История одного здания: Саввинское подворье
Сегодня Саввинское подворье находится во дворе дома №6 по Тверской улице. В 1930-х здание передвинули, а на его прежнем месте возвели сталинский жилой дом. До революции подворье было доходным домом, затем в нем открылось сразу несколько прокатных фирм, а пионер российского кинематографа Александр Ханжонков даже построил рядом павильон для съемок. Рассказываем, что располагалось на этом участке раньше, как территория досталась Саввино-Сторожевскому монастырю и кто передвигал дом.
Подворье на месте древнего монастыря
В начале Тверской улицы в Москве, где сейчас располагается Саввинское подворье, с XV века находился Вознесенский монастырь. На чертеже середины XVII столетия из книги историка Сергея Белокурова «Планы города Москвы XVII века» он изображен уже пришедшим в запустение. Поэтому в 1651 году по указу Алексея Михайловича его передали во владение звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю вместе с другими обедневшими московскими обителями.
На тот момент Саввино-Сторожевский монастырь был одним из самых важных в государстве, наравне с Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лаврами. Он находился на западе страны, выполнял роль форпоста. А еще сюда часто приезжали русские правители, когда отправлялись в паломничество к мощам Саввы Сторожевского. Этого святого считали покровителем царей и защитником Москвы. Дорогу в монастырь — Звенигородский тракт — в народе называли царским путем.
До революции монастыри часто строили подворья — свои представительства в крупных городах. В них проходили богослужения, останавливались архиерей и паломники. В постройках бывшего Вознесенского монастыря открылось Саввинское подворье. На его территории разместились церковь, кельи, жилые здания, хозяйственные постройки, погост.
Подворье несколько раз перестраивалось. В 1691 году бывшую деревянную Воскресенскую церковь снесли. На ее месте возвели новый каменный храм. А в начале XVIII века часть территории подворья перешла во владение князя Матвея Гагарина — об этом сообщает книга «Памятники архитектуры Москвы. Белый город» под редакцией архитектора Глеба Макаревича.
В XIX веке в подворье останавливались можайские и дмитровские епископы. А паломники приходили сюда, чтобы увидеть икону Саввы Сторожевского XVII века. В подворье работали церковно-приходская школа и переплетная мастерская. Местные служители заботились о сиротах, здесь действовало Братство призрения и воспитания бесприютных и нравственно покинутых детей.
Доходный дом в неорусском стиле
В начале XX века часть старых построек на территории подворья решили снести, а на их месте возвести новый дом. Епископ Можайский Парфений писал в Московскую городскую управу: «Прошу по сломке ряда существующих строений произвести постройку 4-х, частью 5-этажного жилого строения с нежилым подвалом и двором согласно представленным чертежам. Для наблюдения за постройкой приглашен архитектор Иван Сергеевич Кузнецов». На строительство Саввино-Сторожевский монастырь получил ссуду почти в 300 тысяч рублей от Святейшего правительствующего синода на 20 лет. Всего же потратили около 450 тысяч.
На эту сумму решили возвести доходный дом, выбрав для него участок на Тверской улице. Первые этажи по плану должны были занимать конторы и магазины, а верхние — большие квартиры. Проект нового здания Саввинского подворья разработал Иван Кузнецов. Он трудился в Московском совете детских приютов, реставрировал фрески в Успенском соборе Иосифо-Волоколамского монастыря и Богоявленском соборе в Елохове. Самым известным проектом архитектора к тому времени было здание московской Медведниковской гимназии в стиле модерн. Оно отличалось широкими коридорами и залами для занятий, современной системой вентиляции.
Для фасада Саввинского подворья Кузнецов выбрал неорусский стиль. Архитекторы этого направления вдохновлялись зодчеством допетровского времени, народным искусством. Мария Нащокина в книге «Московская архитектурная керамика» писала, что декор и композиция Саввинского подворья напоминают архитектуру Ростова Великого.
Саввинское подворье начали возводить в 1905 году. В газете «Московские ведомости» писали о стройке: «Во дворе дома Саввинского подворья, по Тверской улице, при сломке здания и выемке земли вырыто 100 человеческих скелетов. На одной из вырытых здесь же надгробных плит имелась надпись на древнеславянском языке. На этом месте в царствование Алексея Михайловича был Воскресенский монастырь с кладбищем при нем».
Здание украсили изящные башни, окна разных форм и размеров с наличниками, арки. Фасад подворья был покрыт цветной керамической плиткой, рисунки для которой разработал сам Кузнецов. Часть изразцов изготовили в подмосковном Абрамцеве, а часть — в Германии.
Полностью покрытый майоликой и изразцами, центральный объем Саввинского подворья напоминает теремок Крутицкого подворья, сплошь украшенного изразцами. Центральная часть фасада Саввинского подворья облицована особенной «акварельной» абрамцевской плиткой, а над окнами пущен майоликовый фриз восхитительных цветов, выполненный по эскизам архитектора. По бокам здания сооружены изящные башенки. Окна в них также обрамлены майоликовыми наличниками невероятной красоты, похожими на уникальный наличник церкви Святого Златоуста в Ярославле.
