Работать играючи… в куклы

Искусство творческого тандема человека и куклы разошлось по миру вместе с бродячими труппами кукольников из Древней Индии. К середине второго тысячелетия артисты осели в театрах. О кукольном театре в России впервые написал немецкий путешественник Адам Олеарий в 1636 году. В ХХI веке кукольное искусство не устарело, а совсем наоборот. В каждом губернском и мало-мальски крупном городе есть свой кукольный театр.

Воронежский театр кукол
 — старейший в России. Отметил 90-летний юбилей. От первого представления в зале Воронежского университета до появления у театра собственного здания прошло почти полвека. Репертуар — не только сказки, хотя таких большинство. Куклы в Воронеже
представляют спектакли «Мертвые души», «Шинель», «Король Лир», играют детскую классику — от Чехова
до Михалкова
. Новый проект театра «Малышкина сцена» — для самый юных зрителей — стал победителем театрального конкурса «Итоги сезона-2014/15».

Челябинский театр кукол
начинался с Петрушки. Двухсотлетнюю куклу купили у старого московского мастера актеры Гаряновы. «Актерские» возможности Петрушки подсказали идею создания целого театра, и с одной куклы за 80 лет театр вырос до полноценной труппы. В 1937 году спектакли «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» получили всеобщее признание и лауреатство Всероссийского фестиваля театров кукол в Москве. А в конце 80-х театральный коллектив был удостоен Госпремии им. Станиславского.

Театр кукол Республики Коми
своим появлением обязан заключенным ГУЛАГа. Его создавали первый латвийский кинорежиссер Волдемар Пуце, заслуженная артистка УССР Зоя Утехина, актер и писатель Александр Клейн. Сегодня это не просто театр, а культурный памятник жертвам политических репрессий. Памятник действующий, в силу своего местоположения много гастролирующий. Актеры добираются до самых дальних уголков края на вертолетах, а зачастую — собачьих и оленьих упряжках.

Нижнетагильский театр кукол
 — первый в городе профессиональный театр. Основали труппу в конце Великой Отечественной войны
актеры эвакуированного ленинградского Нового театра. На первый спектакль «Принцесса и свинопас» в 1944 году зрители не пришли, и тогда люди с куклами вышли на улицы и стали приглашать детей — бесплатно. С тех пор в городе театр полюбили и актеры переиграли всю кукольную классику. Дважды труппу признавали лучшей в стране — на Всесоюзных смотрах театров кукол в Москве.

Новосибирский театр кукол
начинался со студии кукольников при ТЮЗе. 1 мая 1934 года Петрушка отправился в гости к школьникам. Встреча оказалась такой удачной, что спустя два года театр получил самостоятельность и афишу, полную русской классики. С 1942 года и до окончания войны новосибирский театр был филиалом эвакуированного Театра Сергея Образцова. Сегодня репертуар театра состоит из классики и сказок народов мира, с которыми во время гастролей познакомились зрители Японии, США и Таиланда.
Костромской театр кукол
затевали шесть актеров-энтузиастов из местного ТЮЗа 80 лет назад. Атмосферу театра определяет здание, где расположись люди и куклы. Особняк ХIХ века — бывшая народная читальня имени Александра Островского, которая строилась на средства Федора Шаляпина
, Леонида Собинова
, Марии Ермоловой
, Марии Савиной. Своей необычной русскостью и экспериментами театр покорил Европу. А в 2011 году спектакль «Медведь» получил «Золотую маску» как лучшая кукольная постановка.

Татарский театр кукол «Экият»
. Спектакли в интернациональном кукольном театре идут на двух языках. И название «экият» в переводе с татарского — «сказка». Сразу после создания театра в 1934 году «Петрушка-октябренок», «Красный Петрушка» «Кошка и Лешка» игрались с оглядкой на зрителей: актеры то говорили на русском, то переходили на татарский. На сцене театра раз в два года проводится фестиваль «Науруз» — смотр кукольных спектаклей театральных трупп тюркских народов.

Театр кукол Удмуртской Республики
 — единственный театр в республике, работавший в годы Великой Отечественной войны. Актеры-мужчины ушли на фронт, женская часть труппы продолжала выступать в клубах и госпиталях. Пьесы ставили на удмуртском и русском языках — и детские спектакли, и совсем не детскую сатиру: «Как 14 держав Москву воевали», «Очарованная сабля». Непременная часть театральной афиши — постановки по удмуртским авторам. У театра 270 спектаклей и две тысячи кукол.

Калининградский театр кукол
 — настоящий кукольный дом для марионеток, масок, теневых кукол, ростовых, тростевых и планшетных. Почти полвека труппа театра в своих 40 постановках использует чуть ли не все известные виды кукол. Затейливо подходят актеры и к гастрольным поездкам. К примеру, в приграничье с Польшей и Литвой в 1981 году отправились на театральной телеге с крытым верхом, заполненной декорациями. Артисты — люди и куклы — имели оглушительный успех уже в самом начале пути.

Ростовский театр кукол
создавался актерами-тюзовцами по решению райкома комсомола в 1935 году. В разное время актерами руководили Борис Сахновский — ученик Константина Станиславского
; Леонид Стельмахович — ученик Всеволода Мейерхольда
; Владимир Былков — ученик Сергея Образцова
. Театр с обширным международным послужным списком. На счету труппы — успех на фестивалях в Эдинбурге, Дублине, Глазго, Сан-Ремо. Все годы актеры верны своему девизу «Мы дарим детям счастье!».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна