Этноханты
Культурная изнанка югорского этнотуризма: невидимые барьеры, бабушка-медвежатница и эстетически правильный обман.
Автор Антон Агарков.
Путешественник, фотограф.
Путешественник, фотограф.
— Мне все говорили: Вася, не лезь. Не подпускай туристов ближе чем на километр к стойбищу. Оставь хантов в покое!
Но Вася Сочилин оставить хантов в покое не мог. Свой курс на сближение с малочисленным народом Севера Вася объясняет обезоруживающим «а мне интересно». Так же, как Васе было интересно на мотоциклах пройти до Ямала или отправиться на снегоходах к географическому центру Азии. Однако то, что интересно просто Васе, для Василия Сочилина, крупного деятеля турбизнеса из Нижневартовска, имеет еще и прикладное значение. Ведь чего хотят туристы от Ханты-Мансийского автономного округа? Туристы хотят увидеть хантов и манси. Требуют того самого этнотуризма с катанием на оленях и переодеванием в национальные костюмы. Проблема в том, что коренные народы — не зоопарк и не музей. Нельзя просто так взять и заявиться с туристами на стойбище.
— Меня не зря предупреждали. Ханты не отшельники, но у них свой мир, в который мы со своим любопытством бездумно вторгаемся. Я сам такой человек, который любит с рюкзачком за плечами перелезть через все кордоны. В прошлом году я был в Марокко, дошел до центра Сахары, до блюменов — «синих людей», туарегов то бишь. Очень закрытое племя, но даже среди этих африканских блюменов я не ощущал такого барьера, как с нашими хантами. У хантов этот барьер такой, что я даже сунуться боюсь, куда не положено. Рассказать, как я первый раз приехал на стойбище и переночевал в музее? Приехал я, значит, к хантам на стойбище. Встретил меня там мужик, чисто по-мужски отшутился, без сантиментов. И я понял, что мне здесь делать нечего, вернулся в ближайший поселок и переночевал в музее на диванчике. И только на следующий день, когда я пришел на это же стойбище с одной очень уважаемой женщиной, меня наконец-то выслушали. Тот же самый мужичок, с которым мы теперь большие друзья, всё обдумал и вынес вердикт: «Кажется, на этом можно заработать».
Начало вдохновляющее, но за первым согласием последовали долгие согласования со старшими и договоренности с молодежью. В конечном счете стойбище начало принимать туристов, но невидимая стена как была, так и осталась.
— Я теперь каждое слово с хантами согласую, каждую мелочь. И все равно не знаю, что они покажут туристам — свою настоящую жизнь или какой-то эстетически правильный обман…
— Вась, мы с тобой завтра поедем на стойбище, и что мы увидим? Правду? Полуправду? Обман?
— Не скажу. Сам для себя решишь.
— Вась, мы с тобой завтра поедем на стойбище, и что мы увидим? Правду? Полуправду? Обман?
— Не скажу. Сам для себя решишь.
Поселок
Заметенная снегом дорога через кедровую тайгу упирается в небольшой поселок Аган.
Аган — обязательная остановка и последний оплот знакомой цивилизации перед выездом на стойбище. Прямые улицы, прижавшиеся к земле дома. По обочинам — стоянки для побитых жизнью снегоходов. Здание с призывной табличкой «Баня» заколочено. По улицам, несмотря на тридцатиградусный мороз, бродят закутанные по самые уши безмолвные тени с усталыми глазами.
Главная достопримечательность поселка — краеведческий музей.
Просторное помещение с ремонтом в лучших традициях эпохи покорения Севера. Коллекция — предметы хантыйского быта. Создательница музея Фёкла Бондаренко, завернутая в парадный платок с огромными розами, проводит короткую экскурсию:
— Вот детская игрушка из собольей шкурки — ребенок с детства привыкал к зверю… Вот капкан на соболя… А вот свадебные сани. Сейчас я вам расскажу, как их запрягали…
— Простите, а вы можете платок снять? Нам бы вас без платка сфотографировать…
— Не могу. Нельзя мне. Не положено.
— Простите, а вы можете платок снять? Нам бы вас без платка сфотографировать…
— Не могу. Нельзя мне. Не положено.
Весь экскурс в богатую хантыйскую культуру и историю занимает минут двадцать.
Хозяйка торопится рассказать всё, туристы торопятся набрать сувениров.
Хозяйка торопится рассказать всё, туристы торопятся набрать сувениров.
Когда музей пустеет, Фёкла Семеновна начинает индивидуальную альтернативную экскурсию, причем рассказывает о той части советско-хантыйских отношений, о которой вспоминать не принято:
— Нас с самого детства учили бережно относиться к природе — лишней травинки не сорвать, лишней веточки не обломить. Родители были совершенно неграмотные в том смысле, который в него вкладывают русские. Но они очень грамотно относились к природе. Все отлично понимали, что если сегодня возьмут больше, чем нужно, то завтра просто не выживут.
