«Премудрый пискарь»: история и анализ произведения

Произведения из школьной программы вызывают множество вопросов не только у школьников. Чтобы разобраться в русской классике было проще, портал «Культура.РФ» подготовил серию публикаций. В новом материале рассказываем о сказке Михаила Салтыкова-Щедрина
«Премудрый пискарь». Узнайте, какие события вдохновили писателя на создание произведения, какие сатирические приемы в нем использованы и какой круг общества критиковал Салтыков-Щедрин.

О чем написан «Премудрый пискарь»

Михаил Салтыков-Щедрин
прославился как автор, который подвергал критике проблемы современного ему общества. Одним из основных жанров в его творчестве стала сказка: в авторских сказках
Салтыкова-Щедрина традиционные сюжеты сочетаются с рассуждениями о реальности второй половины XIX века.
Ироничная сказка Михаила Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» посвящена небольшой рыбе, которая пряталась от любой опасности. Родители пискаря умерли в глубокой старости и учили сына беречь себя. Однажды пискарь-отец чуть не попался рыбакам и потом наставлял наследника: «Пуще всего берегись уды! — говорил он. — Потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее».
В реке, где жил пискарь, обитали более крупные рыбы, из-за которых герой ощущал себя в постоянной опасности. Пискарь боялся даже водяную блоху, потому что та могла «в хребет впиться и до смерти замучить». Тогда он нашел тесную нору и решил проводить в ней все свое время. Лишь ночью, когда речные жители спали, он выплывал на прогулку.
Пискарь прожил так сто лет, состарился и радовался, что умрет своей смертью, как и его родители. Но из-за страха у него не было приятелей, семьи, близких. И пискаря одолели сомнения: «Какие были у него радости?.. кому доброе слово сказал?.. кто слышал о нем? кто об его существовании вспомнит?»
Однажды герою привиделось, что он выиграл крупную сумму и заглотил хищных щук. Во сне он нечаянно выглянул из норы и исчез. У сказки открытый финал: то ли пискарь умер от старости, то ли его съела крупная рыба. Но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?»

История создания сказки

Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Произведение Салтыков-Щедрин
написал на рубеже 1882 и 1883 годов — в непростой период отечественной истории. В 1881 году завершился цикл реформ, которые проводил император Александр II
. Его проекты вызывали критику с разных сторон. Для консервативных сил царь был разрушителем устоев, для прогрессивных — недостаточно решительным и последовательным. Жизнь императора оборвалась трагически: после нескольких покушений он погиб от бомбы революционеров-народовольцев.
Его сын Александр III
, взойдя на трон, усилил контроль за обществом, чтобы не допустить распространения радикальных идей. В России ужесточились цензура и полицейский надзор. Активные революционеры и либеральная интеллигенция считали, что затихнуть и переждать — подходящая для такого времени стратегия. Михаил Салтыков-Щедрин не был согласен с этой позицией. Чтобы высмеять тех, кто ради безопасности отказывался от своего дела и взглядов, он и создал сатирическую сказку о слишком осторожной рыбе. Филолог Владимир Баскаков отмечал в комментариях к советскому изданию: «Сказку «Премудрый пискарь» Салтыков посвятил сатирической критике малодушия и трусости, которые обладали общественными настроениями части интеллигенции после разгрома народовольцев».
Баскаков замечал, что сказка была для писателя формой, которая позволяла «провести наиболее доступным образом свои взгляды в широкую читательскую среду». В 1880-е годы Салтыков-Щедрин не мог открыто сообщать о своей позиции, обсуждать власть и общество. Даже критику бездействия власти могли счесть призывом к бунту. Поэтому писатель выбрал форму сказки — иносказательного произведения со скрытым смыслом. Однако и в таком виде «Премудрый пискарь» впервые был опубликован за рубежом, а не в России. В сентябре 1883 года сказка вышла в швейцарской газете «Общее дело», которую издавали российские эмигранты. Редакторы поместили текст в раздел «Сказки для детей изрядного возраста».
В Российской империи «Премудрый пискарь» появился в 1884 году в литературном журнале «Отечественные записки»
. Сказку быстро изъяли из печати, и Салтыков-Щедрин не смог ее выпустить снова. «Премудрого пискаря» вновь стали печатать только при советской власти. В наши дни сказка выходит в той версии, которую подготовил сам автор.

