Свахи на Руси

Феклы Ивановны, Устиньи Наумовны, Домны Платоновны, Акулины Гавриловны… Почтенные матроны, про которых в народе говорили «сваха лукавая — змея семиглавая», но в таком важном деле, как поиски семейного счастья, — обойтись не могли. Ни барышни, ни крестьянки. О мастерицах навести мосты в делах семейных узнаем с Натальей Летниковой.

«Не выбирай, жених, невесты — выбери сваху»

Красноречие, ловкость, обходительность. Умение расписать, увлечь, обаять. Длинный список свахиных добродетелей и талантов — залог успеха важного предприятия. Превознести достоинства жениха или невесты, о недостатках тактично умолчать… В случае если жених к невесте неожиданно нагрянет — догнать, перегнать, обеспечить достойный прием.
Сваха — центр деловой и рекламной информации. Досконально знала все население близлежащих окрестностей — холостых и «на выданье», была осведомлена о материальных вопросах и замысловатых традициях для пользы дела. К примеру, отправляясь на сватовство — связать кушаком ножки стула, чтобы свадьба «лучше вязалась».

Вокруг да около

Говорить о предстоящем бракосочетании напрямую не полагалось, чтобы не сглазить. Вот и наводили «тень на плетень». Невеста то «садочек», то «гусочка»… на что фантазии хватало — лишь бы сбить с толку «нечистую силу». Сваха садилась напротив двери да ноги ставила на половице, ведущей к выходу из дома, чтобы сватовство прошло удачно.
Родители, даже если выдать дочку замуж были не прочь, сначала непременно отказывали. Первое сватовство — «запрос», как правило, оставляли без ответа. Выигрывали время, чтобы жениха узнать, да и вдруг получше найдется, про сватовство прознав. Задача свахи — «уговорить», но не переусердствовать: «Христа ради невест не выдают».
Отказывать напрямую было тоже не принято. Отговорка должна была выглядеть веско: мол, дочка еще не выросла, но если совсем недосуг оправдания выдумывать — просто возвращали принесенный гостями свадебный каравай нетронутым.

Чтобы не сглазить…

В столь серьезном деле — куда ж без суеверий и традиций. Постные дни — среда и пятница — были негласными выходными от всех околосвадебных дел. И уж, конечно, и помыслить невозможно о брачных хлопотах 13-го числа.
Опасаясь чужих глаз, свататься ходили после захода солнца, подъезжали через задний двор. Уж если и откажут, так и не стыдно будет: в темноте кто куда ходил — не разберешь. Отправляясь за положительным ответом, следовало хранить молчание и разговоров по дороге не вести. Подойдя к нужной двери, прикоснуться плечом к косяку, лишь после этого — стучать.
Войдя в дом — перекреститься на образа. Обычай, которому на Руси следовали не только перед свадьбой. Пока сваха вела разговоры, родственники жениха старались незаметно дотронуться до ножки стола.
Традиции общие и в каждой губернии свои. В Симбирске сватья садились под матицу — балку; в Вологодской губернии — не забывали погреметь печной заслонкой; в Архангельской — приложить руки к печке, а в Курской — связать вместе кочергу и метлу. В Алтайском крае сваха — авакуда — не только вела дело до свадьбы, но и помогала невесте переехать в дом жениха и даже менять прическу — девичью на женскую.

У вас товар…

Невеста перед сватами — само смирение. Хранила молчание, трижды меняя наряд. Поила чаем, ходила павой. Умница и красавица в идеале должна быть еще и мастерицей. Проявить свои таланты перед сватами — хороший тон. На испытаниях будущей супруге предстояло поразить гостей.
К примеру, кружевницы считались невестами перспективными, демонстрировали ловкость рук, перебрасывая коклюшки. А мастерицы, которые делали филимоновскую игрушку или дымку, слыли невестами богатыми. Начинали девочки лепить глиняные фигурки лет с семи, а деньги от их продажи на приданое шли. В общем, «выбирай невесту не в хороводе, а в огороде» или за рукоделием.
Обсуждали девушку, даже если хорошо знали, из вежливости — за порогом. Отправлялись на совещание в сени или на крыльцо. Будущая теща подносила жениху стакан с напитком. Коли выпьет — свадьбе быть, а если только пригубит — даже надеяться не стоит. Лишь сваты за порог, женщины со стороны невесты старались связать ухваты и кочережки вместе — притянуть удачу в деле.

У нас купец

Красота красотою, мастерство мастерством, а практическую сторону вопроса никто не отменял. Родственники невесты отправлялись в дом жениха — на осмотр хозяйства. Много ли скотины? В достатке ли хлеба? Хватает ли посуды? Изучали самым пристальным образом. Случалось, что после подробного осмотра до свадьбы дело не доходило. Если жених оказывался совсем несостоятельным.
Прообраз брачного контракта — рядная запись, или роспись, составлялась в дворянских семьях. Здесь вместо свахи за дело брался подьячий. А уж что написано пером, расторгается только через суд. Не свахино это дело — от праздничных столов, да за судебные дела. Свадебный переполох куда приятнее.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна