История одного здания: Ссудная казна в Москве

Здание бывшей Ссудной казны находится в Настасьинском переулке в Москве. До революции
здесь выдавали деньги под залог драгоценностей. Затем в строении разместилось Государственное хранилище: при советской власти в него свозили вещи из национализированных дворянских усадеб. Позже часть помещений отдали под «золотые» кладовые Госбанка.

Государственный ломбард для нуждающихся

Ссудная казна как кредитное учреждение появилась в России во второй половине XVIII века. Здесь люди могли взять деньги под залог драгоценностей. Вернуть сумму вместе с процентами нужно было не позднее чем через год. По сути, ссудная казна работала как государственный ломбард. Если до ее появления люди шли к частным лицам — купцам, состоятельным соседям, ростовщикам, — то с XVIII века они могли взять деньги у государства.
Ссудные казны первоначально открылись в Петербурге и Москве при благотворительных учреждениях Российской империи — воспитательных домах. В 1913 году в центре Москвы начали строить новое собственное здание Ссудной казны. Оно расположилось недалеко от Тверской улицы, в Настасьинском переулке. Проект разработали архитектор Владимир Покровский и инженер Богдан Нилус, а согласовал строительство лично император Николай II
.
Владимир Покровский подготовил проект главного корпуса Ссудной казны в классическом стиле, но министр финансов Владимир Коковцев рекомендовал выбрать «неорусский стиль». Тогда архитектор создал еще один вариант, основанный на традициях национального зодчества. Покровский интересовался русской стариной, ездил по Ярославской и Владимирской губерниям и фотографировал строения, сохранившиеся с давних времен. В этом проекте он обратился к нарышкинскому барокко — направлению конца XVII века, времен становления династии Романовых
.
Ссудная казна строилась на протяжении трех лет и открылась в 1916 году. Главный корпус здания — двухэтажный, в неорусском стиле — выходил фасадом в переулок. Второй, где разместилось хранилище для ценностей, расположился во внутреннем дворе.

После 1917 года: Гохран и Госбанк

Настасьинский переулок. Ссудная казна (справа). Москва. Архитекторы: Владимир Покровский и Богдан Нилус. 1913–1916. Фотография: Музейное объединение «Музей Москвы», Москва
Фрагмент здания Ссудной казны. Москва. Архитекторы: Владимир Покровский и Богдан Нилус. 1913–1916. Фотография: ИВА Афонская / фотобанк «Лори»
Ссудная казна. Москва. Архитекторы: Владимир Покровский и Богдан Нилус. 1913–1916. Фотография: Михаил Чураков / Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, Москва
После революции
казну закрыли, в здании расположился Народный комиссариат внутренних дел — НКВД, ведомство новой власти по борьбе с преступностью. Но уже в 1920 году строение отдали под Государственное хранилище ценностей. В него свозили драгоценности и дорогие предметы обстановки из имений, которые новое правительство изъяло у прежних владельцев — дворян и купцов.
Ценные вещи ставили на учет и отправляли в хранилище. Там находились драгоценные камни, украшения, дорогие личные вещи — в том числе предметы, которые раньше принадлежали царской семье. Сюда же свозили золото из банков и конфискованную церковную утварь: золотые и серебряные оклады для икон
, распятия, ритуальные сосуды.
Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях. Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях. Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками.
Из книги Георгия Соломона «Среди красных вождей»
Несмотря на все перемены, росписи и интерьеры Ссудной казны в основном остались прежними. Когда здание переделывали под Гохран, здесь установили лифты. Сквозные проходы между рабочими помещениями, кассовыми залами и хранилищем заделали или перекрыли особыми сейфовыми дверями.
В начале 1940-х большую часть здания занимал Государственный банк СССР. В его кладовых хранили отпечатанные банкноты
и монеты, здесь же их пересчитывали, а затем отправляли по всей стране.
В 1990-х здание перешло Центральному банку Российской Федерации. До 2000-х годов в нем находилось хранилище Центробанка, оно занимало большую часть строения, и свободный доступ в его помещения был запрещен.

Узорный терем

Ссудная казна. Москва. Архитекторы: Владимир Покровский и Богдан Нилус. 1913–1916. Фотография: Михаил Ворожцов / фотобанк «Лори»
Ссудная казна. Москва. Архитекторы: Владимир Покровский и Богдан Нилус. 1913–1916. Фотография: Татьяна Белова / фотобанк «Лори»
Шпиль здания Ссудной казны. Москва. Архитекторы: Владимир Покровский и Богдан Нилус. 1913–1916. Фотография: Михаил Ворожцов / фотобанк «Лори»
Фасад здания до наших дней сохранился почти без изменений. Его украшает обильная каменная резьба с растительными мотивами — листьями и розетками. Первый этаж отделан так называемой бриллиантовой рустовкой — кладкой из граненых камней, отесанных в форме четырехугольных пирамид.
В нижней части второго этажа расположился ряд маленьких восьмиугольных окон с резной окантовкой. В центре фасада находится надпись «Российская ссудная казна» и даты строительства здания: «1913–1916». Над ней — большие арочные окна с растительным орнаментом вокруг, а между ними — небольшие полуколонки.
Верхнюю часть фасада завершает ряд рельефов: в нем чередуются изображения гербового двуглавого орла и Георгия Победоносца
верхом на коне — святого покровителя Москвы. По краю крыши установлены орлы с коронами. Венчает все здание башенка с высоким пирамидальным шпилем. На острие до революции находился орел, но при советской власти его сняли.
Вход в здание оформлен в виде древнерусского шатра. Четырехгранный навес над крыльцом поддерживают массивные опоры и колонны по сторонам от них. Верхушку навеса венчает кованый золоченый шпиль. Раньше на нем тоже находилась фигура орла, но после 1917 года ее убрали.
Вход ведет в вестибюль с колоннами, стены в нем украшены рустовкой. Зал заканчивается каменной парадной лестницей на второй этаж, где расположены служебные помещения. Крыша над ступенями выполнена в форме купола из прозрачного стекла — через него в здание проникает много дневного света.
Интерьеры, как и фасад здания, стилизованы под XVII век. До наших дней хорошо сохранились камин и потолочные светильники начала XX столетия. Весь второй этаж раньше занимал большой аукционный зал с высокими потолками. Сейчас это помещение разделили на кабинеты. Сводчатый потолок второго этажа украшают росписи и лепные узоры — растительные орнаменты и медальоны с двуглавыми орлами. По одной из версий, эскизы для потолочных росписей Ссудной казны создал Иван Билибин
 — художник начала ХХ века, автор знаменитых иллюстраций
к русским народным сказкам
. По другой версии, автором эскизов был сам архитектор Покровский.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна