Иконы Богородицы: как появились образы и что они символизируют

В православных храмах образы Богоматери — одни из самых почитаемых. Иконописцы
писали Деву Марию одну, с Младенцем, в окружении святых. Читайте, какие существовали каноны в изображении Божией Матери и какие древние известные иконы им соответствуют.

Первые иконы на Руси

Богоматерь Одигитрия с избранными святыми (фрагмент). Конец XV века. Ярославский художественный музей, Ярославль
Богоматерь «Всех скорбящих радость» (фрагмент). Последняя четверть XVIII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Богоматерь Тихвинская с Акафистом. Первая половина XVI века. Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков
По преданию, первые образы Богородицы создал святой евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. Искусного художника принято считать первым иконописцем, Луке приписывают авторство многих образов. Один из них — Богоматерь, которая держит Младенца на коленях и указывает на него ладонью. Позднее этот тип стали называть Одигитрия. Другой образ — Богородица, нежно прижимающая к себе ребенка. Такой тип называют Елеуса, или Умиление.
Первые христианские иконы попали на Русь из Византии
в XI–XII веках. Русские иконописцы перенимали византийские традиции и создавали списки, копии икон. Они могли немного отличаться от оригинала. Многие иконы называли по месту, где их особо почитали: например, Богоматерь Владимирская, Тихвинская, Иверская. На Руси также известны образы, названные эпитетами Богородицы: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость» и другие. Иконы называли эпитетами из церковных и библейских текстов, например из хвалебных песнопений — акафистов.
Исторически сложились иконографические типы изображения Богородицы. Иконографией называют каноны: особенности композиции, характерные черты икон, атрибуты святых. Богоматерь изображали с Младенцем и одиночно, восседающую на троне и в полный рост, с разными жестами рук и положением головы.
На иконах, росписях и мозаиках Богородица предстает в традиционном облачении. Мафорий — длинное покрывало пурпурного или коричневого цвета — закрывает голову и плечи. Иконописцы украшали мафорий золотыми звездами и каймой. Туника, или хитон, надета снизу. На некоторых типах икон в руках Богородица держит омофор — широкую ленту ткани, обычно темно-красного цвета.

Богоматерь Оранта

Мозаичная икона Божией Матери «Нерушимая стена». Богоматерь Оранта. XI век. Собор Святой Софии, Киев, Украина. Иллюстрация из альбома «Собор Святой Софии». Киев: издательство «Мистецтво», 2001
Богоматерь Знамение (фрагмент). До 1169. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Богоматерь Оранта. Первая половина XII века. Георгиевский собор Юрьева монастыря, Великий Новгород. Иллюстрация из книги Виктора Лазарева «Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески». Москва: издательство «Искусство», 2000
Один из самых древних иконографических типов Богородицы — Оранта. Слово пришло из латинского языка, его можно перевести как «взывающая, молящаяся». Историк древнерусского искусства Никодим Кондаков отмечал, что первый иконописный образ Богоматери Оранты относится к концу IV века. Богоматерь изображали в позе заступнической молитвы: руки разведены в стороны и согнуты в локтях, ладони подняты на уровень лика и обращены к молящемуся. Образы встречаются в росписях и иконах византийских и русских храмов.
Самое известное древнерусское изображение Оранты находится в Софийском соборе в Киеве. Мозаику «Нерушимая стена» относят к XI веку. Эпитет в названии пришел из акафиста Богоматери — так называют хвалебное и благодарственное пение в церковной гимнографии. Богородица изображена на одной из стен собора, на золотом фоне в полный рост, с разведенными в стороны руками. Высота фигуры превышает пять метров. Царственный наряд состоит из пурпурного мафория, на нем — золотые звезды, на плечах и на лбу. Лицо Богородицы строго и печально. Мозаика выполнена из смальты — небольших пластин цветного непрозрачного стекла.
Другой образ, близкий по иконографии к Оранте, — икона «Знамение» из Великого Новгорода
. Это поясное изображение Богородицы, ее руки подняты в молитве, а Младенец вписан в золотой круг на груди — медальон. По преданию, в XII веке чудотворная икона спасла Новгород от войск суздальцев во времена междоусобных войн. Когда воины подошли к городу, из глаз Богородицы на иконе потекли слезы. На вражеское войско напал страх и смятение, и город был спасен.

Богоматерь Елеуса

Богоматерь Умиление (Любятовская). Начало XV века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь Донская. 1390-е. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Богоматерь Владимирская. Первая треть XII. Храм святителя Николая в Толмачах, Москва
Распространенный в России тип икон Богородицы — Елеуса, что с греческого языка переводится как милующая, такие образы еще называют Умиление. На изображениях Богоматерь склоняется к Младенцу. Как правило, такие иконы — поясные, однако есть образы, где Богородица написана в полный рост. Изводы — варианты иконы — несколько отличались: Младенец обнимал Богородицу, прикасался к лицу или к одежде, его изображали на правой или на левой руке Богоматери.
К иконографическому типу Умиление относят самый древний из сохранившихся в России образов Богородицы — Владимирскую икону Божией Матери. Сегодня она хранится в домовой церкви при Третьяковской галерее — в музее-храме Святителя Николая в Толмачах
. Согласно преданию, как раз ее написал христианский святой Лука. Предположительно, посланники из Константинополя в XII веке привезли икону на Русь, чтобы подарить киевскому князю. С образом связывают истории о чудесах, исцелениях и защите от вражеских войск. Во время нашествия монгольского завоевателя Тамерлана в конце XIV века икону перенесли из Владимира в Москву, чтобы она оберегала город. Неприятель отступил, что посчитали заступничеством Богородицы. Владимирскую икону за долгую историю неоднократно поновляли — части покрывали красочным слоем, от древней живописи сохранились лики Богородицы и Младенца.
К типу Елеусы относят Донскую икону Божией Матери XIV века. От других образов она отличается тем, как расположены ножки Младенца — они согнуты в коленях и стоят на руке Богоматери. Икона двусторонняя: на оборотной стороне изображено Успение Богородицы. Сегодня образ хранится в Государственной Третьяковской галерее
.

Богоматерь Одигитрия

Иверская Богоматерь. ХIХ век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Богоматерь Одигитрия Смоленская. Конец XV — начало XVI века. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск
Казанская икона Богоматери. Вторая четверть XVII века. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва
Название Одигитрия, по одной из версий, связано с храмом вождей Одигона в Константинополе, в котором находилась икона. С греческого языка название переводится как указывающая путь, этот тип иконы еще называют Путеводительница.
В иконописи сложилось много изводов Одигитрии. По канону Богородица держит Младенца на руках, лицами они развернуты к молящимся, изображения строгие. Младенец одной рукой благословляет, в другой держит книгу или свиток — знак спасительного учения, которое принесет Христос. У образов обычно есть небольшие отличия в пределах канона: разные жесты рук, детали одежды. Некоторые из икон получили название по местам особого почитания или обретения образа, например Иверская, Казанская, Смоленская иконы Божией Матери.
Предположительно, первой на Руси Одигитрией стала Смоленская икона. В середине XI века ее привезла с собой из Константинополя дочь византийского императора царевна Анна, жена киевского князя Всеволода. По преданию, икона спасла Смоленск от нашествия хана Батыя. Богородица изображена по пояс с Младенцем, который держит свиток в левой руке и благословляет правой. Икона долгие годы находилась в Смоленске, во время оккупации города в годы Великой Отечественной войны
она была утрачена. До наших дней дошли списки чудотворного образа.
Казанская икона Божией Матери
 — одна из самых почитаемых в России икон. По легенде, этот образ явился во сне девочке, жительнице Казани, в 1579 году: Богородица указала на пепелище после пожара. На этом месте нашли икону, затем ее перенесли в церковь. Образ украсили окладом с драгоценными камнями. В 1904 году икону выкрали из монастыря: похитителя поймали, он заявил, что сжег почитаемый образ. Многочисленные списки Казанской иконы прославились чудесами. Сохранились свидетельства об исцеления больных и слепых, о защите от врагов.
К типу Одигитрии относят Иверскую икону Божией Матери. У нее есть отличительная особенность: из раны на правой щеке Богородицы течет кровь. По преданию, рана возникла от оружия иконоборцев — воин проткнул икону копьем. Сегодня образ находится в Греции, в Иверском монастыре Афона. Известна легенда, как она попала на Афон. Образ хранился у благочестивой вдовы в городе Никее в Малой Азии, она хотела спасти его от иконоборцев и отпустила в море. Но вода не поглотила чудотворную икону, спустя два столетия он возник у Афона в луче света, где его обнаружили монахи.

Благовещение, Всемилостивая и Деисус

Благовещение. 1540-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Деисус (фрагмент). Середина XV века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Андрей Лаврентьев и Иван Дерма Ярцев. Богоматерь с Младенцем на престоле (фрагмент). 1509. Собор Святой Софии, Великий Новгород
Согласно Библии, благую весть о том, что она станет матерью Спасителя, принес Марии ар­хан­гел Гав­ри­ил. Этот сюжет
лег в основу многочисленных икон, мозаик и фресок — росписей на стенах. На Руси иконы Благовещения появились еще до нашествия монголо-татар. Сюжет трактовали по-разному: Марию изображали сидящей на троне, благая весть спускалась на нее как голубь в небесном луче — символ Святого Духа. В других вариантах писали архангела Гавриила в полный рост, он обращался к Богородице.
Другой иконографический тип Богородицы — Всемилостивая (Панахранта), он близок к типу Одигитрия. Богоматерь изображали на троне, ее одежды были богато украшены драгоценными камнями. Она предстает как Царица неба и земли, а на коленях держит младенца Христа. К этому типу относят иконы «Державная» и «Всецарица».
Распространены изображение Богоматери в деисусной композиции. Трехфигурный Деисус — это иконографический тип: Господь в центре, а по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Богоматерь предстает с молитвенно сложенными руками, вполоборота к Христу, она протягивает к Спасителю руки в жесте молитвы. Фигуры писали в полный рост, поясные или погрудные, выбор композиции зависел от того, для какого иконостаса создавали икону.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна