюда на стол подавали начатыми — холодец, кашу, «яишню».

12. Через неделю после свадьбы родные невесты ездили к ней в гости на «переднéвки» или «перезывки».

4. Музыка обряда

1. Вокальная музыка.

Особенностью Себежской свадьбы является её богатое и самобытное музыкальное наполнение. Традиционные жанры свадебного обряда: свадебные песни, свадебные причитания («голошения») — коллективные причитания невесты и подруг, сольные причитания невесты.

Свадебные обрядовые песни Себежского района представляют собой развернутый цикл, обладающий музыкально-стилевым единством.

В свадебных песнях выделяются тексты, непосредственно связанные с происходящим обрядовым действием («Выйдите, жёночки, послушайте / Ти стучит дорожка широкая»), и тексты, имеющие опосредованную связь с обрядом через образную сферу («Заговорила бела берёза с листочком»). До венчания свадебные песни пели подруги невесты. Тексты, обращённые к участникам свадьбы — величания и хуления («Крёстная матушка на куте сидит» и другие), исполнялись женщинами, приходившими на свадьбу. Специальные тексты исполнялись в том случае, если невеста была сиротой («Быстрая реченька бережистая, / чтоб у той реченьки ручейки были»).

Напевы себежских свадебных песен политекстовые (на один напев поется несколько разных текстов).

Мелодика и ритмика свадебных песен своеобразны, многие особенности указывают на принадлежность к раннему слою обрядово-магических песен.

В Себежском районе была зафиксирована уникальная для русских песенных традиций архаическая форма исполнения свадебных песен «на два хора» (антифонное пение): группа поющих исполняет одну строфу песни, вторая группа повторяет её в ответ (д. Горелово, см. пример 09).

В музыкальном содержании себежских песен прослеживаются глубокие связи с другими южно-псковскими, белорусскими и смоленскими песенными традициями.

В Себежском районе зафиксировано бытование коллективных причитаний — одного из исконных жанров русского свадебного фольклора, что указывает на связь себежской традиции с другими традициями Псковщины и шире — русскими традициями Северо-Запада. В Себежском районе записи коллективных причитаний были осуществлены в 13 деревнях 5 сельсоветов (Красного, Лавровского, Максютинского, Томсинского, Чайкинского), что свидетельствует о некогда широком бытовании данного жанра в местной традиции.

Свадебные коллективные причитания исполняли подруги невесты. В случаях утраты традиции младшим поколением, ее поддерживали старшие: коллективные причитания могли исполнять женщины, специально приходившие петь на свадьбу. Тексты связаны с обрядовыми моментами их исполнения. В содержании поэтических текстов отражена тема прощания невесты с родным домом. Часть причитаний содержит жалобы — образы «тяжкой кручинушки», «великого горюшка». Многие тексты включают в себя обращения-императивы, направленные на совершение обрядового действия: проход невесты с подругами по деревне, шествие на кладбище («вы идите, сестрицы, тихонёшенько»); «чесания головы», благословения, наделения («почешу я свою буйную головушку», «подойди… надели…», «расхинитесь, люди добрые»). Тексты коллективных причитаний исполняются от лица невесты. В Томсинской волости зафиксированы сведения о том, что коллективные причитания подруг невесты могли звучать без слов, чему соответствует особый термин: подруги невесты «ю-юкали», (распевали мелодию на гласную «ю»). Напев коллективного причитания обнаруживает родство с другими распространёнными в Псковской области вариантами (см. пример 03). По отношению к причитаниям (сольным и коллективным) исполнители употребляют термины: «голόсить», «выть».

Сольные причитания исполняла невеста, в ответ ей могли причитать мать и сестра. Напевы сольных причитаний основаны на принципе контрастно-регистрового интонирования, в чем обнаруживается родство с причётной традицией южных районов Псковщины.

2. Инструментальная музыка.

Обязательным на свадьбе было исполнение свадебных маршей ансамблем скрипки и цимбал. Также могла звучать гармоника. Музыканты сопровождали игрой наиболее важные обрядовые моменты: играли во время посещения кладбища невестой-сиротой накануне свадьбы; перед наделением невесты перед поездкой в церковь (когда невесту водили вокруг стола) и во время наделения; во время свадебного застолья играли для каждого из гостей (за плату). Исполнители упоминают «марш» как обязательный свадебный наигрыш.

5. Слово в обряде

Обрядовые приговоры исполнялись в связи с необходимостью обращения к присутствующим на свадьбе. Во время наделения хозяин или сват призывал дарить: «Гостики сазваныи, суседи сабраныи, даруйти, чим Бог даў!»; «Заўтра вядити карову — ни нада, а сягонни и капейка дóрага». Перед повязыванием молодой обращались ко всем с просьбой о благословении:

«Хрёстный батюшка, хрёстныя матушка,

Багаславѝте дявѝцу перевизáть на маладѝцу!

Батюшка рόнный, матушка рόнная,

Багаславѝте дявѝцу перевизáть на маладѝцу!

Дом хрящёный, мир свящёный,

Багаславѝте дявѝцу перевизáть на маладѝцу!»

Присутствующие отвечали: «Гасподь багаславѝть!»

6. Современное состояние.

Не выявлено.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Репортаж о свадьбе в д. Горелово Себежского р-на Псковской обл. Респондент Шабловская К.К.
00:00
Содержание
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна