Владимир Пропп
Годы жизни: 28 апреля 1895 - 22 августа 1970
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Культуролог, Собиратель Фольклора
Содержание
Владимир Пропп — известный советский ученый-фольклорист. Одним из первых он начал анализировать структуру фольклорных текстов и выявлять их инварианты — неизменяемые части сюжета. За одну из монографий Пропп получил звание кандидата филологических наук без аттестации и экзаменов.
«Я сквозь войну и любовь стал русским»
Владимир Пропп родился в Петербурге в 1895 году в семье поволжских немцев. Начальное образование он получил дома. Сначала его воспитывала русская няня, которая пела ему народные колыбельные песни, рассказывала сказки. Позже родители наняли иностранных гувернанток, чтобы Проппа обучили этикету, игре на фортепиано, немецкому и французскому языкам. Среднее образование он получил в Анненском училище.
Окончив училище в 1913 году, Владимир Пропп поступил в Петербургский университет на германское отделение историко-филологического факультета. Через год началась Первая мировая война. Пропп собирался на фронт, однако в армию студентов не призывали. Будущий филолог добровольно записался на курсы оказания первой помощи и ухода за больными. Он успешно сдал экзамены по анатомии, физиологии, хирургии и в 1915 году начал работать в лазарете санитаром, а затем братом милосердия. Как потом вспоминал ученый: «Я сквозь войну и любовь стал русским. Понял Россию».
Параллельно Пропп продолжал учиться в университете. На третьем курсе он перевелся на славяно-русское отделение, потому что его «влечение к России, явившееся отчасти как последствие отвращения к окружавшей немецкой грубости и ограниченности, пробивалось все сильнее, к этому влекли и научные знания». В 1918 году Владимир Пропп закончил университет и стал преподавать русский язык и литературу в гимназиях и средних школах Петрограда. В это время молодой учитель и начал изучать народные сказки.
Спустя три года он поступил в Петроградский богословский институт. Здесь готовили церковных деятелей, проводили богословские лекции, собирали религиозные кружки и обсуждали философские вопросы. Пропп продолжал работать в школе, посещал лекции и работал над монографией «Морфология сказки». Однако скоро научный труд начал занимать у него слишком много времени, и тогда молодой ученый оставил институт. В 1926 году Владимира Проппа пригласили преподавать немецкий язык в Политехе, через четыре года его назначили заведующим кафедрой иностранных языков в Плановом институте Госплана, еще через два года он перешел во Второй педагогический институт иностранных языков на кафедру германской филологии.
«Сказочные» монографии Владимира Проппа
В 1928 году Владимир Пропп закончил свою монографию, посвященную структуре народных сказок. Исследуя фольклор, ученый выделил в сказках постоянные и переменные элементы. К постоянным он причислил действия, которые совершали персонажи для развития сюжета, и их последовательность. К переменным — отнес языковой стиль произведений, количество действий и способы их исполнения, а также мотивировки и атрибуты персонажей. Над первым научным трудом Пропп работал 10 лет.
Пропп представил книгу известным ученым — литературоведу Борису Эйхенбауму, этнографу Дмитрию Зеленину, лингвисту Виктору Жирмунскому — и они одобрили работу молодого исследователя. Заручившись поддержкой в научных кругах, Владимир Пропп издал монографию в этом же году. Однако большой популярности тогда она не получила.
«Книга эта была бы забыта… но вот через несколько лет после войны о ней вдруг снова вспомнили. Что же такое произошло и чем можно объяснить этот возродившийся интерес? <…> Оказалось, что понимание искусства как некоей знаковой системы, прием формализации и моделирования, возможность применения математических вычислений уже предвосхищены в этой книге, хотя в то время, когда она создавалась, не было того круга понятий и той терминологии, которыми оперируют современные науки».
Владимир Пропп
В 1930-е годы Владимир Пропп начал выступать с докладами по фольклористике. Ученый представлял свои исследования «Сказочной комиссии» на отделении этнографии при Географическом обществе, на секции фольклора в Институте истории искусств, на секции «Живая старина» в Институте сравнительного изучения литератур и языков Запада и Востока имени Веселовского.
С 1937 года Владимир Пропп работал на кафедре фольклора в Ленинградском государственном университете. В 1938 году ему присвоили звание кандидата филологических наук без аттестации и экзаменов, а через год назначили профессором. В качестве докторской диссертации ученый представил рукопись книги «Исторические корни волшебной сказки». Она стала продолжением предыдущей монографии. В этой работе Пропп писал не о структуре сказок, а об их происхождении. Он изучал мифологию первобытных народов и объяснял истоки волшебной сказки в племенных обрядах инициации: их участники также проходили испытания, порой терпели неудачи, потом благополучно выполняли задания и получали «новый облик». Так сюжет любой сказки можно было объяснить обрядом инициации, в ходе которых дети получали новый статус.
«Морфология» и «Исторические корни» представляют собой как бы две части или два тома одного большого труда. Второй прямо вытекает из первого, первый есть предпосылка второго. <…> Я по возможности строго методически и последовательно перехожу от научного описания явлений и фактов к объяснению их исторических причин».
Владимир Пропп
После выхода книги в 1946 году Проппа уволили из Академии наук. Его обвинили в антимарксизме, идеализме и религиозности идей. В журнале «Советская этнография» вышла рецензия «Против буржуазных традиций в фольклористике (о книге проф. В.Я. Проппа «Исторические корни…»)», в которой ученого раскритиковали за мистицизм, «извращение и фальсификацию истинной картины общественных отношений» и отсутствие опоры на труды Максима Горького. Писатель тоже изучал сказки. Он считал, что волшебные сюжеты — это мечты людей о лучшей жизни, об изменении реальности. В 1940-е годы это было серьезным обвинением — печатать другие работы автора «антимарксистской книги» никто не решался. За последующие 12 лет после выхода книги ученый опубликовал лишь три статьи по фольклору, тезисы и статью о проблеме артикля в современном немецком языке.
Аграрные праздники и древнерусское искусство
Третью монографию «Русский героический эпос» Пропп издал в 1958 году. Он писал ее 10 лет, то бросая, то снова возвращаясь к работе. Проанализировав тексты всех известных ему былин, ученый нашел связь «развития эпоса с ходом развития русской истории», объяснил многочисленные загадки в былинах, описал специфику былинных героев, раскрыл особенности поэтики этого жанра.
Четвертая монография Владимира Проппа — «Русские аграрные праздники» — вышла в 1963 году. Изучая годовой цикл, сравнивая праздники между собой, ученый пришел к выводу, что частично они состоят из одинаковых элементов, иногда различно оформленных, а иногда тождественных. В 1960-е годы выходили и другие работы фольклориста: «Об историзме русского эпоса (ответ академику Б.Л. Рыбакову)», «Фольклор и действительность», «Об историзме русского фольклора и методах его изучения». В последние годы жизни ученый увлекся древнерусским искусством: иконописью и архитектурой православных храмов. Он собрал тысячи фотографий и зарисовок икон, соборов, церквей, часовен. В планах у Владимира Проппа была работа о систематизации форм православных храмов.
Однако ученый не успел написать очередной масштабный труд: в 1970 году его не стало. Похоронили фольклориста на Северном кладбище в Ленинграде. После смерти Владимира Проппа в СССР были опубликованы еще две его книги: «Проблемы комизма и смеха» и «Русская сказка».
В публикациях
Смотрите также