Фотограф Елена Крижевская, книга «Непарадная Москва. Доходные дома в историях и фотографиях»
Интерьеры здания выполнили в стиле модерн. Их украсила лестница необычной изогнутой формы с ажурными перилами. А перед входом в дом по сей день сохранилась рекламная плитка акционерного общества «Дзевульский и Лянге».
Читайте также:
Редакция, киностудии и благотворительное общество
Строительство подворья завершилось в 1907 году. Одной из первых в готовый дом въехала редакция православного журнала «Душеполезное чтение». Москвовед Александр Васькин писал: «Несмотря на то что среди авторов издания были весьма солидные люди, представители московского духовенства, он приобрел завидную популярность среди самых разных слоев населения».
Саввинское подворье в начале XX века стало одним из центров развития российской киноиндустрии. В доме открылись прокатные конторы «Эклер» (другое название — «Эклипс»), «Глобус», «Гомон», «Наполеон», «Кинолента».
Часть помещений в здании снял Александр Ханжонков, создатель фирмы по производству кино «Торговый дом Ханжонкова». В своих помещениях он открыл магазин оборудования, научный отдел для съемок образовательных фильмов, мастерскую по производству субтитров. Вскоре Ханжонков решил построить рядом с Саввинским подворьем кинопавильон. Для этого предпринимателю требовалось получить разрешение архиерея, дом которого располагался неподалеку. Священнослужитель был противником кино. Ханжонков долго уговаривал его побывать хоть на одном сеансе. Наконец, архиерей согласился и посмотрел видовую картину «Нил ночью», которую сняли с плывущей лодки, и другие подобные ленты. Ханжонков вспоминал: «Почтенный старец был совершенно потрясен и все бормотал что-то непонятное. Когда сеанс был окончен, он со слезами на глазах воскликнул: «До чего Господь может умудрить человека!» После этого предприниматель получил разрешение. Рядом с Саввинским подворьем он построил кинопавильон. Съемки здесь проходили только осенью и зимой: из-за прозрачной стеклянной крыши в помещении было очень жарко в другие сезоны. В этом павильоне снимали сцены из картин «Ермак — покоритель Сибири», «Ванька-ключник», «Русалка» и «Боярин Орша». Но вскоре он сгорел.
В 1914 году фирма Ханжонкова съехала из Саввинского подворья. В ее помещениях расположилось московское отделение Скобелевского комитета. Эта благотворительная организация появилась во время Русско-японской войны. Здесь помогали раненым воинам, семьям погибших, печатали патриотические открытки. А еще только Скобелевский комитет получил право снимать документальную хронику на фронтах Первой мировой войны.
Переезд во двор за одну ночь
После революции Скобелевский комитет ликвидировали. Храм на территории подворья тоже закрыли.
В 1935 году архитекторы Владимир Семенов и Сергей Чернышев разработали генеральный план реконструкции Москвы. Он предполагал расширение улицы Горького — так переименовали Тверскую. Почти всю историческую застройку архитекторы хотели снести, а на месте старых домов и церквей возвести новые здания в стиле сталинского ампира.
Некоторые дореволюционные здания решили не сносить, а передвинуть вглубь улицы. Есть несколько версий, почему в их число попало Саввинское подворье. По одной из них, помогло письмо, которое жильцы написали либо в Моссовет, либо лично первому секретарю Московского городского комитета ВКП (б) Никите Хрущеву. А по другой — дом решили передвинуть, потому что он был очень тяжелым. Вес Саввинского подворья составлял 23 тысячи тонн. Чиновникам хотелось превзойти американское достижение: к тому моменту самым тяжелым зданием, которое смогли передвинуть в США, была телефонная станция в Индианаполисе. Она весила 11 тысяч тонн.
Руководил перестановкой дома инженер Эммануил Гендель. Сначала на новом месте сделали фундамент. От него к подворью проложили металлические рельсы. Вокруг дома построили каркас, который спас бы его от разрушения. Здание «срезали» со старого фундамента, а затем передвинули с помощью лебедок. Коммуникации в доме переподключили с помощью гибких кабелей. Они работали, даже когда дом передвигали.
Жителям не сообщили точной даты работ. После долгой подготовки перестановка началась 4 марта 1939 года. Дом двигался так плавно, что жильцы даже не проснулись. Москвовед Александр Васькин писал: «…многие безмятежно спали, так и не узнав, что перемещаются в московском пространстве вместе со своими кроватями и буфетами. А наиболее нервным гражданам сообщили иную, более позднюю дату переезда. Так что паники не было».
Саввинское подворье передвинули на 50 метров вглубь Тверской улицы за одну ночь. А перед ним архитектор Аркадий Мордвинов и инженер Павел Красильников возвели жилой дом в стиле сталинского ампира.
В советское время Саввинское подворье стало обычным жилым домом с коммунальными квартирами. Сейчас в нем располагается Центр по работе с населением Центрального административного округа Москвы.
Автор: Анастасия Войко