5 необычных героев русских былин

Самые популярные русские былины рассказывают о подвигах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Эти и другие богатыри защищали русскую землю, сражались с чудовищами, верно служили князьям. В былинах они описаны как храбрые и сильные воины. Но в фольклоре встречаются упоминания и других героев: богатыря-оборотня, великана, труса и даже несчастного влюбленного. Читайте в нашем материале о Вольге Святославиче, Чуриле Пленковиче, Хотене Блудовиче и других необычных героях русского эпоса.

Аника-воин: хвастливый и трусливый богатырь

Как и другие богатыри, Аника-воин в преданиях описан как очень сильный и могучий человек. Его имя происходит от греческого слова ἀνίκητος («аникетос»), что буквально переводится как «непобедимый». В то же время в историях об Анике-воине упоминаются и дурные качества его характера: хвастовство и трусость. Богатырь постоянно рассказывал о своих подвигах, но при этом не добивался славы в битвах, а нападал на беззащитных и слабых, грабил города, разорял церкви, сжигал иконы и убивал священников. В некоторых былинах он и вовсе назван «уничтожителем веры христианской».
Самая известная история об этом богатыре — предание «Аника-воин и Смерть». По сюжету герой встретился со Смертью. В разных вариантах истории она предстает в образах хищной птицы, страшного зверя, жнеца с косой. Богатырь вызвал ее на поединок и проиграл, а после этого начал умолять Смерть оставить его в живых.
Рассердился Аника-воин, напускает на Смерть своего борзого коня, хочет поднять ее на копье булатное; но рука не двигается. Напал на него великий страх, и говорит Аника-воин: «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку на один год!» — Отвечает Смерть: «Нет тебе сроку и на полгода». — «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три месяца». — «Нет тебе сроку и на три недели». — «Смерть моя, Смерточка! Дай мне сроку хоть на три дня». — «Нет тебе сроку и на три часа». И говорит Аника-воин: «Много есть у меня и серебра, и золота, и каменья драгоценного; дай сроку хоть на единый час — я бы роздал нищим все свое имение». Отвечает Смерть: «Как жил ты на вольном свете, для чего тогда не раздавал своего имения нищим? Нет тебе сроку и на единую минуту!» Замахнулась смерть острою косою и подкосила Анику-воина: свалился он с коня и упал мертвый.
«Аника-воин и Смерть» (по книге Игоря Кузнецова «Предания русского народа»)
Духовные стихи и легенды об Анике — это переложение древнерусской повести «Прение живота со смертью». По ее сюжету хвастливый воин также встречается со Смертью и погибает в битве с ней.

Вольга Святославич: колдун и оборотень

Образ Вольги Святославича, или Волха Всеславьевича, — один из самых древних в русском фольклоре. Прототипом героя мог быть великий князь Олег Вещий, который правил с 882 по 912 год, сразу после Рюрика. Во многих преданиях говорится о походах Вольги Святославича в далекие царства — Индию, Турцию. Их сравнивают с Русско-византийской войной 907 года, в которой победила Русь. В легендах Вольга Святославич показан таким же умелым военачальником, как и Олег Вещий.
Другим возможным прототипом героя исследователи называли полоцкого князя Всеслава Брячиславича. В «Слове о полку Игореве» он описан как чародей, способный оборачиваться животным. Этим же даром в большинстве легенд наделен Вольга Святославич. Во время своих военных походов он превращался в горностая, чтобы испортить луки противников, или в волка — чтобы убить их лошадей. В облике птицы богатырь проникал в стан врагов и разведывал их планы. В некоторых историях герой даже обращал в муравьев других воинов, чтобы они могли проникнуть в чужие города. Уже внутри крепостных стен Вольга Святославич возвращал им человеческий облик.
Еще у славян были популярны легенды о рождении богатыря. Считается, что его матерью была княгиня Марфа Всеславьевна, а отцом — змей.
Вот гуляет Марфа по зеленому саду, цветочки красные собирает, с камня на камень перепрыгивает. Соскочила с одного камушка, да на Змея лютого и наскочила. Стал тот Змей по сапожку сафьяновому подниматься, вокруг белой ножки обвиваться, с Марфой Всеславьевной обниматься, другом милым называться. Стала Марфа со Змеем в саду гулять-развлекаться. Погуляла, да и понесла. Понесла она от Змея, а в срок и ребеночка родила. <…> Родился у Марфы Всеславьевны сын-богатырь, удалой добрый молодец Вольга Всеславьевич. Разбежались тут звери по темным лесам, разлетелись птицы под облака, рыба в омуты глубокие ушла — родился Вольга могучим богатырем-колдуном, всех птиц да зверей повелителем.
Былина «О рождении Вольги Всеславьевича»

