Леонид Собинов

Годы жизни: 07 июня 1872 - 14 октября 1934
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Исполнитель
Содержание
Путь Леонида Собинова на большую сцену начался с гимназического хора, где его считали не очень способным учеником с самомнением. Однако меньше чем через 15 лет «первый тенор России» получил признание публики, музыкальных критиков и коллег и стал одним из известнейших во всем мире оперных певцов.

«Меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели»

Леонид Собинов родился в Ярославле
, в семье купца Виталия Собинова. Кроме Леонида в семье было четверо детей. Музыкального образования они не получили. Леонид Собинов и его старший брат Сергей самостоятельно учились играть на гитаре, которую купили на собственные деньги. Обычаи дома царили весьма патриархальные, и в дни поста отец запирал гитару на ключ.
В девять лет Леонид поступил в мужскую гимназию. Здесь же, в гимназическом хоре, он с большим рвением начал учиться пению. Долгое время Собинов пел дискантом — высоким детским голосом, и никак не выделялся из общей массы хористов, и лишь к 17 годам, как вспоминал певец, у него «появилось что-то вроде тенора».
Заявить о себе ему помог случай: хор участвовал в благотворительном концерте с песней из оперы «Наташа», или «Волжские разбойники», Константина Вильбоа. Собинов предложил свою кандидатуру вместо заболевшего солиста, и регент, хоть и сомневаясь, согласился. Как рассказывал один из участников концерта: «Леня запел, да как ведь запел, до сих пор его голос в этой песне у меня в ушах, и до сих пор мороз по коже при одном воспоминании о неожиданно огромном впечатлении, которое произвел Собинов на всех своим голосом, необычайным тембром этого голоса». Это выступление стало первым триумфом Леонида Собинова.
В 1890 году будущий исполнитель окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на юридический факультет Московского университета
. Теперь Собинов пел в университетском хоре. Первое его выступление состоялось в 1890 году во время концерта в пользу нуждающихся студентов.
«Я в университете. Здесь опять меня инстинктивно тянуло в кружки, где пели… <…> Мысль о том, что надо бы поучиться петь, приходила в голову все назойливей и назойливей, но средств не было, и я не раз проходил по Никитской, по дороге в университет, мимо Филармонического училища с тайной мыслью, а не зайти ли и не попросить, чтобы поучили. Судьба мне улыбнулась».
Леонид Собинов
Основатель Филармонического училища, преподаватель по классам фортепиано и дирижирования Петр Шостаковский пригласил университетский хор поучаствовать в постановке «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Через некоторое время Шостаковский предложил Леониду Собинову бесплатное обучение в училище. Будущий певец утаил это от отца, потому что тот был по-прежнему против обучения пению: «Люблю слушать, как он поет, но не люблю разговоров про пение».
В 1892 году Собинов стал учеником в классе Александра Додонова. Он писал, что «принялся за дело очень ретиво». В этом же году будущему певцу позволили участвовать в открытом ученическом спектакле. Когда он сдал экзамен в конце года, его перевели сразу на 3-й курс училища. Вскоре он уже пел маленькие партии в итальянской опере, а чуть позже — и Арлекина в «Паяцах»
.
Спустя год певец женился на Марии Каржавиной, учащейся Филармонического училища. Через четыре года в семье было уже двое сыновей — Борис и Юрий. В 1898 году супруги расстались.
Леонид Собинов в молодости. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Леонид Собинов в роли Вильгельма Мейстера в опере Амбруаза Тома «Миньон». Москва, 1905 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Леонид Собинов в молодости. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва

Лучший певец среди юристов или лучший юрист среди певцов

Параллельно с учебой в училище Леонид Собинов получал образование в университете. В 1894 году он успешно окончил юридический факультет, год прослужил юнкером в Московском пехотном училище. После этого Собинов стал помощником присяжного поверенного в группе Федора Плевако. За два года судебной практики ему довелось вести около 70 дел, в основном гражданских. Леонид Собинов вспоминал об этом времени: «Мне приходилось много работать и, кажется, не было дня, чтобы я не выступал в окружном суде, у мирового или в коммерческом суде». В этот период, познакомившись с присяжным поверенным Керзиным, певец вступил в кружок любителей русской музыки.
Весной 1897 года Леонид Собинов окончил Филармоническое училище: на выпускном экзамене он получил пять с плюсом. На экзамене присутствовал дирижер Большого театра Ипполит Альтани, который через педагога — Александру Сантагано-Горчакову — пригласил Собинова на прослушивание в Большой театр
.
«Горчаковой удалось взять с меня честное слово, что я пойду. Тем не менее в первый день пробы я не рискнул и, только когда Горчакова пристыдила меня, явился на второй день. Проба была удачна. Дали вторую — опять удачна».
Леонид Собинов
Так, едва получив музыкальное образование, Леонид Собинов дебютировал на сцене Большого театра в опере Антона Рубинштейна «Демон»
(партия княза Синодала). С ним сразу же заключили контракт, разрешив совмещать службу в театре с работой юриста. В конце первого же театрального сезона Леонид Собинов получил большую роль в опере Александра Бородина
«Князь Игорь»
.
Леонид Собинов в роли Мури в опере Цезаря Кюи «Сын Мандарина». Москва, 1905 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Леонид Собинов в роли Лоэнгрина в опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». 1911 год. Фотография: Государственный исторический музей, Москва
Леонид Собинов в роли Кавказского пленника в опере Цезаря Кюи «Кавказский пленник». 1910 год. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Следующие два года Леонид Собинов колебался — какую стезю ему выбрать? Чему посвятить свою жизнь — стать адвокатом или певцом? Об этом периоде сомнений он писал: «Стоит только накопиться трудной и неприятной работе по адвокатуре, как я уже начинаю мечтать о том, что сцена, пожалуй, мое единственное призвание. С рвением бросаюсь я к оперным клавирам, и вот здесь какой-нибудь трудный речитатив или плохо удающаяся нота, часто случайное отсутствие дыхания или голоса начинают возбуждать во мне сомнение в моих способностях быть хорошим артистом».
Как вспоминает дочь певца, все разрешилось благодаря случаю. На одном из слушаний судья обратился к участнику процесса Леониду Собинову с вопросом: «Что вы нам, соловей, сегодня споете?» Именно в этот момент Собинов понял, что настало время выбирать — «быть лучшим певцом среди юристов или лучшим юристом среди певцов». Осенью 1899 года он оставил адвокатскую практику и полностью посвятил себя музыке.

«Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского, Собинов итальянских песен»

В 1898 году Леонид Собинов исполнил партию Ленского в опере Петра Чайковского
«Евгений Онегин»
. Его манера исполнения отличалась от традиционной, и это вызвало критику со стороны руководства театра и некоторых коллег. Однако вскоре созданный Собиновым образ стал оперной классикой.
За все время службы в Большом театре у певца было 35 ролей, он пел на сцене 623 раза. Самыми известными его партиями, наравне с Ленским, были Лоэнгрин в опере Вагнера, Вертер (Жюль Массне) и Ромео (Шарль Гуно). Параллельно певец работал в Московской частной русской опере, его партнером по сцене был Федор Шаляпин
.
В первое десятилетие XX века Леонид Собинов много гастролировал: он выступал в миланском театре Ла Скала, в театре князя Монакского в Монте-Карло, в мадридском театре «Реаль», бывал в Берлине, Париже, много ездил по России.
«Десятилетие сценической карьеры прошло недаром для Собинова, он теперь является зрелым мастером в своем искусстве, совсем, кажется, порвавшим со всякими рутинными приемами и относящимся к своим партиям и ролям как мыслящий и талантливый художник».
Николай Кашкин, музыкальный критик
В 1910 году Леонид Собинов занялся театральной режиссурой. Он поставил оперу Джакомо Пуччини «Богема» на сцене Большого театра. Премьера имела большой успех, но вскоре отношения Собинова с руководством театра осложнились. В 1914 году ему запретили ставить оперу Пуччини «Тоска» в связи с якобы содержащимся в ней революционным подтекстом.
Леонид Собинов в роли Владимира Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Леонид Собинов в роли Владимира Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Леонид Собинов в роли Владимира Ленского в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин». Государственный академический Большой театр России, Москва. Фотография: Российский национальный музей музыки, Москва
Во время Первой мировой войны Леонид Собинов гастролировал по Волге. Его концерты носили благотворительный характер: деньги передавали на помощь раненым и военные нужды.
В 1915 году Леонид Собинов вступил в брак с Ниной Мухиной, а в 1920 году у них родилась дочь Светлана.
После 1917 года певец отказался от эмиграции и продолжил свою деятельность: сначала он стал управляющим, затем — комиссаром Большого театра. Он по-прежнему много гастролировал — как по городам России, так и по Европе. В одной из публикаций по итогам концерта в Париже писали: «Весь прежний Собинов прошел перед слушателями битком набитого зала Гаво. Собинов оперных арий, Собинов романсов Чайковского
, Собинов итальянских песен — все покрывалось шумными рукоплесканиями… <…> Дикция его ясна, как кристалл, — «точно сыплется жемчуг на серебряное блюдо».
Леонид Собинов много занимался благотворительностью: помогал студентам, различным обществам и организациям. Сцену он оставил в 1933 году, когда ему исполнилось 60 лет. Через год, отправившись на лечение в Ригу, певец умер от сердечного приступа. Его тело доставили в Москву на специальном поезде. Похоронен певец на Новодевичьем кладбище в Москве.
В публикациях
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна