Архитектура Древней Руси IX–XIII веков
Когда на Руси появились каменные храмы, как изменилась древнерусская архитектура с приходом христианства и повлияла ли Византийская империя на древнее зодчество? Отвечаем на эти вопросы, а еще рассказываем, где на Руси появлялись отдельные школы и как мастера разных городов строили и украшали церкви.
Каменная архитектура Древней Руси до IX века
До IX столетия племена, которые населяли территорию Древней Руси, строили свои жилища из дерева. Поэтому до наших дней здания не сохранились — они сгорели и были снесены из-за ветхости еще в Средневековье.
Историк Глеб Лебедев в книге «Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси», писал, что древнейшие каменные постройки того времени — это укрепления в Старой Ладоге и Изборске. На берегах реки Волхов в Новгородской области археологи обнаружили руины Любшанской крепости — сооружения первой половины VIII века. Ученые очистили от земли и растений небольшой участок бывшего земляного вала, который был укреплен каменной кладкой. Исторические сведения о крепости не сохранились. А Любшанской ее назвали археологи: вал располагался на месте, где в реку Волхов впадает Любша.
Влияние Византии: первые на Руси каменные храмы и дворцы
Древнейшее гражданское каменное здание Руси — княжеский терем. Он упомянут в одной из русских летописей — Лаврентьевской: «Над горою был теремной двор — был там каменный терем». Летопись создал монах Лаврентий по заказу великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича.
В этом же фрагменте описаны известные события 945 года: княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство ее мужа, князя Игоря. Архитектор, реставратор древностей Пскова Юрий Спегальский предположил, что терем был единственным каменным зданием в резиденции Ольги. Поэтому и весь комплекс сооружений назывался «теремным двором», а не княжеским, как это обычно было. Кто именно построил терем, ученые так и не выяснили — в других летописях он не упомянут.
Других каменных зданий языческой Руси историки не обнаружили — все остальные появились в стране уже после 988 года, когда князь Владимир Святославич принял христианство и вскоре сделал эту религию официальной. Каменная архитектура Киевской Руси развивалась под влиянием Византии: строить церкви приглашали греческих мастеров.
Первым каменным храмом на Руси стала церковь Успения Пресвятой Богородицы в столице государства — Киеве. Ее заложили уже в 989 году. В Повести временных лет в переводе Дмитрия Лихачева об этом сказано: «После… [крещения] жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты». Храм вскоре прозвали Десятинной церковью: на его содержание шла большая сумма — десятая часть княжеской казны.
Десятинная церковь стала первым на Руси храмом, который был возведен в крестово-купольной системе. Такие религиозные сооружения в своем плане напоминали крест. Древние храмы отличались строгим видом фасадов и лаконичным декором.
Десятинная церковь до наших дней не сохранилась. Сначала храм пострадал во время землетрясения 1230 года. А десять лет спустя, когда войска хана Батыя осадили Киев, церковь стала одним из последних оплотов горожан: они прятались от монгольского войска внутри здания и даже забирались на его стены. В итоге переполненный храм рухнул.
Как на Руси появились разные архитектурные школы
Долгое время на Руси существовала лишь одна строительная артель — киевская. В нее входили местные зодчие, они учились у греческих мастеров, которых князья приглашали руководить стройкой.
Киевские мастера вместе с греками возводили древнейшие сохранившиеся храмы в Киеве, Новгороде, Полоцке (сейчас — Беларусь) и других городах. Поэтому здания той эпохи так похожи друг на друга и по внутреннему устройству, и по декору.
Собственные архитектурные школы зародились на Руси в начале XII века, когда начался период феодальной раздробленности. Единое прежде государство разделилось на несколько небольших княжеств и республик, а уже в них постепенно возникали свои строительные артели. Зодчие многих новых регионов со временем сформировали собственный стиль.
