Как читать пьесу Александра Островского «Гроза»

Драму Александра Островского
«Гроза»
Иван Тургенев
охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта». Мы поговорили об этой пьесе с заместителем заведующего Домом-музеем А.Н. Островского
, филиалом Бахрушинского музея
, Мариной Федоровой и старшим научным сотрудником дома-музея Полиной Соколинской. Читайте о художественных особенностях «Грозы», авторском замысле и реальности маленьких городков
XIX века, которая легла в основу произведения.

Культурные корни «Грозы»

Александр Островский. 1879 год. Фотография: Иван Дьяговченко / Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Головин. Бульвар на берегу Волги (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Головин. Кудряш. Эскиз мужского костюма к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Островский
завершил работу над пьесой «Гроза»
в 1859 году. Тогда же прошли премьерные показы спектаклей в театрах Москвы и Петербурга, а уже в 1860-м драма появилась в печати.
Сам Островский считал, что для писателя огромное значение имеет связь с собственной страной, понимание быта и нравов своего народа. В 1847 году, еще только готовясь к литературной деятельности, он писал:
Для того чтобы быть народным писателем, мало одной любви к родине, — любовь дает только энергию, чувство, а содержание не дает, надобно еще хорошо знать свой народ, сойтись с ним покороче, сродниться. Самая лучшая школа для художественного таланта есть изучение своей народности, а воспроизведение ее в художественных формах — самое лучшее поприще для творческой деятельности.
Александр Островский. О романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»
18 апреля 1856 года Островский выехал из Москвы для участия в «Литературной экспедиции», организованной Морским министерством. Ее участники — специально отобранные «молодые, даровитые литераторы» — должны были исследовать и описать быт мореходов и рыболовов, живущих в городах Верхней Волги.
Во время поездки драматург погружался в историю небольших городов, стоящих на Волге
, знакомился с их старинной архитектурой. С большим увлечением Островский изучал экономику, быт, традиции и нравы населения этого региона. «Вы знаете, — писал он 11 сентября директору хозяйственного департамента министерства князю Дмитрию Оболенскому, — с каким удовольствием я принялся за исполнение поручения, столь приятного и полезного для моих будущих трудов».
Во время путешествия Островский оказывался свидетелем самых разных событий, встречал множество необычных людей. Все эти впечатления в той или иной степени отразились в «Грозе».
Так, например, в Калязине драматург описал одного из горожан: «Пронзительный мужик, плут». А в самой пьесе Кудряш, рассказывая о Диком, говорит: «Пронзительный мужик». По пути в Городно Островскому встретился молодой ямщик, который похвалялся собственной неотразимостью: «А это бабы, это девки — всё наше». Его манеру хвастаться любовными похождениями перенял сам Кудряш: «Больно лих я на девок-то».
Большую роль при работе над «Грозой» сыграли впечатления Островского от посещения города Торжка. Связь пьесы с наблюдениями драматурга за традициями, бытом и нравами этого города очевидна. Так, он писал:
Девушки пользуются совершенной свободой; вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот, и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого.
«Образ жизни замужних, — рассказывал драматург в «Путешествии». — совершенно противоположен образу жизни девушек; женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома. Ни на бульваре, ни во время вечерних прогулок по улицам вы не встретите ни одной женщины. Когда они выходят из дому по какой-нибудь надобности, то закутаются с головы до ног, да голову покрывают, сверх обыкновенной повязки, большим платком, который завязывают кругом шеи».
Эти наблюдения Островский удачно использовал в тексте пьесы, чтобы передать дух провинциального городка. «А знаете, сударь, — говорит Кулигин Борису в третьем действии, — кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так эти у сна воруют часик, другой, ну и гуляют парочками». И именно благодаря исследованиям драматурга перед читателем «Грозы» предстают настоящие человеческие характеры, живые и реалистичные, а не клишированные собирательные образы.

«Гроза» как столкновение двух миров

Александр Головин. Борис. Эскиз мужского костюма к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Головин. В доме Кабановых. Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Головин. Катерина. Эскиз женского костюма к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Драма «Гроза» — а Островский считал пьесу именно драмой — разворачивается в Калинове, вымышленном маленьком провинциальном городке
. В центре сюжета оказывается семейство, которое живет под предводительством властной Кабанихи. Один из героев характеризует ее как ханжу: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Сын Кабанихи Тихон женат на Катерине, которая его не любит. Ее сердце принадлежит Борису, тихому и интеллигентному молодому мужчине. Варвара, дочь Кабанихи, устраивает Катерине свидание с возлюбленным, после которого девушка терзается муками совести и признаётся мужу в измене. Дядя Бориса, Дикой, отправляет его в Сибирь
, а Катерина, понимая, что ее ждет жизнь, полная унижений, бросается в воду и погибает.
Этот простой сюжет дополняет необычный литературный прием: в пьесе активное участие в человеческих жизнях принимает стихия — гроза. Островский знал, что гроза — частое явление для природы Верхней Волги, и ввел ее в пьесу не только в качестве бытового фона, но и как средство реалистической символики.
Впервые слово «гроза» звучит в сцене прощания Тихона с Катериной. Собираясь в поездку, он произносит: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Под «грозой» Тихон подразумевает атмосферу родительского дома, гнет собственной матери Кабанихи. Другой персонаж, самодур Дикой, говорит Кулигину: «Гроза-то нам в наказание посылается». И этот страх перед грозой — реальной и метафорической — присущ всем героям пьесы.
Гроза нависает не только над городом и его жителями, но и над душой Катерины. Она совершает грех и горячо раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх признаться в измене и пасть жертвой гнева Кабанихи и страх, что «смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами». В конце концов религиозный ужас перед божественным возмездием одерживает верх и Катерина публично признаётся в содеянном. Однако жители Калинова не понимают ее поступка: они не испытывают настоящих угрызений совести и живут по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Не понимают они и причину ее гибели: в мире, где ей все «опостылело», Катерина преступает религиозный закон ради свободы.
На фоне других персонажей выделяется Кулигин — мечтатель и механик-самоучка, который видит «темноту» Калинова, откровенно признаёт: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Кулигин не боится власти Кабанихи и Дикого. «Вот ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь… а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который милосерднее вас!» — бросает он в финале. После чего Тихон, самый безвольный персонаж пьесы, впервые выступает против Кабанихи, прилюдно обвиняет ее в смерти Катерины и открыто горюет по девушке — он «падает на труп жены».
Так Катерина сама становится первой молнией той грозы, которая вот-вот разразится в обществе Калинова. Над старым миром Кабаних и Диких сгущаются тучи. Просыпающееся в людях чувство собственного достоинства, стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков. Используя образ грозы, Островский показывает, что общество, основанное на обмане и лишающее человека возможности проявлять искренние, высокие чувства, обречено на разрушение.

Критика и современность

Александр Головин. Тихон Кабанов. Эскиз мужского костюма к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Головин. У дома Кабановых (фрагмент). Эскиз декорации к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
Александр Головин. Варвара. Эскиз женского костюма к спектаклю «Гроза». Александринский театр, Петроград, 1916 год. Дом-музей Александра Островского, Москва
После публикации вокруг «Грозы» развернулась острая полемика. О пьесе Островского высказывались многие литераторы. Аполлон Григорьев считал самым важным аспектом произведения отраженную в ней народную жизнь. Ему возражал Федор Достоевский
, он заявлял, что главное в «Грозе» — внутренний конфликт Катерины.
Критик Николай Добролюбов
посвятил драме знаменитую статью «Луч света в темном царстве». Он высоко оценил отсутствие авторских выводов в финале пьесы, что позволяло каждому читателю «сделать свое заключение». В отличие от Достоевского, Добролюбов видел основной конфликт драмы не в личности героини, а в противостоянии Катерины миру самодурства и глупости. Критик открыто поддержал новаторские идеи, заложенные в «Грозе»: нужда в правде, признание достоинства человека и уважение к личности.
В наши дни «Гроза», как и многие другие сочинения Островского, входит в репертуар
множества театров по всей России. Его пьесы изображают обычных людей, драмы и конфликты которых уходят корнями в человеческую психологию — и это продолжает привлекать к ним зрителей каждый театральный сезон.
Современные режиссеры, актеры и критики отмечают, что зрителям по-прежнему интересно наблюдать, как раскрывается духовный барьер, разделяющий героев «Грозы». Пьеса Островского не только освещает нравы XIX столетия, но и затрагивает тему подлинной внутренней свободы, которую ищут люди во все времена.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна