Топ-10 «сакральных и таинственных» мест России
«Множество красноречивых примет и знаковых событий, даже персональные визиты высоких сущностей… — все это не раз случалось в сакральных «местах силы», об этом существуют многочисленные свидетельства».
Л.Л. Штуден, доктор культурологии, профессор кафедры философии НГУЭУ, г. Новосибирск
Лежбище моржей в селе Инчоун на побережье Чукотского моря — одно из крупнейших на Чукотке, оно почитается как священное.
Морзверобои считают, что во время охоты они убивают только тело животного, а его дух при этом не умирает, а освобождается. Спустя некоторое время он должен вновь обрести тело.
Культовые ритуалы морзверобоев основаны на понимании того, что дух животного, взятого на охоте, нуждается в уважении и благодарности со стороны охотника. Если дух будет обижен, то потом, когда ему вновь удастся обрести тело, он никогда не приблизится ни к охотнику, ни к его потомкам. Если нарушить эту поддерживаемую ритуалом связь, то обиженные непочтительным отношением духи моржей могут вообще увести все стадо.
Вся территория Верхоянского хребта считается сакральной. Якуты верят, что Верхоянские горы связывают мир человека с богами Верхнего мира, и те посылают людям счастье и детей.
Кигиляхи — это останцы (изолированные горные массивы), состоящие из пород интрузивного происхождения, в Верхоянских горах. Они обладают причудливой формой, нередко напоминающей образ человека или животного. Сейчас эти места стали объектами массового туризма.
Местные охотники верят, что творцами сооружений были «шаманские боги», а не природные стихии, трудившиеся здесь веками.
Многие туристы считают, что священные камни могут дать им силу и помочь открыть необычные способности или по крайней мере улучшить судьбу.
Баргузинская долина c древнейших времен почитается коренными жителями этого региона — эвенками и бурятами. На ее территории — огромное количество природных и культовых памятников, имеющих сакральное значение.
Изначально эти места были шаманскими. Обряд почитания священных гор предполагает сосуществование шаманской и буддийской религиозных практик.
В религиозном смысле магическая деятельность шаманов заключается в общении с богами и духами, в общественных и семейных жертвоприношениях, магической помощи в случае болезни, падежа скота, пожара, удара молнии, неприятностей на работе и т. д.
Культовые места как элементы ландшафта выступают в качестве ритуальных, символических объектов поклонения. Они служат созданию образа божества: духа — хозяина местности, которому посвящаются обращения и жертвоприношения в виде ритуальной пищи.
Петроглифический комплекс Калбак-Таш — место древнего святилища. Название Калбак-Таш переводится как «плоский расширенный висячий камень, гора».
Комплекс наскальных изображений включает более 500 композиций и содержит свыше пяти тысяч рисунков, а также более 30 рунических надписей. Это своеобразная наскальная книга, запечатленная в камне.
Искусно высечены изображения людей, животных и неведомых фантастических существ. Часть из них легко соотносится с конкретными сюжетами алтайской мифологии, другие связаны с ритуальными действами.
Святилище создавалось в несколько этапов, датировка рисунков охватывает не одну тысячу лет (от неолита, то есть VI–IV тысячелетий до н. э., до древнетюркской эпохи — VII–X веков до н. э.).
Деревьев, связанных с шаманскими практиками, в Якутии очень много. Самое известное из них расположено возле трассы Магадан — Якутск, на 1460-м километре от Магадана, не доезжая до поселка Хандыги. Считается, что шаман-дерево сохраняет мистические свойства после смерти самого шамана и рядом с ними творится «неладное».
Для якутов сакральное дерево имеет и позитивное значение: его связывают с духами растительности, от которых зависит благополучие человека.
По традиции шаман-дерево надо обойти вокруг по часовой стрелке три раза — это принесет счастье, деньги и богатство.
История почитания шаман-дерева на Колымском тракте не ясна. Никто не может с определенностью сказать, было ли оно когда-либо выбрано шаманом в качестве посредника с другими мирами или нет. Однако дерево стало культовым, и этот культ поддерживается не только якутами, но и другими людьми, проезжающими по трассе.
Читайте также:
В 1556 году на мысе Болванский Нос английский капитан Стивен Барроу обнаружил ненецкие святилища и около 300 идолов. Самые примитивные из них представляли собой палки с нарезками, обозначающими глаза и рот. У всех идолов глаза и рты были вымазаны кровью.
Сакральный статус острова нашел отражение в его ненецком названии — Хэбидя Я, что в переводе означает «священная земля».
Многие находки в культурном слое святилища Болванский Нос относятся к Позднему Средневековью и Новому времени. Среди них большое количество костей северного оленя, морских животных, белого медведя, птиц, реже — рыб. А в нижних горизонтах — многочисленные изделия из бронзы и серебра X–XIII веков: шумящие подвески, бубенчики, бляшки, изображения животных и птиц, фрагменты браслетов и других украшений.
В последнее время ненцы возобновили совершение ритуальных действий и жертвоприношений на святилищах Болванского Носа.
С середины XIX века ходили слухи о том, что Айдашинская пещера таит несметные сокровища. Это привело к многократным проникновениям и грабительским раскопкам. Найденные костяные и бронзовые вещи продавались любителям древностей.
Пещера представляет собой карстовую воронку с основной вертикальной и боковыми шахтами. Имеет два входа: один естественный, другой был пробит людьми со стороны озера. Глубина пещеры составляет около 70 метров. В рыхлых отложениях встречены многочисленные находки, в том числе — уникальные высокохудожественные изделия из бронзы, предметы вооружения, прежде всего наконечники стрел.
Судя по составу и характеру залегания инвентаря, на протяжении нескольких тысячелетий (с перерывами) пещера являлась святилищем и использовалась для совершения ритуалов и жертвоприношений. Во время их проведения в вертикальный штрек помещались разнообразные предметы и мясная пища, о чем свидетельствуют найденные кости животных. Также велась стрельба из лука специальными стрелами в чрево пещеры.
Марийские священные рощи находятся в Республике Марий Эл, Горномарийском районе. В сознании верующих марийцев они выступают посредниками людей в общении с божествами и символизируют устремленность народа к миру вышнему. Марийцы почитают священные рощи и рассматривают их как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с богом.
Обычно рощи огорожены и имеют три входа: с восточной стороны — для ввода жертвенных животных, с южной стороны — для подноски ключевой воды и с запада — для входа всех участников моления.
В центре рощи располагаются почитаемые деревья, возле которых устанавливаются своеобразные алтари (шаге), сделанные из жердей, покрытых пихтовыми лапами; там же разводится огонь.
Сердце священной рощи — онапу, то есть дерево-алтарь, дерево-канал, по которому проходит энергия между людьми и богами.
Комплекс вертикально вытянутых скал Ленские столбы растянулся на многие километры вдоль берега реки Лены. Эти геологические образования введены в систему особо охраняемых природных территорий в качестве национального природного парка.
Издавна для якутов и эвенков это место было священным. Рядовым людям путь туда был закрыт: они страшились гнева духов скал.
Многие считали, что столбы — это застывшие изваяния людей, созданные неведомыми потусторонними силами. Лишь избранные, старейшины или всемогущие шаманы, решались приблизиться к этим таинственным скалам.
Ленские столбы являются сакральной территорией и почитаются как место предков жителями Хангаласского улуса.
«Китовая аллея» расположена неподалеку от маршрутов миграции китов и лежбищ моржей. Она представляет собой уникальный хозяйственный и сакральный комплекс морских зверобоев Берингова пролива, совершавших здесь обряды перед открытием сезона охоты.
Комплекс протянулся на песчаной косе с юго-запада на северо-восток на расстояние более полукилометра. Он включает конструкции из черепов и челюстей гренландских китов, вкопанных по периметру ям для хранения китового и моржового мяса.
Вертикально установленные челюсти более чем на четыре метра возвышаются над поверхностью земли. Часть из них спилена жителями поселка Сиклюк для строительных нужд. В юго-западной части комплекса, под склоном, располагались группы жертвенников в виде прямоугольных ям, дно и стенки которых выложены галечником.
«Сиклюк» переводится как «место для хранения мяса» — «Китовой аллеей» памятник назвал М.А. Членов, который открыл его в 1976 году.
Смотрите также