Церковь Николы Мокрого в Ярославле

Этнос: РусскиеЯзык: Язык богослужений - церковнославянский
Церковь Николы Мокрого — наиболее типичный посадский храм Ярославля — построена на средства купцов Лузина, Ламина и других в период 1665–1672 годов. Зодчий, ее создавший, повторил уже известную планировочную схему посадского ярославского храма. Пятиглавая четырехстолпная церковь без подклета окружена с трех сторон закрытой папертью-галереей, на востоке заканчивающейся двумя шатровыми приделами. Первоначально к паперти примыкали три крыльца.
По своему типу церковь Николы Мокрого напоминает храм Иоанна Златоуста в Коровниках, но в ней нет той безукоризненности масштабно-ритмического строя и изысканности пропорций, которые восхищают нас в храме Иоанна Златоуста. Шатровая колокольня напоминает колокольню при храме Ильи Пророка. Все эти аналогии свидетельствуют о попытке зодчих использовать лучшие достижения своих предшественников.
В архитектурном отношении церковь Николы Мокрого — типичный ярославский посадский храм. Пятиглавая четырехстолпная холодная церковь без подклета окружена с трех сторон невысокой закрытой одноэтажной галереей. С. фасад фланкирован шатровыми объемами Варваринского придела и колокольни. Первоначально храм имел позакомарное перекрытие. Очевидны попытки храмовых зодчих ориентироваться на уже существовавшие к тому времени лучшие образцы ярославской церковной архитектуры: общая композиция напоминает храм Иоанна Златоуста в Коровниках, в формах колокольни повторены формы колокольни церкви Илии Пророка, рисунок слухов шатра заимствован у колокольни церкви Рождества Христова. В конце XVII века ансамбль был обильно декорирован полихромными изразцами. Алтарные окна Никольской церкви были тогда украшены нарядными изразцовыми наличниками. В 1690-ых годах к западным фасадам обоих храмовых зданий были пристроены увенчанные небольшими восьмигранными шатрами притворы, необычайно пышно декорированные цветной керамикой. До наших дней лучше сохранился южный, расположенный у церкви Тихвинской Божией Матери.
Храм освещался тремя большими медными паникадилами с орлами работы голландских мастеров. У столпов стояли роскошные резные моленные места середины XVII века, предназначенные для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. Ныне они находятся в церкви Илии Пророка. Паперть церкви украшает красивая кованая решетка XVII века, состоящая из S-образных звеньев, заканчивающихся цветочными бутонами. Решетка выполнена с большим декоративным вкусом и является уникальным памятником прикладного искусства.
Стенопись церкви Николы Мокрого была выполнена в 1673–1674 годах на средства прихожан. Как явствует из челобитной Семена Лузина царю Алексею Михайловичу (1675 г.), в ее создании принимали участие ярославские мастера Логин Сидоров, Ермолай Федоров, Тимофей Федотов, Иван Ануфриев, Федор Савин, Андриан Иванов, Семен Козлов, Карп Михайлов, Федор Карпов, Дмитрий Григорьев и Василий Ананьин.
В XIX веке живопись дважды поновлялась в клеевой технике — в 1853 году, затем в 1895–1896 годах московскими художниками С. Чириковым и Епанешниковым под патронажем Московского Археологического Общества. В 1970–1980-ых годах были проведены реставрационные работы по стенописи в Алексеевском и Варваринском приделах.
Николо-мокринская роспись явилась этапным произведением в истории ярославской школы стенной живописи. Ее хорошо разработанная символико-композиционная схема, новый для того времени метод рассказа посредством непрерывных горизонтальных фризов, богатейшая орнаментика и использование в качестве иконографического образца гравюр Библии Пискатора оказали определяющее влияние на судьбу ярославского монументального искусства второй половины XVII века. Ансамбль росписи храма Николы Мокрого, состоящий из 660 сюжетных клейм, дошел до нас не в полном объеме — утрачена живопись сводов западной паперти. Столпы храма разбиты на четыре широких яруса, нижний из которых орнаментальный. В верхнем ярусе западных столпов изображены благоверные князья и цари: Константин и Елена, Владимир и Ольга (южный столп), Борис и Глеб, Всеволод Псковский и Ярослав Мудрый (северный столп), в среднем воины-мученики, в нижнем — русские святые, в том числе царевич Димитрий Угличский, Дмитрий Донской, Михаил Черниговский, ярославский князья Федор, Давид и Константин (южный столп), Константин, Михаил и Федор Муромские, Довмонт Псковский, Михаил Тверской и ярославские чудотворцы Василий и Константин (северный столп). Роспись столпов отмечена высочайшим уровнем исполнения.
Северная и южная стены храма разбиты на семь ярусов. Четыре верхних шириной 1,6-2,2 м — сюжетные, пятый (1,8 м) — орнаментальный фриз, шестой (0,45 м) — летопись о построении храма, седьмой (1,1 м) — подзор из полотенец. Живопись сюжетных ярусов посвящена храмовой теме — житию и чудесам Николая Чудотворца, которая иллюстрирована здесь в 70 крупных клеймах. Четвертый ярус южной стены занят изображением семи вселенских соборов. Всю западную стену занимает грандиозная картина Страшного Суда. На восточной стене за иконостасом написаны Страсти Христовы, над центральным алтарем — «Распятие» и «Семь таинств». Верхние части оконных откосов дополняют погрудные изображения преподобных в овальных медальонах, увитых цветочными бутонами. На северной и южной стенах — подвижники вселенской и русской церкви, на западной стене — печерские чудотворцы. В арках окон изображения Саваофа, Христа Благое Молчание, ангелов и херувимов. В арках входных порталов Деисус из медальонов (западная), «Недреманое око» (северная) и «Не рыдай мене, мати» (южная).
В своде северного Варваринского придела композиция «София Премудрость Божия». На стенах в четырех ярусах иллюстрировано житие святой Варвары. В конхе придельного алтаря сюжет «О тебе радуется», в апсиде и на оконных откосах изображения 26 мучениц. В своде южного Алексеевского придела композиция «Царь Царем», на стенах в три яруса сцены из жития митрополита Алексия. Свод паперти заполнен сценами из Ветхого Завета. Роспись западного крыла паперти утрачена в XIX веке в связи с перекладкой свода.
Декоративно-образный строй николо-мокринской росписи проникнут духом особой торжественности. Чувство большого стиля царить здесь во всем — и в самой программе росписи, претендующей на соборную репрезентативность, и в замечательной тектонической связи живописи с архитектурой церкви.
В XIX церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 года являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка.
В 1929 году церковь закрыта. В 1992 году храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви.
Описания объектов религиозного наследия опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна