История одного здания: самая старая трамвайная остановка Москвы

Первые трамваи появились в Москве в конце XIX века — их запустили от района Савеловского вокзала. По пути маршрута 27, одного из первых в городе, до сих пор стоит небольшой павильон с колоннами. Найти его можно в районе Красностуденческого проезда. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как и когда появилась самая старая остановка, которая сохранилась до наших дней, почему исследователи спорят, когда ее построили, и как в 2010-е павильон признали памятником архитектуры и восстановили.

Первые московские трамваи

Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1886–1887 годах — когда провели маршрут для так называемого паровичка. Так горожане окрестили техническую новинку, механический общественный транспорт, который ходил на паровой тяге. Он пришел на смену конкам, рельсовым повозкам, запряженным лошадьми. Первая линия паровичка прошла от Миусской заставы (так раньше называли площадь Савеловского вокзала) до Петровской сельскохозяйственной академии, сегодня Тимирязевской. В конце XIX века эти районы еще считались пригородными, здесь стояли дачи — и первый маршрут долго называли дачным.
Транспорт в те годы быстро развивался. Конкуренцию паровичку составила еще одна инновация — электрический трамвай. В 1899 году первый маршрут паровичка электрифицировали — и по тому же пути, от Миусс до Сельскохозяйственной академии, стал ходить более быстрый транспорт.

Когда появилась остановка?

Остановочному павильону в Красностуденческом проезде приписывают несколько дат появления: 1880-е, 1926 и 1936 год. Постройка находилась на линии, через которую в разное время ходили и паровые, и электрические трамваи. Первое здание здесь появилось в конце 1880-х или начале 1890-х, точная дата неизвестна. Его проект создал архитектор Франц Когновицкий. Он выпустился из Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в 1895 году и в эти же годы начал создавать первые здания — в основном в стиле модерн. Известно, что первую трамвайную остановку на этом месте построили из дерева, но точные описания не сохранились.
Новый этап развития московского городского транспорта начался после революции. В 1920-е годы советские власти решили впервые реконструировать и расширить пути, которые строили еще в конце XIX века. Заодно обновляли и остановки. Большинство из них создал ученик Франца Когновицкого, архитектор Евгений Шервинский. В числе его проектов оказался и павильон в Красностуденческом проезде. Первые датированные чертежи появились в 1926-м, а в эксплуатацию строение ввели к 1936 году.
Шервинский не создавал индивидуальные проекты для каждой остановки. Павильон, который поставили в Тимирязевском районе, считается типовым. Похожие объекты возводили по всей Москве: например, остановка-близнец сохранилась недалеко от Ленинградского шоссе и метро «Войковская».

Металл и античность: как выглядел павильон в середине XX века

Ученые спорят о времени появления остановки и ее авторе, потому что не смогли доподлинно установить, обновил ли Шервинский постройку своего учителя Когновицкого, сохранил ли в новом проекте отдельные детали предыдущей работы или предложил собственный вариант.
Остановка Евгения Шервинского хоть и была типовой, но от обычных для тех лет подобных небольших зданий весьма отличалась. Она напоминала небольшой вокзал в античном стиле. Здание состояло из трех частей — центральной с колоннами и круглым окном во фронтоне и боковых залов, где можно было ждать транспорт. Вместо базового белого цвета архитектор выбрал темно-коричневый, а из материалов отдал предпочтение дереву и металлу. Вместо открытых площадок для пассажиров появились закрытые пространства.
Некоторые историки считали, что архитектор сохранил деревянные фрагменты от павильона Когновицкого и дополнил их новыми, чугунными элементами. Узор декоративных решеток повторял дизайн оград на Бульварном кольце. Чугунные колонны в виде снопов установили на бетонный фундамент и накрыли двускатной крышей. Часть источников упоминала, что на остановке размещались торговые точки с мороженым. А в 1960-х закрытые залы для ожидания транспорта полностью превратили в небольшие магазинчики.

Возвращение к жизни: как остановку отстроили заново

Павильон «Красностуденческий проезд» работал весь XX век. После 1936 года его значительно не перестраивали. Исследователи считали, что строение — единственное в своем роде, где сохранились фрагменты проекта Франца Когновицкого.
К 1980-м годам остановке уже требовался ремонт. А в 1990-е здесь к тому же случился пожар, и долгое время здание стояло в запустении. В 2013-м объект «Чугунный павильон трамвайной остановки первой четверти XX века» признали объектом культурного наследия, в 2015-м — памятником регионального значения. Остановка попала в программу «рубль за квадратный метр» — ее отдавали в аренду по сниженной ставке, но с обязательством провести реставрацию. В 2017 году предпринимательница Анна Паничкина взяла здание «под опеку». Она рассказывала: «Это мой первый самостоятельный проект, и, когда я сюда приезжаю, чувствую гордость. Особняков в Москве много, а вот такая остановка — одна-единственная».
Объект ремонтировали по оригинальным чертежам, в том числе материалам архитектора Евгения Шервинского, которые нашли в архиве бывшего машиностроительного завода «Красная Пресня», и фотоснимкам 1950-х годов. Специалисты расчистили чугунные детали на кровле, восстановили по образцам три из четырех колонн, изготовили заново 18 утраченных исторических капителей — верхних декоративных частей колонн. Вместо залов для ожидания решили оставить два торговых помещения. В 2018 году павильон снова принял пассажиров.
Сегодня остановка «Красностуденческий проезд» продолжает работать. Через нее проезжают трамваи маршрута №27 — старейшего из сохранившихся в Москве.

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна