Педагогические идеи Николая Добролюбова

Литературный критик, поэт, публицист, революционный демократ — за свою недолгую жизнь (судьба отвела ему всего 25 лет) Николай Добролюбов успел написать сотни статей и рецензий. Он критиковал современный ему общественный строй и, даже рецензируя чужие произведения, старался проповедовать свои социально-политические идеи. «Учительский тон» его текстов отмечали и современники, и исследователи. Учителем он был и в жизни. Выпускник петербургского Педагогического института, Добролюбов был готов к блестящей деятельности на ниве народного образования и просвещения, много говорил о принципах педагогики, превратив узкую специальную проблему в общезначимую. Портал «Культура.РФ» публикует любопытные тезисы просветителя о воспитании и образовании в России.

«Увидеть внутреннего человека…»

Используя термин своего знаменитого современника, Николая Пирогова, Добролюбов призывал воспитывать в ребенке «внутреннего человека». Цель воспитания теоретик видел в создании всех условий для того, чтобы ребенок научился мыслить самостоятельно.
«Ребенок готовится жить в новой сфере, обстановка его жизни будет уже не та, что была за 20–30 лет, когда получил образование его воспитатель. И обыкновенно воспитатель не только не предвидит, а даже просто не понимает потребностей нового времени и считает их нелепостью»
Из статьи «О значении авторитета в воспитании»

«Действительная жизнь и природа детей…»

Воспитание XIX века, основанное на жестком подчинении ребенка старшим, резко критиковалось Добролюбовым, который был уверен, что «безусловная» их покорность мнению и желаниям взрослых вредна по двум причинам: во-первых, это мешало развитию «внутреннего человека», а во-вторых, было вредно для ребенка, так как и сами педагоги, и родители не могли быть идеальными. Тонко анализируя детскую психологию, свободную от тщеславия, корыстолюбия и других пороков, приобретаемых с возрастом, Добролюбов много говорил о последствиях насилия над характером ребенка, предупреждая о том, что приведет к появлению «новых Молчалиных».
«Влияние старших поколений на младшие неизбежно, — скажете вы, — и его нельзя уничтожить, тем более что, при дурных сторонах, оно имеет и много хороших; все сокровища знаний, собранные в прошедших веках, передаются ребенку именно под этим влиянием…

Возражение совершенно справедливое, и мы поступили бы безумно, если бы стали требовать уничтожения того, что естественно, само по себе является, существует и уничтожиться не может. <…> Мы говорим только о том — зачем же ставить прошедшее идеалом для будущего, зачем требовать от новых поколений безусловного, слепого подчинения мнениям предшествующих?»
Из статьи «О значении авторитета в воспитании»

Уважение к человеческой природе

Отрицались Добролюбовым и методы, благодаря которым воспитывалась такая «покорность». Розги, палки и прочие снаряды для «вбивания» в юные головы нужной информации, абсолютно не вписывались в педагогическую систему критика. А вот гарантом дисциплины должно было стать заботливое отношение воспитателя к детям и личный пример старшего.
«Самая натура его должна стоять гораздо выше натуры ребенка во всех отношениях. Иначе — что выйдет, если учитель будет, например, восхищаться Державиным
и заставит ученика учить оду «Бог»
; а тому нравится уже Пушкин
, а ода «Бог» — представляет совершенно непонятный набор слов? Что, если целый год морят над музыкальными гаммами ребенка, у которого пальцы давно уже свободно бегают по клавишам и который только и порывается играть и играть… Что, если дитя восхищается картиной, статуей, пьесой, любуется цветами, насекомыми, с любопытством всматривается в какой-нибудь физический или химический прибор, обращается к своему воспитателю с вопросом, а тот не в состоянии ничего объяснить?..»
Из статьи «О значении авторитета в воспитании»

Спор о грамотности

Сложно представить, но в XIX веке спор о пользе повсеместной грамотности вполне имел место. Среди тех, кто сомневался в необходимости учить грамоте низшие слои населения, были многие известные современники критика. Для Добролюбова же вопрос был решен однозначно: умение читать, по его мнению, было необходимо не только городским жителям, но и крестьянам.
«…Г. Аппельрот не решится, конечно, отвергать преимущество общего образования для всякого звания, пола и возраста. По словам самого г. Аппельрота, это образование должно «дать направление всей жизни простолюдина, изъяснить ему назначение и призвание его, призвание человеческое, христианское и гражданское». Спрашивается, можно ли достигнуть этого без пособия грамотности? Очевидно, что если и есть средства, то далеко не так удобные и совершенные, как грамотность»
Из статьи «Современное обозрение»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна