От Чудова монастыря до Соборной площади: как выглядела Москва в XIX веке
В начале XIX века Москва привлекала внимание не только жителей российской провинции, но и иностранцев. Особый интерес к ней возник в мире после войны 1812 года. Многие хотели увидеть этот город, однако не у всех была возможность туда поехать. Поэтому особой популярностью пользовались рисунки, отпечатанные методом литографии, и панорамы — круговые изображения с видами Москвы. Их составляли из отдельных картин, которые склеивали в длинную ленту.
Одной из самых известных работ такого типа стала «Панорама Москвы», напечатанная в 1848 году на основе рисунков Дмитрия Индейцева. Портал «Культура.РФ» и Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина внимательно изучили эту панораму и рассказали о самых интересных видах.
Чудов монастырь и Малый Николаевский дворец
«Панораму Москвы» отпечатали в парижской типографии Жозефа Розе Лемерсье. Над оттисками работали известные французские литографы того времени — Филипп Бенуа и Жозеф Габриэль Обрен. Отпечатанные листы раскрашивали вручную, а затем соединяли так, чтобы получилось цельное изображение.
Панорама, которая хранится в Президентской библиотеке, состоит из десяти листов и имеет общую длину более четырех с половиной метров. Она обеспечивает угол обзора 270 градусов. Все важные объекты сопровождаются подписями на двух языках — русском и французском.
В левом нижнем углу панорамы расположился Чудов монастырь XIV века с собором Чуда Архистратига Михаила в Хонех. Именно там крестили детей Ивана Грозного, а позже совершали церковные таинства над российскими монархами — Алексеем Михайловичем Тишайшим, Петром I, Александром II.
В начале XVII века, во времена Смуты, в Чудовом монастыре жил монах Григорий Отрепьев — позже он стал известен как Лжедмитрий I. В 1610 году здесь же насильно постригли в монахи царя Василия Шуйского, а год спустя в обители заточили патриарха Гермогена, который призывал москвичей бороться с польскими интервентами.
В дальнейшем российские правители обязательно посещали Чудов монастырь, когда приезжали в Москву. На следующий день после прибытия императору полагалось побывать на службе в Успенском соборе, оттуда он вместе со священниками отправлялся в монастырь, где прикладывался к святым мощам, а затем удалялся в Малый Николаевский дворец. Это здание изображено на панораме следующим. Его возвели в 1775 году на месте резиденции московских архиереев. До строительства Большого Кремлевского дворца Малый Николаевский считался главной императорской резиденцией в Москве.
Художник Дмитрий Индейцев изобразил на улице рядом со зданием парадный выезд трех знатных дам — вероятно, происходящих из монаршей семьи. Они сидят в позолоченной карете, украшенной императорскими коронами, а сопровождает их почетный конвой из кавалеристов Московского драгунского полка. Экипаж движется через толпу горожан, которые приветствуют дам.
Вознесенский монастырь и кремлевские башни
За кремлевскими постройками на панораме видны купола Вознесенского женского монастыря. Его основала в 1386 году княгиня Евдокия Дмитриевна — жена Дмитрия Донского, в монашестве Евфросиния. После смерти ее причислили к лику святых и стали почитать как преподобную Евфросинию Московскую, покровительницу города.
На территории Вознесенского монастыря хоронили великих княгинь и московских цариц. Здесь развернулись многие важные события Смутного времени. Именно в этом монастыре царица Мария Нагая объявила Лжедмитрия I своим сыном, который не погиб в детстве, а чудом спасся. В монашеских кельях вместе со своей свитой жила дочь польского воеводы Марина Мнишек — перед свадьбой с правителем-самозванцем. А когда Смута завершилась в 1613 году, в Вознесенском монастыре поселилась инокиня Марфа — в миру Ксения Романова, мать царя Михаила Федоровича.
Следующую часть панорамы занимает Кремлевская стена с несколькими башнями. Одна из них — Спасская: ее возвел в 1491 году итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари. Сначала башня называлась Фроловской — по расположенной неподалеку церкви Святых Флора (в народе Фрола) и Лавра. Затем ее переименовали в Иерусалимскую. Это название было связано с праздником Входа Господня в Иерусалим. По новозаветным преданиям, Христос въехал в священный город на осле. В память об этом событии на Красной площади устраивали грандиозное «шествие на осляти». Спасской башню стали называть только в XVII веке — в честь чудотворной иконы Спаса Нерукотворного, которая хранилась в Успенском соборе.
Далее на панораме располагается Царская башня: ее возвели в 1680 году. В отличие от остальных, она не служила военным укреплением и использовалась только для выступлений царя перед народом.
Еще одна кремлевская башня на панораме — Набатная. С нее открывался хороший обзор прилегающих к Кремлю территорий, поэтому именно здесь размещалась пожарная служба: любой дым быстро замечали, а горожанам возвещал о пожаре набатный колокол.
Читайте также:
Храм Василия Блаженного и Варварка
Напротив Набатной башни расположился один из самых известных православных храмов Москвы — Покровский собор, который также называют собором Василия Блаженного. Его построили в конце 1550-х годов: считается, что величественное сооружение служило своеобразным памятником в честь взятия Казани в 1552-м. С храмом связана легенда о зодчих Барме и Постнике. Иван Грозный якобы велел ослепить мастеров, чтобы они не могли возвести другой столь же прекрасный собор. На самом деле имена архитекторов и история строительства до сих пор точно неизвестны.
Существует легенда, будто бы император Наполеон был так поражен красотой Покровского храма, что во время Отечественной войны 1812 года хотел разобрать его и по частям увезти во Францию. Когда же он понял, что это невозможно, то приказал взорвать сооружение. Но москвичи якобы вызвали своими молитвами дождь, который промочил порох и погасил фитили французских пушек, поэтому взрыва не произошло. Подтверждений этой истории не сохранилось.
За храмом Василия Блаженного открывается вид на Варварку — одну из старейших московских улиц. На ней располагался комплекс знаменитых городских церквей, которые можно увидеть на панораме: храм Варвары Великомученицы, в честь которой и назвали улицу, Знаменский монастырь и церковь Великомученика Георгия Победоносца.
Рядом со Знаменским монастырем художник изобразил палаты бояр Романовых — основателей царской династии. Именно здесь в 1596 году родился будущий царь Михаил Федорович.
Замоскворечье, храм Христа Спасителя и Соборная площадь
Вид Кремля Дмитрий Индейцев завершил Константино-Еленинской башней. После этого акценты панорамы переносятся в Замоскворечье — исторический район Москвы, который в начале XIX века был застроен в основном купеческими и мещанскими домами. Ключевыми деталями изображения стали замоскворецкие церкви — знаменитые московские «сорок сороков». Большинство из них возвели в XVII–XVIII веках.
Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами…
Французский поэт Теофиль Готье. Из книги «Путешествие в Россию»
Главный объект в правой части панорамы — храм Христа Спасителя. Его задумывали как памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Строительство собора началось в 1817-м, но затем было прервано и возобновилось лишь 22 года спустя, а завершилось в 1860-м. При этом Дмитрий Индейцев изобразил уже полностью готовый храм — то есть не рисовал его с натуры, а поместил на лист архитектурный проект.
Завершается панорама видом Соборной площади, на ней — несколько храмов: Успенский, Архангельский, Благовещенский, а также колокольня Ивана Великого. Перед площадью расположился Царь-колокол, а между соборами видна Грановитая палата — в ней российские монархи устраивали торжественные приемы и пиры в дни коронаций.
Беседовала Ирина Кирилина
Смотрите также