«Ямщик, в номера»: московские гостиницы с историей
В XIX веке гостиница могла заменять квартиру. Многие люди, которым нужно было надолго остаться в городе, в том числе в столицах, останавливались в так называемых номерах. В списках постояльцев московских гостиниц были Александр Пушкин, Лев Толстой, Антон Чехов и другие классики. Рассказываем, где проводили время в Москве писатели, музыканты, художники и режиссеры.
Гостиница «Шевалье»
Современный адрес: Камергерский пер., 4, стр. 1
В наши дни здание напротив Художественного театра пустует. А в XIX веке в нем располагалась, по словам Льва Толстого, «лучшая гостиница в Москве» — и одна из первых в городе. Ею владел француз Ипполит Шевалье. В 1840-х годах он выкупил бывшую усадьбу графов Трубецких и устроил в ней то, что сегодня считали бы пятизвездочным отелем. Романист Теофиль Готье, который жил в номерах, отмечал «всевозможные красоты современного комфорта». В книге «Путешествие в Россию» он указывал и дату открытия — 1848 год.
И в номерах, и в гостиничном ресторане часто бывал Лев Толстой, он писал об этом в дневнике. В первый раз писатель поселился у Шевалье в 1850 году — когда отправился из Ясной Поляны в Москву. В 1858 году Толстой снова останавливался в этой гостинице и, как записал, ночь «не видал, как провел с цыганами до утра…»: в ресторане при отеле, как и при многих других, существовал цыганский хор. А в 1862 году Лев Толстой вместе с женой Софьей жил у Шевалье полтора месяца. Супруги приехали вскоре после венчания. Работал Толстой в это время не много, но закончил в гостинице две повести — «Поликушку» и «Казаков», и начал роман «Декабристы» — позже на его основе появилась эпопея «Война и мир».
Гостиницу писатель запечатлел в «Казаках»: «А у господ еще вечер. В одном из окон Шевалье из-под затворенной ставни противузаконно светится огонь. У подъезда стоят карета, сани и извозчики, стеснившись задками».
Заведение не дожило до конца XIX века. Во второй половине столетия здесь открыли доходный дом «Новое время». В ранние советские годы в здании разместились книжный магазин имажинистов — литературного объединения, которое создали поэты Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф и Вадим Шершеневич, — и издательство «Новая деревня». В середине XX века в бывшей гостинице Шевалье находилась «Москнига», позже — мастерские Московского дома художников. С 1998 года здание пустовало, и только в 2016 году его признали памятником культурного наследия.
Гостиница и ресторан «Славянский базар»
Современный адрес: ул. Никольская, 17а
Гостиница «Славянский базар» открылась около 1872–1873 годов. Она принадлежала предпринимателю, издателю и меценату Александру Пороховщикову. Он близко общался с семьей Александра III и занимался городскими стройками — например, реставрировал мостовые, пыль от которых досаждала москвичам.
Премиальный отель «Славянский базар» прославился застольями. В XIX веке при многих номерах открывали заведения с едой. Место в гостинице Пороховщикова стало первым в Москве рестораном русской кухни. До этого русские блюда подавали в трактирах, которые предпочитали купцы. Прислуживали там половые в полотняных рубахах — обычно парни из Ярославской губернии. А вот рестораны выбирали чиновники, предприниматели и артисты. «Славянский базар» совместил черты трактира и ресторана: здесь подавали традиционные блюда, а сервис устроили по европейским стандартам. В самом большом зале, «Русской беседе», висела картина «Славянские композиторы» кисти Ильи Репина.
В гостинице в разное время останавливались Антон Чехов, Петр Чайковский и критик Владимир Стасов. Николай Римский-Корсаков выбрал это место, когда впервые приехал в Москву. Творческой интеллигенции полюбился и ресторан. Здесь поздравляли Петра Чайковского после премьеры сочинения «Черевички» и устраивали вечер в честь чешского музыканта Антонина Дворжака во время его визита в Россию. В этом ресторане Федор Шаляпин принял приглашение на работу в Императорских театрах.
В историю «Славянский базар» вошел как место, где родился русский психологический репертуарный театр. Именно в одном из кабинетов гостиничного ресторана в 1897 году встретились артист и режиссер Константин Станиславский и драматург Владимир Немирович-Данченко. По воспоминаниям Станиславского, Немирович предложил ему за обедом создать труппу, «в которую я должен был войти со своей группой любителей, а он — со своей группой выпускаемых в следующем году учеников». Разговор длился 18 часов, за это время «отцы-основатели» определили ключевые принципы будущего Московского Художественно-общедоступного театра.
Позже связь здания с искусством сохранилась. В 1969 году по адресу Никольская, 17, где уже не было гостиницы, ненадолго расположился первый в мире детский музыкальный театр Наталии Сац — дочери Ильи Саца, композитора Московского Художественного театра.
Читайте также:
Гостиница «Дрезден»
Современный адрес: ул. Тверская, 6
В течение почти 80 лет, с 1938 по 2019 год, здание на Тверской, 6, знали как ресторан грузинской и кавказской кухни «Арагви». Само строение существовало намного дольше. Во время реконструкции специалисты обнаружили остатки кладки XVII века, в XVIII столетии здесь работала аптека Авраама Калькау, а в 1820–30-е годы на ее месте построили гостиницу. Отель называли по-разному — сначала «Север», потом «Дрезден».
В «Севере» останавливался Александр Пушкин. Сведения об этом сохранились в сводках 1830 года: «Секретно. Чиновник 10-го класса Александр Сергеев Пушкин 13-го числа сего месяца прибыл из С.-Петербурга и остановился в доме г. Черткова в гостинице Коппа, за коим учрежден секретный полицейский надзор».
А отель «Дрезден» позже стал точкой общественных волнений. В 1861 году здесь произошла стычка студентов и полиции, которую писатель Петр Сытин назвал «битвой под Дрезденом». Городские власти разогнали демонстрацию у дома генерал-губернатора, после чего «конные жандармы на полном скаку нагоняли студентов, хватали их за шиворот или за волосы и, продолжая скакать, волочили за собою». Но репутации месту это не испортило. В 1870-х очередной владелец здания, Алексей Васильев, открыл в здании вдобавок к гостинице так называемую лавку колониальных товаров — их привозили из владений Великобритании. «Магазин А.В. Андреева» считался лучшим гастрономом города, пока свое предприятие не открыли братья Елисеевы.
В «Дрездене» часто жили литераторы — среди них Николай Некрасов, Иван Тургенев и драматург Александр Островский. В 1900 и 1901 году тут останавливался Антон Чехов. В первый раз он работал здесь над «Тремя сестрами», а во второй — приезжал, чтобы встретиться с коллегами по Художественному театру, Константином Станиславским и Максимом Горьким. В одном из номеров «Дрездена» закончилась жизнь художника Василия Сурикова. Он год жил в гостинице после того, как заболел плевритом. В комнатах специально для его больных легких поддерживали тепло и сухой воздух. 19 марта 1916 года Сурикова не стало.
Автор: Тата Боева
Смотрите также