«Неоконченная пьеса для механического пианино» (Никита Михалков, 1976)
Лекторы: кинокритик Давид Шнейдеров, профессор Борис Любимов, актрисы Юлия Ромашина, Анна Якунина, Екатерина Дубакина.
Первые попытки отойти от традиционной трактовки произведений Чехова, посмотреть на них по-новому были предприняты в середине 60-х годов и в театре, и в кинематографе. До этого Чехова играли исключительно по классическим канонам МХАТа.
Никита Михалков взял для экранизации пьесу, которую впервые поставили в Театре Вахтангова к столетнему юбилею Чехова в 1960 году. Вместе с Александром Адабашьяном Михалков написал сценарий — компиляцию из рассказов Чехова, материалов из записных книжек, что создало эффект полифонии в развитии действия.
Борис Любимов: «Фильмы Михалкова — это сочетание пространства, образа, атмосферы и звукового дополнения. Это неотъемлемая часть его кинематографа, поэтому практически все фильмы, кроме одного… он снял с композитором Артемьевым. Это лучший фильм по Чехову, который вообще существует, включая и мировые экранизации. Это самое глубокое его прочтение… И вот такой подход к Чехову — это одновременно есть и язык, и мироощущение Никиты Михалкова».
Давид Шнейдеров: «Фильм удивительно снят. Операторская работа безупречна, особенно в плане натурных съемок. Настоятельно акцентирую внимание зрителей на одной потрясающе сделанной сцене — это проход по дому, снятый одним планом, когда из дверей появляются разные персонажи».