Мы народ дружелюбный, у нас нет понятия зла. Когда в конце пятидесятых сюда пришли первые нефтяники, мы их приняли как своих. «Цивилизованные» нефтяники повели себя совсем плохо: разоряли лабазы с припасами, истребили дичь. Да еще и тыкали в нас пальцами, мол, «грязные ханты»…
Первая суровая зима всё расставила по своим местам.
— Русский человек в своих валенках и полушубке замерзал. Ударит сорок-пятьдесят градусов — русский будет прыгать и с ноги на ногу переминаться, а наш хант встанет и с места не сдвинется. Потому что у него малица мехом внутрь, сверху он наденет кумыш, на ноги кисы двойные. В такой одежде можно в снег лечь — не замерзнешь. В шестидесятых годах русским была очень нужна наша одежда.
За одежду нефтяники щедро благодарили хантов. Водкой и спиртом. Много позже богатые нефтяные компании начали строить для коренных жителей округа такие поселки, как Аган — со школами-интернатами, баней и электричеством. Стали приплачивать за сбор дикой ягоды и за то, что нефтепроводы идут по родовым угодьям.
— Ну и что это за деньги — пять тысяч в квартал? — качает головой Фекла Семеновна. — У нас никогда свободных денег особенно не было. А вот появились, и куда их тратить? Народ водку покупает… Свободные деньги развращают. Сейчас нефтяники начали с наших земель уходить. А что толку? Они тут дров наломали, природу изгадили. Раньше мы не знали, что такое лесные пожары, а теперь каждое лето трясемся. И пока тайга восстановится, очень много времени пройдет… Лучше бы вместо геологов сразу туристы пришли. Туристы пришли, туристы ушли — природа не страдает, нам хорошо. Всем хорошо.
Туристы действительно пришли и, закупившись сувенирами, ушли в сторону стойбища.
Стойбище
Сумерки. Снегоход с надрывным тарахтением тянет перегруженные нарты по лесной просеке. На нартах самый ценный для стойбища груз — десяток утепленных туристов. Через полчаса нарты останавливаются, и пассажиры разбегаются по стойбищу познавать быт коренных народов. Быт — большая поляна и несколько приземистых заваленных снегом домиков, украшенных неоновой иллюминацией. В центре поляны сверкает гирляндами здоровенная ель. Освоившиеся туристы требуют оленей и ищут «то самое» шаманское дерево. Хозяйка стойбища, сверкая золотой улыбкой, подводит страждущих к увешанной ленточками ели на окраине расчищенной поляны. Все дружно повязывают ленточки и загадывают желание. Судя по лицам, счастье и просветление уже наступили. С оленями, правда, вышла накладка — у животных плохое настроение, им туристы не указ.
Обязательный пункт программы — знакомство с хантыйской бабушкой Варварой, которая в одиночку ходила на медведей. Завалила троих, что даже у хантов-мужчин считается очень серьезным достижением. Туристы расспрашивают бабушку о тяжелой жизни на стойбище. Чем дальше, тем ее ответы короче.
— А давно вы тут живете?
— Я прошлый год сюда приехала, одна уже жила. Где жила, никому не мешала, людей не видела. Сама юрту строила, лабазы строила… Вот видите — сети, ловила. Щука, язь лежат. Вот фотографии мои, — бабушка вытаскивает из-под вороха вещей потрепанный фотоальбом с нарядными лилиями на обложке. — Вот я какая…
— Это вы с медведем! А вы еще и рыбачка! А ружье какое! Стрелять не разучились?
— Ружье боёк вылетел. Хочу новое ружье купить. Документы есть. Белковать пойду…
— А далеко надо идти, чтобы зверя добыть?
— Можно ближе, можно дальше…
— И ничего не боитесь?!
— А чего бояться…
— Я прошлый год сюда приехала, одна уже жила. Где жила, никому не мешала, людей не видела. Сама юрту строила, лабазы строила… Вот видите — сети, ловила. Щука, язь лежат. Вот фотографии мои, — бабушка вытаскивает из-под вороха вещей потрепанный фотоальбом с нарядными лилиями на обложке. — Вот я какая…
— Это вы с медведем! А вы еще и рыбачка! А ружье какое! Стрелять не разучились?
— Ружье боёк вылетел. Хочу новое ружье купить. Документы есть. Белковать пойду…
— А далеко надо идти, чтобы зверя добыть?
— Можно ближе, можно дальше…
— И ничего не боитесь?!
