Копии в коллекции Павла Третьякова
Павел Третьяков одним из первых в России начал собирать картины для коллекции, которую могли в любое время посмотреть гости галереи. Он лично выбирал полотна, общался с художниками и иногда просил внести в работы коррективы. Меценат крайне редко покупал авторские повторения. Рассказываем, почему Третьяков так не любил неоригинальные полотна и ради каких картин нарушал свои принципы.
Что такое авторское повторение
Это версии картины, которую автор написал сам. Такие работы еще называли повторами или копиями. Художники писали их по разным причинам. Самые частые — несколько покупателей, популярность произведения или сюжета, желание исправить детали или колористику.
Авторские копии ценили точно так же, как оригиналы: каждая из них была уникальным произведением, хотя и похожим на исходную работу. Живописцы вносили небольшие изменения — меняли позы персонажей, цвета, делали копию большего или меньшего размера, исполняли полотно в другой технике. Иногда повторения создавали в мастерской живописца, например, его ученики. Но это тоже не снижало стоимости.
Некоторые картины имели множество повторений. Например, Федор Рокотов написал шесть экземпляров «Портрета Екатерины II» для Коллегии иностранных дел. В современные музеи попадали авторские копии самых разных картин, в том числе знаменитых. Среди них — «Девятый вал» Ивана Айвазовского в коллекции Русского музея и «Черный квадрат» Казимира Малевича. Его художник воспроизводил с 1915 до 1930-х годов и написал четыре версии разного размера. Одна из них попала в Третьяковскую галерею.
Почему Третьяков обычно не покупал копии
Павел Третьяков ревностно относился к тому, чтобы в его коллекцию не попадали повторения картин, и просил художников не копировать полотна, которые он купил. Однажды Третьяков приобрел «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» Федора Бронникова и узнал, что художник работал над повтором, — меценат тщательно проследил, чтобы к нему попал именно оригинал. Бронников утверждал, что создал второй вариант из-за ошибки в тоне, однако Третьяков требовал не продавать копию. Он считал, что это могло уменьшить стоимость полотна.
У такого отношения имелась причина. Свою коллекцию меценат собирал с молодости. Он не сразу начал покупать современное ему русское искусство, общаться с живописцами напрямую и посещать выставки. Первые его приобретения оказались неудачными. 21-летний Третьяков попробовал собирать полотна старых европейских мастеров — работы художников от Возрождения до второй половины XIX века. Он купил девять картин на московском Сухаревском рынке — здесь в те времена продавали предметы искусства. Третьяков не знал, что на Сухаревке часто продавали обычные, не авторские копии и репродукции. Дочь мецената Александра Третьякова писала о «старых голландцах», которых приобрел отец: «Были ли эти картины оригиналами — сказать трудно». После таких ошибок Павел Третьяков стал покупать работы современников и строже относиться к любым повторениям.
Читайте также:
Авторские повторения из коллекции Третьякова
«Притихло» Николая Дубовского
Оригинал в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург
В конце XIX века в Российской империи соперничали два крупных коллекционера — Павел Третьяков и Александр III. С 1880-х годов император постоянно пополнял свою коллекцию живописи. Все картины отправлялись в его частное собрание, которое позже Николай II превратил в музей. Некоторые картины Павел Третьяков покупал в неоригинальной версии именно из-за этого: полотно, которое приобрел император, не могла увидеть публика. Так случилось с «Притихло» Николая Дубовского.
Николай Дубовский относился к старшему поколению передвижников, участвовал в правлении Товарищества. Он писал в основном пейзажи.
Полотно «Притихло» тоже относилось к пейзажной живописи. Дубовский вспоминал: «Мотивом для создания этой картины было то захватывающее чувство, которое овладевало мною много раз при наблюдении природы в момент тишины перед большой грозой или в промежутки между двух гроз, когда дышать бывает трудно, когда чувствуешь свое ничтожество при приближении стихии. Это состояние в природе — тишина перед грозой — можно выразить одним словом «Притихло». Это и есть название моей картины».
Картина увидела свет на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Оригинал купил император. Из-за того, что его собрание не могла увидеть публика, Третьяков решился на покупку копии и лично заказал второй экземпляр Дубовскому. Вторую версию «Притихло» художник написал в большем размере и изменил колорит — с теплого желтоватого на холодный серо-голубой. Третьяков говорил о полотне: «Повторение вышло лучше и более размером, отчего мотив сделался грандиознее».
«Запорожцы» («Запорожцы пишут письмо турецкому султану») Ильи Репина
Оригинал в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург
Часто спор за картину оканчивался в пользу императора из-за денег: он не торговался, художники сами называли ему цену. Меценат не всегда мог предложить такие же высокие суммы. Он покупал картины на доходы от своей фабрики. Иногда живописцы после предложения от императора завышали цену. Третьяков знал об этом и советовал авторам не переоценивать полотна: «Расположение государя цените и поддерживайте, не разочаровывайте императора, тем более что не требуется какой-либо «услужливости» в содержании картин, напротив, предоставляется «полная свобода»… Как бы не показались государю цены высокими, не заподозрил бы он, что эксплуатируется его расположение? Государь цену не спрашивает, потому нужно как можно назначать осторожнее».
Над картиной «Запорожцы» Илья Репин работал долго — 13 лет. Она изначально существовала в нескольких вариантах: в одно время Репин писал и исправлял два экземпляра «Запорожцев». Вторая картина, меньшая по размеру, осталась незавершенной.
Имелся и третий, самый ранний вариант — небольшой эскиз. Его Третьяков купил сразу. А вот за большое полотно развернулась борьба. Александр III поддерживал Товарищество передвижных художественных выставок, в которое входил Илья Репин. К тому же император знал художника, не раз покупал его работы и лично заказывал ему картины.
За полотно Александр III заплатил значительную сумму в 35 тысяч рублей. Третьяков не мог предложить такие деньги и вынужденно уступил оригинал. Меценат получил второй, неоконченный вариант картины. До 1930-х годов он хранился в Третьяковской галерее, в 1933 году отправился в Харьковский художественный музей.
«Порожняки» Иллариона Прянишникова
Оригинал в Харьковском художественном музее, Украина
Одна из немногих картин, оригинал которой Третьяков уступил не всемогущему императору, а другому коллекционеру. «Порожняки» — ранняя работа Иллариона Прянишникова, художника-жанриста, одного из создателей и постоянных участников Товарищества передвижных художественных выставок. Публика впервые увидела ее на Первой выставке передвижников. Работа сразу заинтересовала зрителей и критиков: в ней сочеталось мастерство Прянишникова-портретиста и пейзажная живопись.
У «Порожняков» сразу нашелся покупатель. Предложение от Третьякова Прянишников получил вторым — и повторил работу специально для мецената. Московский экземпляр немного отличался: художник сделал пейзаж драматичнее.
Однако история картины на этом не закончилась. После того как «Порожняки» попали в галерею Третьякова, ею заинтересовались копировальщики. Сохранились свидетельства, что они каким-то образом испортили картину. Сотрудник музея Николай Мудрогель писал: «Третьяков просил художника исправить ее. Слева на картине был изображен лесок. Прянишников его уничтожил, оставив только отдельные кустики. Небо тоже было переписано». Однако переделка оказалась неудачной: следы записанных деревьев так и остались на полотне.
Автор: Тата Боева
Смотрите также