В тех случаях, когда в княжестве не было собственных строителей, приглашали мастеров из той земли, с которой данное княжество находилось в наиболее тесных политических или церковных отношениях. <…> Там, где политические связи продолжали оставаться достаточно прочными, расхождение между архитектурными школами шло медленно. Разрыв этих связей и установление враждебных отношений между княжествами почти всегда отражались и на архитектуре. <…> Несмотря на наличие собственных мастеров-строителей, некоторые центры княжеств продолжали развивать архитектуру, почти полностью аналогичную киевской. <…> В других землях процесс этот шел совсем по-иному, и здесь к середине XII века сложились собственные архитектурные школы, существенно отличавшиеся от киевской. При этом во всех русских землях происходило интенсивное сложение новых форм.
Историк архитектуры Павел Раппопорт. Из книги «Зодчество Древней Руси»
К XIII веку на Руси возникло уже несколько архитектурных школ, кроме киевской: черниговская, владимиро-суздальская, новгородская, полоцкая, галицкая и псковская. У каждой из них были свои особенности. Мастера киевской школы в те годы сохраняли традиции византийского храмового зодчества, но при этом использовали и новые приемы: например, украшали здания арками и дополнительными рядами окон.
На территории современной России можно увидеть памятники нескольких древних школ: новгородской, псковской, владимиро-суздальской. До наших дней в стране сохранилось 29 домонгольских храмов, большая их часть — в Новгородской области.
Читайте также:
Новгородская и псковская архитектурные школы
С древности Новгород был важным культурным и экономическим центром Руси. Это отразилось и на его архитектуре. Самая древняя из сохранившихся построек города — величественный Софийский собор. Его возвели в 1045–1050 годы по указу князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Церковь стала главной в городе, а у новгородцев появилась поговорка: «Где Святая София — тут и Новгород».
Храм построили по образу Софийского собора в Киеве. Новгородская София была ниже киевской на три метра и казалась массивнее и мощнее. Как писал художник Игорь Грабарь, в ней уже прослеживались черты будущей новгородской архитектурной школы — лаконичность декора и монументальность: «Одного взгляда на крепкие, коренастые памятники Великого Новгорода достаточно, чтобы понять идеал новгородца, доброго вояки, не очень отесанного, но себе на уме. В его зодчестве такие же, как сам он, простые, но крепкие стены, лишенные назойливого узорочья, которое, с его точки зрения, «ни к чему», могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца — сила, и красота его — красота силы. Не всегда складно, но всегда великолепно, ибо сильно, величественно, покоряюще».
В 1119 году в Новгороде по указу князя Мстислава I Владимировича заложили Георгиевский собор Юрьева монастыря. На одной из его стен сохранилась подпись автора: «А мастер трудился Петр». Этот же зодчий возводил церковь Благовещения на Городище и Николо-Дворищенский собор. Историк архитектуры Алексей Некрасов писал, что мастер Петр «в своем художественном чувстве строителя шел по пути ко все более и более грандиозному и вместе с тем простому». Для его построек характерны строгость пропорций и лаконичность форм.
В 1136 году местные бояре отказались подчиняться Киеву и создали Новгородскую республику. В городе начали строить не масштабные соборы, а небольшие церкви с одним куполом и почти полным отсутствие декора на фасаде. Самая древняя из подобных построек — церковь Благовещения у деревни Арканжи 1179 года.
Псковская архитектурная школа развивалась под сильным влиянием новгородской: Псков до 1348 года входил в состав Новгородской республики, хоть и пользовался широкой автономией. Самый известный храм города — Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Его построили по указу архиепископа Новгородского Нифонта в первой половине XII века. Храм известен благодаря своим фрескам 1130-х годов: их стиль выделял его среди других древнерусских построек, в том числе новгородских.
Хотя в исполнении этих фресок участвовали призванные Нифонтом греческие художники, в них имеются и такие стилистические черты, которые типичны только для произведений псковского мастерства. <…> Его прежде всего характеризует подчеркнутая линейность. Фигуры и лица очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий членятся одеяния, обнаженные тела, лица, горки, деревья. Фигуры, почти лишенные моделировки, подчинены плоскости стены. <…> Даже нанесенные на лица света превратились в тонкие, графически четкие штрихи. Там, где новгородский мастер отдает предпочтение широкому мазку, авторы мирожской росписи прибегают к линии, которой они владеют в совершенстве.
Искусствовед Виктор Лазарев. Из книги «Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески»
Собственный тип храма — одноглавый, кубической формы — сложился в Пскове только в XIII–XIV веках. Тогда же псковские зодчие начали строить рядом с церквями многопролетные звонницы. Так общая композиция храмового комплекса становилась сложной, асимметричной.
Владимиро-суздальская архитектурная школа
Владимиро-суздальская архитектурная школа сформировалась к середине XII века. Для той эпохи и Суздаль, и Владимир были крупными городами — общественно-политическими и экономическими центрами.
Историк архитектуры Николай Воронин писал: «Владимирская архитектура разительно противоположна новгородской своей четкостью, утонченностью и известным аристократизмом, богатством и сложностью идейно осмысленного резного декора, играющего важнейшую роль в раскрытии смысла архитектурного образа. <…> Таким образом, владимиро-суздальское зодчество предстает перед нами как наиболее сложное и совершенное воплощение передовых, общенародных общественных и художественных идеалов своего времени».
Расцвет княжества пришелся на правление Андрея Боголюбского — 1157–1174 годы. Его строительная артель возвела в окрестностях Владимира резиденцию Боголюбово. В комплекс входили оборонительные сооружения, храм Рождества Богородицы, дворец самого князя. До наших дней сохранились лестничная башня замка и фрагмент галереи. По воспоминаниям современников, комплекс своим масштабом и убранством не уступал главному храму Владимира, Успенскому собору. Его тоже строили по указу князя.
Николай Воронин отмечал, что во всех этих зданиях заметны черты романской архитектуры: узкие окна, богато украшенные резьбой, арками и скульптурами порталы — главные входы в здание. В то же время храмы и дворцы этого направления напоминали крепости своей массивностью и толстыми стенами. Этим они отличались от построек другого популярного средневекового стиля — готики.
Храмы владимиро-суздальской школы были сложнее псковских и новгородских и по композиции, и по декору. У древнерусских княжеств были налажены отношения с другими государствами, многие правители были родственниками европейских королей, устраивали межнациональные брачные союзы и приглашали ко двору зарубежных мастеров. Историк Василий Татищев предположил, что на владимиро-суздальское зодчество могли повлиять немецкие архитекторы. А декор фасадов — резьба, аркатуры, то есть ряды арок, порталы — напоминает работы итальянских мастеров.
Строительная артель Андрея Боголюбского возвела и церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли во Владимирской области. В Житии князя Андрея Боголюбского сказано: князь приказал заложить храм, когда узнал о смерти своего сына — Изяслава. Тот умер в 1165 году от ран, которые получил во время похода на Волжскую Булгарию.
Церковь построили в 1160-е годы. Для здания выбрали необычное место: в низине, на заливном лугу. Чтобы храм не затапливало, строителям пришлось насыпать холм около трех метров высотой. Стены Покровской церкви зодчие украсили резными рельефами со львами, грифонами и птицами. Также они изобразили израильского царя Давида и женские лики. Игорь Грабарь писал, что здание «является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства». Церковь хорошо сохранилась до наших дней, сегодня она внесена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Многие памятники древнерусской архитектуры разрушили монголы во время нашествия хана Батыя. Однако Владимиро-Суздальское княжество, как писал Павел Раппопорт, и в те времена не только не потеряло своей важной политической роли, но и «стало тем ядром, вокруг которого формировалось централизованное Московское государство». Поэтому работы местных зодчих оказали влияние на более позднюю русскую архитектуру — например, московскую школу XIV–XVI веков.
Автор: Анастасия Войко
Смотрите также