О чем заставлял задуматься «Премудрый пискарь»

Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Главные темы «Премудрого пискаря» — трусость, бездействие и готовность отказаться от полноценной жизни ради безопасности. В образе слишком осторожной рыбы Михаил Салтыков-Щедрин
высмеивал современников, которые считали, что их спасет существование в подполье.
Само название сказки усиливало эту идею. В XIX веке в русском языке использовали вариант написания слова «пескарь» через букву «и». Так, Этимологический словарь Макса Фасмера сообщал: «пискарь, пескарь — вероятно, связано с «писк», «пищать», потому что пескарь, если его схватить рукой, издает своеобразный звук». Поэтому слово «пискарь» у Салтыкова-Щедрина выступало как аллегория трусости.
Герой сказки жил незаметно, сам по себе, думая, что постоянное затворничество будет залогом его долгой спокойной жизни. Однако одиночество в маленькой норке привело лишь к трате времени. Жизненная позиция пискаря — чрезмерная осторожность и отсутствие рисков — символизировала порок бездействующего общества, над которым размышлял Салтыков-Щедрин. Литературовед Алексей Бушмин в комментариях к сказке обозначал, что это была «пренебрежительная насмешка над позорным малодушием либеральной интеллигенции».

Фантастика и нравоучение: особенности жанра

Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Для общественной критики писатель выбрал традиционную сказочную форму. Композиция его авторской сказки соответствует традициям фольклора. Рассказ начинается с описания семьи героя, его прошлого и воспитания: экспозиция знакомит читателей с заветами, которые пискарю передают его родители. Во вступлении автор приводит основную мысль, которой руководствовался пискарь, — любой ценой сохранить свою жизнь и не попадать в неприятности.
Основной текст Салтыков-Щедрин
посвятил тоскливым рыбьим будням: бесконечные опасения днем, вылазки на прогулку ночью. В кульминации пискарь осознает тщетность осторожной жизни, начинает мечтать — и исчезает.
Традиционная сказочная форма позволила писателю не сразу попасть под цензурные ограничения и успеть выпустить произведение. Новой для жанра сказки была сатирическая направленность текста. Сатиру Салтыков-Щедрин заложил уже в заглавие: не просто «мудрый», а «премудрый» пискарь — который считал, что знает, как верно жить. Литературовед Николай Пиксанов отмечал, что сказка «так оригинальна, так не похожа на сказки литературные и народные в своем существе, элементы традиции так в ней переработаны, что теряет остроту вопрос, откуда именно позаимствовал Салтыков те или иные элементы художественной формы».
В «Премудром пискаре» сказочные приемы сочетаются с элементами басни: животные как символы распространенных в обществе типов и обманные языковые средства, иносказания.

От пискаря до щуки: герои и их образы

Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Салтыков-Щедрин
часто использовал форму фольклорных произведений, чтобы критиковать современное ему общество: он создал 32 сказки. Их герои олицетворяли общественные пороки и типичные модели поведения, а истории содержали моральный урок. В творчестве писателя сложилась устойчивая система образов: хищники олицетворяли власть, маленькие животные — народ. «Премудрый пискарь» вошел в цикл, в котором Михаил Салтыков-Щедрин обличал либеральную интеллигенцию. Алексей Бушмин писал: «Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлена в салтыковских сказках. <…> В богатейшей галерее типических образов, исполненных высокого художественного совершенства и глубокого смысла, Салтыков воспроизвел всю социальную анатомию общества, коснулся всех основных классов и социальных группировок — дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции, тружеников деревни и города».
В «Премудром пискаре» сатирик выставил на публичный позор малодушие той части интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась настроениям постыдной паники. Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки, пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик высказал свое предостережение и презрение всем тем, кто, покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов.
Литературовед Алексей Бушмин
Пискарь в сказке Салтыкова-Щедрина олицетворяет затихших революционеров и испуганных интеллигентов, а щуки — небольших чиновников, которые осуществляли цензуру и надзор: «Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!»

Мораль сказки и взгляд Салтыкова-Щедрина

Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Кадр из мультипликационного фильма Валентина Караваева «Премудрый пескарь» по одноименной сказке Михаила Салтыкова-Щедрина (1979)
Михаил Салтыков-Щедрин
высмеивал привычки пискаря: «…ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днем — станет в норе сидеть и дрожать. <…> Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться». В самом тексте сказки авторские выводы и оценки представлены прямолинейно. Писатель указывает на политические взгляды персонажа и соединяет их с неготовностью действовать: «Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!» Также он уподобляет рыбу людям, осуждает, что «прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава Богу! кажется, жив!»
Сказка завершается моралью: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пискари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пискари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят».

Автор: Тата Боева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна