Ярославская майолика

Роспись по керамике в традициях русского рисованного лубка, основанная на переработке архаичной скульптуры.
Секретами изготовления майолики люди владели с глубокой древности. Такие керамические изделия из обожженной красной глины (отходов фаянса) покрывали непрозрачной глазурью и раскрашивали огнеупорными красками. Первые мастера по изготовлению резных изразцов были родом из Ирана, Египта и Вавилонии. Затем мастерство переняли и улучшили европейские ремесленники. По одной из версий, название разновидности керамики произошло от фамилии французского скульптора и художника Аристида Майоля, прославившегося на весь мир своими глиняными шедеврами. По другой — от названия острова Мальорка (Майорка), с которого генуэзцами в качестве военного трофея были вывезены испано-мавританские керамические сосуды и поливные плиты. Именно они и послужили прототипами в опытах дальнейшего создания майолики.
Ярославль. Декор церкови Иоанна Предтечи в Толчкове
Изразцовый узор на церкви Богоявления в Ярославле. Фотография: С. Голованов / фотобанк «Лори»
Отделка изразцами западного входа в Успенский кафедральный собор Ярославля
Расцвет производства майолики в России начался в XVII–XVIII веках, после того, как в эпоху правления Петра I ее завезли в страну итальянцы и голландцы. Один из крупных центров по созданию майолики — город Ярославль, известный как крупный центр декоративно-прикладного производства. Созданные в нем поливные изразцы украшают не только интерьеры домов, но и выгодно подчеркивают архитектурный стиль и убранство церквей.
Традиции лепного и гончарного промысла зародились в городе благодаря содержанию в местной почве большого количества красной глины. На готовое изделие наносится два слоя глазури. В первый слой добавляется олово, во второй — свинец, который придает глянец. Майолика, помимо изобретательного воображения творца, требует исключительной ловкости рук. Поскольку роспись изделий проводится по сырой глазури, которую покрывают после обжига, любая неточность может испортить замысел. Зачастую художнику-керамисту приходится работать с оглядкой на предыдущий опыт или вовсе вслепую, так как после обжигания цветовая палитра меняется. Всевозможные расцветки возникают из-за окиси металлов, содержащихся в краске. Благодаря высокой температуре обжига открываются возможности использования насыщенной цветовой гаммы эмалей и глазурей, с помощью которой изделия приобретают колорит и переливаются на свету.
Старинный камин, обложенный обливными изразцами
Рамка в технике майолика
Детали интерьера в стиле майолика
В XIX веке среди состоятельных ярославцев и знатных купцов пошла мода создавать интерьеры домов в майоличном стиле. Великолепную роскошь могли позволить только зажиточные горожане, остальные довольствовались более доступными по цене кувшинами, вазами или фигурками животных.
Экспонаты древней майолики — декоративные панно, расписная посуда и статуэтки — широко представлены в экспозициях художественных музеев. Помимо керамики, стиль майолики нашел отражение в картинах русских живописцев Серебряного века, среди которых М.А. Врубель, В.М. Васнецов, А.Я. Головин и С.В. Малютин.
Доходный дом 3.Н. Перцовой в стиле модерн. Майолика С.В. Малютина
Камин Врубеля «Вольга и Микула Селянинович», находящийся в Государственной Третьяковской галерее. Создан в 1898–1900 годах в технике майолики
А.Я. Головин. Маскарадный зал. Эскиз декорации к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1917
Ярославцам до сих пор удалось не утратить древнее мастерство. Они в точности передают навыки умельцев прошлого, а также продолжают развивать и совершенствовать свое ремесло. В наши дни экологически чистая техника майолики отличается большей прочностью и современным дизайном.
Мастерская ярославской майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва — единственная в России, которая специализируется на выпуске поливного изразца из керамики в стиле старых ремесел. С их помощью техника майолики нашла свое отражение в современной глиняной игрушке. В технике майолики изготовляются наличники, декоративные панно и даже монументальные скульптурные изображения. Все выпускаемые изделия — это ручная работа, отличающаяся оригинальной росписью, украшенная лепниной или ажуром.
Художник-живописец фабрики за работой. Ручная роспись елочных игрушек на фабрике «Майолика» в Ярославле. Фотография: С. Метелица / ИТАР–ТАСС
Сувенирная продукция фабрики «Майолика» на прилавке
Ваза малая плоская «Полевые цветы». Мастреская майолики Натальи Павловой и Евгения Шепелёва
«Основа основ для нас, безусловно, — это ярославский поливной изразец. В нем и технология, и эстетика, и орнаментальность. А цветовая гамма — наши изумительные иконы ярославской школы».
Евгений Шепелёв, директор мастерской
Среди туристов и гостей город Ярославль прославился сувенирными игрушками, выполненными в стиле майолики. Особенно популярны керамические елочные украшения, колокольчики, подсвечники, шкатулки и декоративные вазы.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна