Александр III: миротворец и коллекционер

В Государственном историческом музее работает выставка, посвященная 175-летию со дня рождения императора Александра III. При его правлении Россия ни разу не участвовала в вооруженных конфликтах, началось строительство Транссибирской магистрали, он стоял у истоков создания Исторического музея. Один из самых известных портретов императора кисти Валентина Серова, портсигар из чистейшего родонита, пулемет «Максим», из которого стрелял Александр III, — «Культура.РФ» рассказывает о семи экспонатах выставки «Александр III Миротворец».

Портрет Александра III с рапортом в руках (1900)

Этот один из самых известных живописных образов императора создал художник-портретист Валентин Серов. Но Александр III никогда не позировал для Серова: в годы его царствования тот был еще молодым, начинающим художником. Единственный раз, когда он видел императора воочию — на лестнице Гатчинского дворца. Портрет исполнен по заказу 12-го гренадерского Астраханского полка. В тот же день, когда великий князь Александр Александрович родился на свет, он был назначен шефом этого полка и оставался им вплоть до своей смерти. После кончины императора полк носил его имя до своего упразднения в 1918 году.

Пулемет (1887–1888)

В начале 1880-х годов британский изобретатель и оружейник Хайрем Стивенс Максим предложил правительству США принять на вооружение пулемет его конструкции, но американские военные отнеслись к нему как к остроумной механической диковинке. В 1883 году Максим эмигрировал в Великобританию, где открыл собственную мастерскую, а через год представил образец «автоматического орудия» под 11,4-миллиметровый винтовочный патрон, штатный тогда в британской армии. Это была первая модель в будущем знаменитого пулемета «Максим». Оружие получилось не совсем удачным: конструкция была слишком сложной и требовала многочисленных регулировок, патроны с дымным порохом быстро загрязняли механизмы. И хотя эту модель нигде не приняли на вооружение, в 1885 году на Международной выставке изобретений она получила золотую медаль, а британское правительство заказало три экземпляра для дальнейших испытаний. Через два года, в 1887-м, изобретатель представил усовершенствованную конструкцию. Система оказалась настолько удачной, что Максим получил небольшой заказ от британского флота.
В 1887 году в Петербург доставили первые три пулемета Максима нового типа на треножных станках. Военный министр Российской империи Петр Ванновский приказал заказать британскому оружейнику несколько экземпляров под русский 4,2-линейный патрон и провести испытания — в них лично участвовал император Александр III. Из пулемета, представленного на выставке в Государственном историческом музее, император стрелял 8 марта 1888 года в манеже Аничкова дворца.

Письма министров иностранных дел Франции Александра Рибо и Российской империи Николая Гирса (1891)

В начале 1890-х годов сложилась особая политическая обстановка: на престол Германской империи взошел молодой кайзер Вильгельм II, а это привело к тому, что система союзов, которую выстраивал Отто фон Бисмарк, разрушилась. В 1890 году Германия отказалась продлевать договор перестраховки с Российской империей. В центре Европы складывался враждебный как для России, так и для Франции военно-политический блок — Тройственный союз, к которому в те годы тяготела и Великобритания.
Союз между Россией и Францией оказался единственной альтернативой политической изоляции. Первоначально он был заключен тайно. В 1891 году министры иностранных дел Франции Александр Рибо и Российской империи Николай Гирс обменялись письмами. Стороны обязались совещаться «по каждому вопросу, способному угрожать всеобщему миру» и договариваться о совместных мерах в случае угрозы нападения на одну из них. Публично русско-французский союз подтвердили в 1897 году во время визита в Россию президента Франции Феликса-Франсуа Фора.

Сувенирный молоточек (1896)

Франция была заинтересована в публичном признании русско-французского союза — такое политическое решение снижало вероятность агрессии со стороны Германии. На этом фоне 1 августа (20 июля по старому стилю) 1896 года президент Феликс-Франсуа Фор направил Николаю II личное письмо, в котором пригласил царскую чету посетить Францию. Первый официальный визит молодого императора в эту страну состоялся в октябре 1896 года. 7 октября в Париже Александр III заложил мост, соединяющий Елисейские Поля и эспланаду перед Домом инвалидов. Этот мост символизировал русско-французскую дружбу, его назвали в честь российского императора. В ходе торжественной церемонии Фор преподнес Николаю II этот сувенирный закладной молоточек.

Диптих с изображением Страстей Христовых из коллекции А.П. Базилевского (1-я треть XIV века)

Состоятельный русский дворянин Александр Базилевский покинул Российскую империю в качестве дипломата в 1856 году, но вскоре вышел в отставку и решил полностью посвятить себя любимому делу — изучению и коллекционированию памятников западноевропейского Средневековья. В начале 1860-х годов его собрание стало одним из самых значительных в Европе. По каталогу, который Базилевский написал в соавторстве с другом, хранителем Лувра Альфредом Дарселем, коллекция насчитывала 561 предмет. В 1867 году цесаревич Александр Александрович побывал в Париже по приглашению Наполеона III, тогда же, как одну из достопримечательностей города, художник Алексей Боголюбов представил собрание будущему императору.
В 1884 году Базилевский решил расстаться со своим детищем, и государственный секретарь Александр Половцев убедил императора приобрести коллекцию для Эрмитажа. Отменив аукцион, которого с волнением ждал весь антикварный мир, Базилевский продал собрание Александру III за пять с половиной миллионов франков. «Цена коллекции стала так высока, что теперь она достойна одного императора, а я — всего лишь его скромный подданный» — так прокомментировал он сенсационную сделку корреспонденту «Фигаро». В 1885 году коллекция прибыла в Петербург и положила начало созданию Отделения Средних веков и эпохи Возрождения Императорского Эрмитажа.
В XIV веке Париж занимал место главного художественного центра, диктующего свою эстетику остальной Европе. Самым популярным материалом в прикладном искусстве в то время была резная слоновая кость. Именно из этого материала выполнен диптих из собрания Базилевского. Миниатюрные складни повторяли в уменьшенном виде большие церковные алтари и чаще всего посвящались теме Страстей Христовых — на этом экземпляре представлен почти полный цикл, от «Предательства Иуды» до «Явления Христа Марии Магдалине».

Портсигар императора Александра III (1891–1894)

Александр III курил по большей части папиросы, иногда сигары. В отношении последних, по воспоминаниям современников, он был бережлив и почти никогда сигарами не угощал. Граф Сергей Шереметев в своих мемуарах отметил любопытный факт: на письменном столе императора стояла фигура пожарного, держащего факел — об этот факел правитель обычно и закуривал свою папиросу.
Этот портсигар вырезали из родонита с вишнево-розовой поверхностью, почти без темных пятен, на Екатеринбургской гранильной фабрике. Замок, шарнир и сдержанную золотую оправу для него выполнил знаменитый ювелир, специалист «по матовому золоту» Эрик Коллин. Одно время он работал главным мастером в прославленной царской фирме Карла Фаберже.

Подносное блюдо (1883)

Это блюдо преподнесла императору Александру III и императрице Марии Федоровне депутация донских калмыков в честь коронации. Край блюда оформлен лепестками лотоса, на которых располагаются 15 буддийских символов: восемь благих эмблем, их еще называют аштамангала, и семь драгоценностей чакравартина — идеального правителя в буддизме. Вместе они несут завуалированное послание. Драгоценный зонт — символ правителя, он дает защиту от болезней, злых духов и страданий. Золотые рыбы в движении символизируют способность противостоять невзгодам; бумба — драгоценный сосуд, наполненный нектаром бессмертия, дарует здоровье и долголетие; цветок лотоса олицетворяет чистоту учения. Громкий звук спиральной закрученной вправо раковины пробуждает от неведения, а бесконечный узел — паньчан — символ неразрывной связи и цепи перерождений; знамя — знак победы учения над невежеством и смертью.
Колесо учения — дхармачакра — несет учение Будды и вытесняет зло из человеческих сердец. Семь драгоценностей, по преданию, представляют то, от чего отказался Сиддхартха Гаутама, став Буддой. Это чакра — колесо закона с тысячью спиц — символ симметрии и совершенства; исполняющий желания драгоценный камень чандмань; верная и преданная жена, заботящаяся о своем муже; белый слон — символ самостоятельности правителя; мудрый министр, от которого зависит порядок в государстве; конь — знак солнечной колесницы, а также генерал, победивший всех врагов.

Фотографии предоставлены организаторами выставки «Александр III Миротворец».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна