Свой среди чужих, чужой среди своих
Полнометражный дебют Никиты Михалкова, созданный по сценарию Эдуарда Володарского. «Свой среди чужих» был принят зрителями и критиками с равным энтузиазмом. Во многом успех фильма обеспечил сценарий Эдуарда Володарского (написанный при участии Никиты Михалкова). Историко-революционный материал был мастерски помещен в форму классического вестерна.
Критики справедливо отмечали, что сценарий математически точно выверен и напоминает уравнение с двумя неизвестными. Однако фильм Михалкова не свелся к сугубо рациональному решению этого «уравнения». Тут сразу проступили характерные черты его режиссерской манеры: снайперски точный выбор актеров, удивительное ви́дение чего-то доселе неоткрытого в этих исполнителях, тонкая психологическая нюансировка портретов — даже эпизодических персонажей, не говоря уж о центральных героях.
Интересно, что в этой истории нет одного главного героя. «Свой среди чужих» — гимн товариществу, боевому братству. Тут в фокусе авторского внимания — пятерка друзей-чекистов, задействованная в операции по доставке особо ценного груза. Дело происходит на исходе Гражданской войны. Шилов, Сарычев, Забелин, Кунгуров и Липягин должны пригнать в Москву бронированный вагон с реквизированными ценностями. Молодое советское государство задыхается в тисках врагов, в Поволжье голод. Драгоценности, оцененные в 526 тысяч рублей, должны быть проданы и обращены в хлеб. Сплоченные Гражданской войной, друзья-чекисты рады снова сойтись впятером. Но накануне отправки происходит дерзкое ограбление вагона. Подозрения падают на Шилова. Дружба боевых товарищей проходит суровое испытание взаимным недоверием.
Отверженного (но в финале оправданного и вновь принятого в дружеские объятья) Шилова сыграл Юрий Богатырев, а остальных чекистов — Анатолий Солоницын, Сергей Шакуров, Александр Пороховщиков, Николай Пастухов. Не менее тщательно разработанный образ — ротмистр Лемке, белый офицер, который решается в одиночку похитить саквояж с драгоценностями. Его сыграл Александр Кайдановский, задействовав все ресурсы своего холодного, «отрицательного» обаяния и создав яркий образ отчаянного одиночки. В фильме впечатляюще заявил о себе начинающий актер Константин Райкин. Невероятная, звериная пластичность и яркая нестандартная внешность артиста приковывают внимание к его персонажу, вору Каюму, несмотря на то, что объем роли совсем не велик.
Музыка, написанная для фильма композитором Эдуардом Артемьевым, приобрела огромную популярность. Благодаря ей финальный эпизод картины стал одним из самых часто цитируемых моментов советского кино: товарищи бегут по полю к Шилову, доказавшему свою непричастность к ограблению, обнимаются, возятся, как школяры, в порыве дружбы и доверия. Над ними, над землей и склоном, с которого кувыркается опрокинутый ими экипаж, реет значительная и будоражащая душу музыка Артемьева.