— А чего бояться…
Туристы многозначительно кивают и уходят гулять по стойбищу. Бабушка что-то бурчит под нос, подбрасывает дров в печку и продолжает не спеша, будто себе самой, рассказывать:
— Сейчас время есть. Летом шкурку выделываешь, пока ягода не поспевает. Семью одеваешь-обуваешь, зашивать все надо. Мужик нарты делает, мало-мало охотится… Потом ягода поспеет — времени не будет. Все успеть надо. Всегда дела есть. Сейчас вы приехали — вот дела. Люба говорит, фотографироваться надо. Сейчас оденусь, пойду фотографироваться…
Варвара Егоровна медленно, по-стариковски, снимает потрепанную телогрейку, надевает расшитую бисером дубленку-малицу и выходит на мороз. Люба уже ждет. Точнее, Любовь Васильевна Казанжи — хозяйка стойбища, та самая, с пламенеющей золотом улыбкой. Сейчас у нее короткий перерыв — все гости сидят за столом в жарко натопленной избе, наворачивают суп с олениной и делятся впечатлениями. Люба переминается с ноги на ногу и с улыбкой смотрит в звездное небо:
— Хорошо все идет. Скоро еще группа приедет. Охотники и рыболовы постоянно ездят. И нефтяники на подходе. Они собираются по нашим землям трубопровод гнать, а за это компенсация полагается. Мы нефтяников очень ждем. Сейчас еще немного поработаю — и в Турцию слетаю. Все идет, как мне шаман когда-то давно предсказал. Вначале, сказал, буду оленей держать. Это было. Потом, сказал, на море полечу. Тоже было. Потом еще что-то сказал, я уже не помню. Но наверняка тоже сбудется…
Дверь «трапезной» скрипнула, и на морозный воздух, покачиваясь, вышли довольные туристы во главе с Сочилиным. Василий оглядел толпу и гаркнул:
— Строганину все поели? С бабушкой-медвежатницей все поговорили? Тогда пора обратно ехать!
Мы послушно взгромоздились на нарты. Впереди с привычным надрывом загудел снегоход. Вскоре неоновые огни стойбища остались далеко позади.
Культурный обмен
— Обман. Любой этнотуризм это обман, — со спокойной убежденностью отвечает Василий, — Или, если хочешь, красивая недосказанность. Но туристы требуют стойбища, и нам приходится их возить на такие стойбища, как Карамкинское, где мы были. Там не держат большого стада оленей, на охоту ходят на так часто, как на настоящих стойбищах. И все же, как бы странно это ни прозвучало, даже со всякими телевизорами, дизель-генераторами и пластиковыми окнами турист может получить представление, как живут ханты.
Есть стойбища, до которых туристы вряд ли доберутся, и таких Василий тоже насмотрелся. Пара ободранных чумов и смурные оленеводы, которые могут пристрелить чужака просто от плохого настроения. Как ни кинь, туристические этностойбища — самый щадящий вариант культурного обмена. Хантыйская молодежь, которая после интерната редко возвращается в тундру и предпочитает карьеру в нефтянке, начинает понимать, что на туризме тоже можно делать деньги. Выдернуть молодое поколение из городов и поселков пока не получается, но все больше появляется тех, кто зарабатывает на жизнь пошивом традиционной одежды и другими народными ремеслами.
— По большому счету, сохранять культуру малых народов — задача ЮНЕСКО. Но здесь нет ЮНЕСКО, а туризм есть, и он работает. Но куда важнее другое. Если вообще закрыть эту тему, то начнутся экспедиции. Эти способны разворошить все, к чему прикоснутся. А мы катаем туристов на оленях, водим на рыбалку, показываем дерево с ленточками. Все рады, любопытство мы удовлетворили. И глубже никто не проникает. Я сам до сих пор толком ничего не знаю. Так и не видел шаманский обряд. Я очень хотел попасть, но один хант мне сказал: «Сынок, не стремись. Тебе это не надо». Понял. Больше не стремлюсь. Даже не думаю приезжать на святые места. И эта недосказанность есть везде. Никто тебе не покажет настоящее святое дерево, никто не назовет точное количество оленей в стаде. Помнишь бабушку из музея в Агане? Так вот, она до мелочей знает обряд медведя, но помалкивает. Ездил я к хантам, ездил, и как-то раз подошел ко мне мужичок и так, между делом, дал мне амулет…
Василий открывает деловой портфель и достает амулет: кожаный шнурок с нанизанными на него кусочками оленьего рога и костяными колечками. Я пытаюсь взять амулет в руки, но Вася отрицательно качает головой.
— …Петельки, узелки, колечки. Ничего не понятно. Одна хантыйка его у меня увидела — «Это тебе Паша дал?» — Да. — «Храни. Большая ценность. Тебя ханты приняли». А мне этот амулет между делом дали, чуть ли не кинули! И так всегда: сплошные вопросы. Ответ пусть каждый сам для себя ищет.
Смотрите также