Святогор: богатырь-великан

Легенды о богатыре Святогоре, как и о Вольге Святославиче, одни из самых древних на Руси. Они появились еще до принятия христианства. Поэтому в образе Святогора так много фантастических черт. В поверьях богатырь описывается как великан «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Его не могла вынести даже земля: от шагов Святогора она содрогалась, реки выходили из берегов, а леса качались. Поэтому богатырь почти все время жил высоко в горах и не спускался к людям. В былине «Святогор и Илья Муромец» Святогор жаловался:
Я бы ездил тут на матушку сыру землю, —
Не носит меня мать сыра земля,
Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам да по высокиим,
Да по щелейкам да толстыим.
В самых известных былинах о Святогоре рассказывается о его смерти. По одной легенде, богатырь однажды похвастался, что смог бы перевернуть землю: ему нужны были только кольца, чтобы держаться за них. Тогда богатырь Микула Селянинович бросил на землю суму со «всей тягостью земной». Святогор так и не смог поднять ее и в конце концов увяз в земле:
Сошел Святогор с добра коня,
Захватил сумочку рукою,
Не мог и пошевелить;
Стал здымать обема рукамы,
Только дух под сумочку мог подпустить,
А сам по колена в землю увяз.
В другой легенде о смерти Святогора рассказывается, как богатырь странствовал вместе с Ильей Муромцем. Однажды герои повстречали гроб с надписью «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Илье Муромцу он был велик. А когда в гроб лег Святогор, то оказался заперт там. Как бы богатырь ни пытался выбраться, крышка гроба не поднималась.

«Заезжие» богатыри: Дюк Степанович, Чурила Пленкович

В XII веке на Руси начался период феодальной раздробленности. К этому моменту некоторые удельные княжества стали богаче Киева — столицы государства. Это отразилось и в фольклоре. Появились предания о «заезжих» богатырях, жителях Галиции, Волынца, Корелы, Новгорода или просто «далеких царств», — Дюке Степановиче, Чуриле Пленковиче и других.
Этих героев описывали богатыми, красивыми, щегольски одетыми. Фольклорист Владимир Пропп писал: «Одно из главных качеств «щапа» (щеголя, повесы. — Прим. ред.) заключается в том, чтобы иметь все самое дорогое, самое лучшее и, главное, такое, какого ни у кого нет, по возможности заграничное, что трудно достать и чем можно хвастать». В легендах воспевали в первую очередь не их силу и смелость, а красоту брони и оружия.
Былина «Дюк Степанович и Чурило Пленкович» повествует о соревновании двух заезжих богатырей в щегольстве:
Молодой боярин Дюк Степанович
Он стретал тут своего добра коня,
Он берет свою одежу драгоценную;
Он тут бился со Чурилушкой в велик заклад,
А в велик заклад ещё й не в малыи,
Не на мало поры‑времени — на три году,
А проездить на конях богатырскиих,
А сменять одежу с нова наново.
Победил в этом состязании Дюк Степанович. Ему богатую одежду из Индии ежедневно приносил конь. После этого, как сказано в былине, киевский князь Владимир даже решил проверить, насколько богат Дюк Степанович, и послал посольство в земли богатыря. Выяснилось, что все его сокровища невозможно описать. Чтобы купить бумагу и чернила для этого перечня, пришлось бы продать Киев и другие города Руси.
А у противника Дюка Степановича — Чурилы Пленковича — была более мощная дружина, чем у великого князя. В былине «Чурило Пленкович у князя Владимира» ее сравнивают с ордой и войском литовским.

Хотен Блудович: древнерусский Ромео

Хотен Блудович — еще один герой, который появился в более поздних легендах и преданиях, в эпоху феодальной раздробленности. Все истории о нем рассказывают о борьбе за невесту — красавицу Чайну Часовую. Владимир Пропп писал: «От старых былин о сватовстве эти песни отличаются иным характером реалистичности, иной идейной направленностью. Борьба за невесту происходит в весьма реалистически изображенной бытовой обстановке и носит ярко выраженный характер борьбы социальной».
Хотен Блудович и Чайна Часовая влюблены друг в друга, но не могут быть вместе из-за разницы в происхождении. В некоторых легендах мать девушки называют сестрой князя Владимира. А единственное богатство семьи Хотена — сын-богатырь.
По сюжету былины «Хотен Блудович» мать богатыря сватала своего сына к девушке. Однако она получила отказ прямо на пиру у князя Владимира. Мать Чайны, богатая купчиха, насмехалась над семьей Хотена:
А как твой был мужище-то Блудище,
А сынище-то твой уродище:
Он ходит по городу — уродует,
Ищет-то упалого зернушка,
А чем бы ему голова пропитать.
Тогда Хотен Блудович отправился к терему, где жила Чайна, вызвал на бой ее девятерых братьев и убил их всех. После этого мать Чайны попыталась собрать войско, чтобы победить богатыря. В некоторых легендах дружину ей одолжил сам князь киевский. В других историях купчиха собрала против Хотена Блудовича войско из бедняков и крестьян, которые попали в кабалу. В конечном счете богатырь победил воинов князя, а бедняков освободил.
Фольклорист Всеволод Миллер полагал, что Хотену и Чайне суждено быть вместе, несмотря на все испытания. Это, по мнению ученого, выражено даже в их именах: «Хотен» означает «желанный», а «Чайна» — «долгожданная». Поэтому в большинстве легенд о Хотене Блудовиче герой в конце концов женился на Чайне Часовой. Однако в некоторых версиях истории богатырь отказывал своей возлюбленной из-за обиды:
Проговорит Хотен таково слово:
«Мне твоя Чадиночка не надобна,
Я за верного слугу замуж ее не возьму.
В самых жестоких вариантах былины Хотен Блудович убивал всех братьев Чайны, а ее саму отдавал своей матери в служанки. При этом девушку богатырь привез домой как охотничью добычу — привязав к стремени.

Автор: Анастасия Войко
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна