Женщины-богатырши в русских былинах

Образ дев-воительниц — популярный сюжет в мировой литературе. Амазонки, валькирии, женщины-гладиаторы в Древнем Риме и русские «поляницы» — богатырши. Само слово произошло от глагола «поляковать» — ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. «Культура.РФ» вспоминает отважных воительниц из русских былин.

Василиса Микулишна

Сергей Соломко. Василиса Микулишна. 1911. Изображение: <a href="https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Файл:Sergey_Solomko_012.jpg" target="_blank">wikipedia.org</a> / <a href="https://en.wikipedia.org/wiki/Public_domain" target="_blank">Public domain</a>
Илья Репин. Василиса Микулишна. 1904. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Василиса Микулишна и Ставр Годинович. Фаза (компоновка движения) целлулоидная к мультипликационного фильму Романа Давыдова «Василиса Микулишна». 1975. Государственный центральный музей кино, Москва
Богатыршей была дочь Микулы Селяниновича Василиса, которая стала женой боярина Ставра Годиновича из земли Ляховицкой, Чернигова-града. На пиру у князя Владимира
боярин хвалился перед гостями своей супругой:
Во третьем терему — молодая жена,
Молодая Василиса, дочь Никулишна.
У ней белое лицо ровно белый снег,
Ягодицы ровно маковицы,
Черные брови черна соболя,
Ясные очи ясна сокола,
Ретивым она сердцем хитра-мудра.
По совету завистливых бояр князь Владимир посадил Ставра в земляной погреб, а за чудной Василисой отправил богатырей
Алешу Поповича и Добрыню Никитича. Узнав о насмешках и беде, случившейся с мужем, Василиса Микулишна отстригла русые косы, переоделась добрым молодцем и отправилась в компании с 50 всадниками в стольный Киев-град. По дороге встретила богатырей-посланников Владимира и, представившись грозным послом Василисы Микулишны Василием Васильевичем, развернула столичных гонцов.
Князь устроил молодцу честной прием, но княгиня Апраксия заметила, что под мужским именем скрывается женщина: «Это Василиса ровно дочь Микулишна; / По полу она идет тихошенько, / На лавку садится — коленцы жмет». Отважной жене пришлось пройти испытания: Василиса парилась в жаркой «банюшке-парушке», играла в карты и боролась с другими богатырями. В результате потребовала у князя освободить из заточения Ставра Годиновича и отправилась домой вместе с мужем.

Настасья Микулишна

Николай Кочергин. Настасья Микулишна (фрагмент). 1964. Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Николай Рерих. Настасья Микулишна (фрагмент). 1943. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирск
Андрей Рябушкин. Всадница. Поленица удалая. XIX. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Сестра Василисы, младшая дочь Микулы Селяниновича, была женой Добрыни Никитича. Встретились они во чистом поле, куда богатырь отправился после сражения со Змеем Горынычем. В пути он увидел богатыршу удалую, решил проверить «Или нет у Добрыни силы по-старому? / Или нет у него хватки по-прежнему?» :
Догнал Добрыня поляницу, богатыршу удалую,
Ударил поляницу булатной палицей,
Да ударил ее в буйну голову.
Поляница тут назад приоглянется,
Говорит поляница таковы слова:
— Я думала, меня комарики покусывают,
А это русский богатырь пощелкивает.
В поединке поляница одолела Добрыню. Они понравились друг другу, и богатырь к ней посватался: «Свадьбой провели да и окончили». Позже князь Владимир отправил Добрыню на заставу охранять Русь-матушку от степных наездников. Настасья Микулишна подобно Пенелопе ждала своего возлюбленного долгие 12 лет. За это время к ней несколько раз сватался другой небезызвестный богатырь — Алеша Попович. Через шесть лет Добрыниной службы он привез жене весть о его «смерти», а через 12 лет — приехал вместе с князем и княгинею, чтобы играть свадьбу с поляницей. В этот раз «не хотою взяли — неволею». Добрыня вовремя узнал о торжестве и приехал на пир гостем незваным с гуслями. Поколотил Алешу Поповича, забрал Настасью Микулишну и вернулся в свой терем белокаменный.
Да и стали жить с Настасьей Микулишной,
Уж и стали жить да лучше прежнего.

Настасья Окульевна

Михаил Микешин. Иллюстрация к былине «Михайло Потык» (фрагмент). 1871–1880-е. Ярославский художественный музей, Ярославль
Иван Билибин. Михайло Потык (фрагмент). Иллюстрация к былине «Михайло Потык». 1902. Ивангородский музей, Ленинградская область
Михаил Врубель. Царевна-лебедь (фрагмент). 1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Душа-девица» Настасья Окульевна — одна из героинь сказания о богатыре Михайло Потыке. Она спасла его от происков бывшей жены, Марьи Лебеди белой. Пока Михайло сражался с врагами в чистом поле, Марья стала возлюбленной царя и уехала с ним. Вернувшись, богатырь бросился за ней в погоню, попадая по пути в ловушки хитрой жены: пил сонное зелье-вино, проваливался в глубокую яму, был превращен в горючий камешек. В последний раз, напоив богатыря, распяла Марья его в подвале на каменной стене и оставила умирать. Тогда-то и спасла Михайлу сестра царя — Настасья Окульевна:
Как этая Настасья тут Окульевна
Скорым-скоро бежала в кузницу,
Взимала она клещи там железные,
Отдирала от стены городовые
А молода Михайлушку Потыка.
Излечила от ран, достала хитростью от брата саблю и палицу богатырскую, доброго коня. Возвратился Михайло к царским палатам, убил и бывшую жену, и царя. Женился на Настасье Окульевне и стал править.

Настасья Королевична

Настасья Королевична — возлюбленная Дуная Ивановича. Богатырь встретился с ней, когда отправился в Литву сватать князю Владимиру королевну Апраксью. Отец Апраксьи, литовский король Данила Манойлович, не отдал дочь сватам, и тогда богатыри увезли ее силой. Вслед за «добывшими невесту» отправилась сестра Настасья.
Она ехала в погоню по чисту полю,
А скакала на коне богатырскоем
Да по славну раздолью чисту полю;
По целой версты конь поскакивал,
По колен он в земелюшку угрязывал,
Он с земелюшки ножки выхватывал,
По сенной купны он земелики вывертывал,
За три выстрелы камешки откидывал.
Дунай Иванович вступил с удалой поляницей в поединок и вскоре — как это случалось и в других былинах — сделал ей предложение. А Настасья Королевична приняла его.
В Киеве отпраздновали две свадьбы. Однако Дунай Иванович с молодой женой недолго прожили вместе. Богатырь как-то похвалился своей удалью, а Настасья Королевична ему возразила: «А ничем-то ведь я не хуже тебя: сила моя есть побольше твоей, а ухваточка моя удалее тебя» .
Такая фраза задела его честь — и он вызвал жену на поединок. Каждый должен был попасть стрелой в серебряное кольцо на голове соперника. Поляница попала, а вот Дунай Иванович убил жену. Узнав, что она носила в утробе младенца, богатырь от горя вонзил в себя копье. От его крови родилась Дунай-река, а от крови Настасьи Королевичны — река Непра.

Дочь Ильи Муромца

Евгений Кибрик. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Святогор». 1950-е. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Евгений Кибрик. Иллюстрация к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник». 1950-е. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск
Евгений Кибрик. Илья Муромец у камня. Из серии иллюстраций «Героические былины». 1950. Тамбовская областная картинная галерея, Мичуринск, Тамбовская область
Загадочная героиня описана в былине «Илья Муромец
и дочь его». По сюжету незнакомая поляница — дева-воительница — появилась рядом с богатырской заставой:
Ай удала поляничища великая,
Конь под нёю как сильня гора,
Поляница на кони будто сенна копна,
У нёй шапочка надета на головушку
Ай пушистая сама завесиста,
Спереду-то не видать личика румянаго
И сзаду не видеть шеи белоей.
Проезжая мимо, она насмехалась над богатырями. Илья Муромец предложил своим соратникам сразиться с удалой девицей. Однако никто не решился вступить в схватку с воительницей, которая «одною рукой палицу подхватыват, как пером-то лебединым поигрыват» . И тогда богатырь сам поехал на встречу с поляницей. Бились они долго — и палицами, и копьями, и врукопашную — и вдруг разговорились. Выспросив, откуда поляница, Илья Муромец признал в богатырше дочь свою, обнял и отпустил. Однако она вскоре вернулась обратно, задумав убить спящего отца. На этот раз богатырь одолел соперницу и скормил серым волкам и черным воронам.
В былинных сюжетах Илья Муромец не раз встречался с поляницами. Среди них — и жена богатыря Савишна, и Златыгорка, родившая ему сына.

Автор: Татьяна Григорьева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна