Свисти — и деньги будут!
В прошлом веке свистулька с индивидуальным голосом зазывала покупателей на ярмарках и по поверьям привлекала всевозможные блага к любителям посвистеть. Теперь она звучит на концертах и выступает самобытной деталью интерьера. Тонкости удивительного ремесла передаются из поколения в поколение.
Жбанниково — деревня Городецкого района Нижегородской области. Земли, пригодной под пашни, там было сравнительно немного. А потому население района испокон веков занималось не столько сельским хозяйством, сколько разнообразным промыслом. Чего только не делали жители старинных деревень возле Городца! И глиняную посуду, и шитье золотое, и ткали, и пряли, но главная гордость — игрушки из дерева и глины.
Глина в этой местности непростая — черная с золотой россыпью. А при обжиге и вовсе становится красной. Сначала из нее делали жбаны для кваса, поэтому село и получило свое название. А потом и свистульки.
Жбанниковская свистулька — это не просто забава для детей. Это еще и рабочий инструмент для русских промоутеров — ярмарочных зазывал. Нижегородские ярмарки потому и вошли в историю, что торговля там шла очень бойкая. Чтобы покупатель не прошел мимо прилавка, продавцы старались на все лады. Нанимали плясунов с медведями, которые «ломали комедию», музыкантов с гармошкой и опытных зазывал, которые могли перекрыть ярмарочный шум зычными криками — или гудением свистульки.
Так что как инструмент для бизнеса свистулька из Жбанникова с ее чистым, громким звуком была совершенно незаменима.
Было у нее и другое назначение. Свистульки изготавливали как обереги. Своя особенная форма — пирамидка на трех ногах-основах — символизировала рог изобилия. Свистулька-утка была символом плодородия. Свистулька-курица своим свистом должна была привлекать богатство. А свистулька-корова — здоровье в семью.
Имел свое значение и каждый цвет. Белый — жизнь, красный — солнце, тепло и любовь, желтый — цвет хлеба, зеленый — роста, синий — неба, черный — плодородия, золотистый — денежного достатка. Видимо, чтобы в каждую игрушку вместилось как можно больше хороших символов, мастера делали их очень яркими и нарядными. Туловище глиняного животного красили в один яркий цвет, а сверху тычком наносили целую россыпь точек, пятен или полосок другого оттенка. Иногда изделия расписывали под хохлому.
Секреты мастерства часто передавали по наследству, поэтому в Жбанникове появились целые династии «свистулечников».