Автор фразы «Овсянка, сэр!»

Поставить оперу за 12 дней. Сыграть в трех картинах одновременно, а устав, взяться за оформление ресторанов. Написать сценарии к фильмам, ставшим классикой, но считать себя автором одной-единственной ленты. Александр Адабашьян. Творчество как авантюра. Биографию кинодраматурга, художника, актёра, режиссёра и сценариста изучала Наталья Летникова.
«Мне нужен адреналин, когда я делаю что-то новое», — говорит Адабашьян. И берется за что-то новое при любой возможности. Актер, режиссер, сценарист, художник — это в творчестве. Даже в армии удалось сменить три вида погон — артиллериста, танкиста, летчика. Выпускник Строгановки и в кино оказался случайно. Школьный друг Никита Михалков снимал дипломную работу «Спокойный день в конце войны», и Александр Адабашьян прямо на съемочной площадке постигал новую для себя профессию художника-декоратора.
Первый сценарий Адабашьян написал по просьбе Михалкова-Кончаловского. Тот искал соавтора для фильма о производстве хлопка — «Дело важнее, чем жизнь». Снимали в Средней Азии. Андрон терпеливо объяснял, чем отличается сценарий от хорошей прозы, и учил выписывать характеры. Следующие фильмы, снятые по сценариям Адабашьяна, уже собирали кинематографические награды по всему миру и становились классикой.
Коллаж из произведений «Неизданные пьесы Чехова» Михалков и Адабашьян решили сделать, прочитав вместе сборник писателя.
За полтора месяца написали сценарий, нашли пустующую подмосковную усадьбу в Пущино. Адабашьян работал и как художник. Картина получила призы в Сан-Себастьяне, Чикаго, Белграде, стала лучшим иностранным фильмом в итальянском прокате 1978 года.
Настоящей авантюрой стал для Адабашьяна режиссерский дебют.
Выпускник французской школы спустя 20 лет решил снять фильм по книге Симоны Арэз. По просьбе французов написал сценарий и так артистично его представил, что получил предложение выступить в качестве режиссера. В итоге лента «Мадо, до востребования» удостоилась премии в Каннах и вошла в коллекцию лучших французских фильмов. При этом автор картины режиссером себя не считает.
«Не могу сказать, что я по профессии режиссер или сценарист, не знаю, есть ли у меня отношение к себе как к кинематографическому объекту», — шутит Адабашьян.
И считает себя в первую очередь художником, а не киношником. Сняв сериал «Азазель» в качестве режиссера, автор картины и вовсе убрал свое имя из титров, как и в ленте «Вешние воды», снимавшейся в Италии по повести Тургенева. Причиной стало изменение текста отснятого материала.
«Поставить «Бориса Годунова» в Мариинском театре за 12 дней — разве это не интересно? Авантюра стопроцентная. Последнюю сцену репетировали, когда уже зрителей в зал пустили», — вспоминает режиссер об очередном своем эксперименте. Адабашьян считает, что в творческой профессии важно счастливое стечение обстоятельств и случайностей. К примеру, опера для Адабашьяна как раз дело случая. Как-то встретился в самолете с Юрием Башметом, который летел в Италию, чтобы исполнять Берлиоза с оркестром Гергиева. Уже в Риме Адабашьян познакомился с Валерием Абисаловичем и узнал, что к спектаклю «Борис Годунов» полностью готова музыкальная часть, но нет режиссера. В итоге опера в постановке Адабашьяна прошла в Санкт-Петербурге, Италии, Голландии, Англии, Франции, Аргентине, Чили.
«А когда Валерий Гергиев предложил мне перенести «Хованщину» на сцену Ла Скала, как я мог отказаться? Одно то, что тебя называют «маэстро»… Там двух людей так называют — дирижера и режиссера. В театральном буфете: «Маэстро, вам кофе с молоком, как обычно?» Потом и эта радость становится какой-то несвежей. И опять надо искать, чем заняться».
Список творческих профессий Адабашьяна пополняется постоянно — в знак протеста против рутины.
«Сколько я всего сделал хорошего, но в результате моей визитной карточкой останется «Овсянка, сэр!». Никогда бы не подумал, что иду к этой фразе всю жизнь».
Звездная роль опять же дело случая. Адабашьян приехал на съемки «Собаки Баскервилей» вместе с Михалковым. В итоге стал Бэрримором с окладистой бородой.
Традиционный английский завтрак, который, к слову, в фильме был настоящий, преследует актера всю жизнь. Поклонники дарили овсяную крупу, продавщицы в магазине заключали пари: купит овсянку или нет.
Роль, подарившая известность, для актера любимой не стала. Но любимый съемочный процесс — именно в «Собаке Баскервилей».
Что бы он ни делал, Александр Адабашьян относится к своей работе критически. Такое правило.
«Все зависит от точки отсчета. Если ходить на выставки современного искусства, можно уверовать, что в живописи и в графике я Леонардо. Если смотреть сериалы, то я и актер потрясающий. А уж сценарист… Но перечитай Толстого или Чехова в очередной раз — сразу поймешь, каков уровень твоего сценарного мастерства. Или пересмотри Феллини и успокойся по поводу своей режиссуры. Камертон должен быть. Это, конечно, мешает самооценке, осознанию собственного величия, зато очень помогает жить».

Актерские работы Александра Адабашьяна


Сценарные работы

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна