Саввино-Сторожевский монастырь
Саввино-Сторожевский монастырь — это действующая мужская обитель, которая расположена в 3-х км от Звенигорода и в 50 км от Москвы. Монастырь основан в 1398 году на горе Сторожи у места впадения реки Сторожки в Москву-реку. Эта гора была оборонительным укреплением Московского княжества во время Литовских и Польских набегов, отсюда и название «Сторожи». Монастырь и сегодня остаётся местом, где можно прикоснуться к истории страны.
Преподобный Савва Сторожевский
История Саввино-Сторожевского монастыря неразрывно связана с судьбой его основателя, звенигородского чудотворца Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Он родился в княжение Ивана Калиты, около 1327 года. Известно также, что часть своей жизни Савва прожил в Троицком монастыре у преподобного Сергия, после кончины которого в 1392 году Савва стал игуменом Троицкой обители. Через 6 лет преподобный оставляет пост игумена и по просьбе своего духовного чада, князя Юрия Дмитриевича, младшего сына Дмитрия Донского, переселяется в Звенигород. В Житие преподобного написано: «Христолюбивый же этот князь еще более упрашивает преподобного старца, чтобы тот никогда не разлучался с ним, но пребывал у него, и основал монастырь в отечестве его близ Звенигорода, где есть место, называемое Сторожи. Усердный же в послушании Савва, видя душевное желание князя, и от этого не отказался, но все возложил на всемогущего Бога, любя труды пошел в названное место. И как небесный рай благовонными насажденный цветами обрел его».
Ранний период истории монастыря конца XIV — начала XVII века
В конце XIV столетия Савва выстроил деревянный храм Рождества Богородицы и келью при нем. Совсем скоро в новую обитель устремились иноки, были построены новые кельи, монастырь обнесли деревянной оградой с воротами с северной стороны. Ища уединения для молитвы и благочестивых размышлений, преподобный Савва удалялся в пещеру, на месте которой сейчас находится скит.
Благодаря покровительству князя Юрия Дмитриевича, монастырь очень скоро становится важнейшей обителью Звенигородского края, которая была освобождена от дани и пошлин и получила в дар от князя многочисленные владения. В 1405 году был сооружен белокаменный собор Рождества Богородицы на месте деревянного храма.
Преподобный Савва скончался 3 декабря 1406 года, около 80 лет от роду, 60 из которых он совершал иноческий подвиг.
В 1547 году на Макарьевском соборе Савва был причислен к лику святых, в том же веке к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел в честь преподобного.
На протяжении нескольких веков Саввинский монастырь играл роль форпоста Московского княжества на Западе и был любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжал Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор.
В начале XVII века монастырь сильно пострадал во время польско-литовской интервенции и был разорен. Возрождение обители началось при Михаиле Федоровиче Романове и его отце Патриархе Филарете, которые глубоко почитали преподобного Савву.
Второй этап строительства монастыря середины XVII–XIX века
В 1650 году начался второй значительный период в истории строительства монастыря — царь Алексей Михайлович издал указ о создании нового монастырского ансамбля на горе Сторожи. Именно тогда монастырь приобрел облик, который во многом сохранился и до наших дней. 19 января 1652 года при участии царя состоялось обретение мощей игумена. Царь избрал монастырь своей резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни и царские палаты. Специально для царицы Марии Ильиничны были возведены Царицыны палаты.
Алексей Михайлович стал именовать обитель Лаврой и приравнял ее к Троице-Сергиеву монастырю.
В Рождественском соборе были проведены необходимые восстановительные работы, пристроены галереи, в одной из которых расположилась молельня царя. Стены храма заново расписали 29 царских иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. До наших дней сохранились фрагменты самых ранних росписей храма, которые относятся к XV веку и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева.
В 1650–1656 годах были построены основные здания и крепостные стены с семью башнями, из которых сохранилось шесть. Были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского, позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский, а также звонница и Трапезная палата, Царский дворец и Царицыны палаты, Братский и Келейный корпуса.
В XVIII веке монастырь утратил свое положение и значительную часть земельных владений. Его продолжали посещать государи: императрица Елизавета Петровна, а также императрица Екатерина II. В 1839 году его посетил император Николай I, позже поклониться мощам преподобного Саввы приезжал император Александр II.
Монастырь в ХХ веке
После 1917 года звенигородская обитель была закрыта. В 1918 году в результате действий местных властей была реквизирована часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. Были осуждены наместник монастыря, священнослужители и миряне, выступившие против кощунственного вскрытие мощей преподобного Саввы. Мощи были конфискованы, а монастырь прекратил свое существование.
В советские годы в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей. За эти годы в соборе Рождества Богородицы были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали.
В 1995 году монастырь был возрожден. В 1998 году Святейший Патриарх Алексий II, во время празднования 600-летия обители, торжественно вернул мощи преподобного Саввы в собор Рождества Богородицы, где они и хранятся сегодня. Научно-исследовательский институт реставрации провёл работы по спасению самых древних росписей собора.
Вместе с действующими храмами нынешней обители на территории располагаются экспозиции и выставки Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. В Царицыных палатах восстановлены интерьеры боярских покоев, посетители могут увидеть предметы мебели, посуды, ткани, женские украшения XVII века и воссозданные изразцовые печи.
Сегодня при монастыре устроен детский приют, проводятся богословские курсы, а также открыта библиотека, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Сегодня при монастыре устроен детский приют, проводятся богословские курсы, а также открыта библиотека, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
Информация о доступности учреждения для людей с особенностями здоровья отсутствует
Статьи с упоминанием этого места