Федор Рокотов
Годы жизни: 1730 - 23 декабря 1808
Страна: Российская империя
Сфера деятельности: Художник
Содержание
Федор Рокотов был одним из самых популярных российских художников XVIII века. По утверждению современников он успел «переписать всю Москву». Рокотову заказывали картины члены императорской семьи: ему принадлежат портреты Петра III, Екатерины II и Павла I. Прославили живописца его камерные портреты в теплых тонах. Художник стремился передать эмоции и характер моделей, чего не делали живописцы до него.
Кадет шляхетского корпуса и студент Академии художеств
Федор Рокотов родился в середине 1730-х в имении князей Репниных Воронцово, недалеко от Москвы. Сегодня у исследователей нет точной версии происхождения Рокотова. По одной из них художник — представитель псковского дворянского рода Рокотовых. Он состоял в Московском Английском клубе — обществе, членами которого могли быть только представители аристократии. По другой версии Рокотов был крестьянином Репниных или внебрачным сыном князя Петра Репнина. В 1950-х годах искусствоведы обнаружили челобитную Екатерине II c просьбой освободить от крепостной зависимости племянников, которую художник написал в 1776 году: «Высочайшим вашего императорского величества указом повелено было сие мое прошение в Московскую губернскую канцелярию принять и <…> по силе законов дать оным малолетным для свободного житья у меня на воспитании <…> учинить о том решение…»
В 1755 году Рокотов уехал в Петербург, где поступил в Сухопутный шляхетский корпус. Кроме математики и военного дела, там преподавали гуманитарные науки, музыку и живопись.
К 1757 году относится первая известная картина живописца — «Портрет молодого человека в гвардейском мундире». На ней написано: «Писал Рокотов 1757 году Марта «15» дня». Художник Игорь Грабарь предположил, что это автопортрет Рокотова. Герой картины смотрит не прямо на зрителя, а в сторону. Повернута и его голова. В такой позе художники часто изображали себя на автопортретах из-за того, что им приходилось смотреть в зеркало во время рисования.
В том же году Федор Рокотов написал картину «Кабинет И.И. Шувалова». Это единственная работа художника, которая не относится к жанру портрета. По требованию Шувалова, фаворита Елизаветы I, основателя Академии художеств и Московского университета, Рокотов в точности воспроизвел полотна, которые висели в кабинете чиновника. Искусствовед Алексей Лебедев писал об этой работе художника: «Кабинет Шувалова» не просто intevrieur, не портрет шуваловской комнаты, а попытка заглянуть во внутренний мир самого Шувалова, попытка через изображение вещей, любимых человеком, показать, чем живет сам человек». Оригинал картины не сохранился до наших дней, но известна копия, которую написал ученик живописца в 1779 году.
В конце 1750-х Рокотов закончил Сухопутный шляхетский корпус и поступил на службу в кадетский корпус, где получил чин сержанта. А в 1760 году он стал студентом Академии художеств. Рокотов долгое время совмещал творчество и военную службу — из кадетского корпуса он ушел только в 1780-х годах. Тогда он дослужился до чина ротмистра, который давал право на дворянство.
Педагогами Рокотова в Академии художеств были гравер Луи Ле Лоррен и портретист Пьетро Ротари. Они писали в стиле рококо: использовали пастельные тона, моделей часто изображали в задумчивости. Эту манеру перенял Рокотов. Уже через два года живописца назначили адъюнктом — помощником профессора. Он преподавал другим воспитанникам Академии художеств.
«Был занят и знаменит»: портреты Федора Рокотова
В начале 1760-х Федор Рокотов был уже популярным художником. Портреты ему заказывали Иван Шувалов, Григорий и Иван Орловы и другие петербургские дворяне. Сотрудник Академии художеств Якоб Штелин вспоминал: «В 1762, 63 и 64 годах он был уж так занят и знаменит, что заказанные ему работы уже не мог один больше выполнять. В апреле 1764 года видели в его мастерской около пятидесяти похожих портретов, в которых прежде всего готовы были только головы». Художник старался точно передавать характер и настроение заказчиков. Он почти не уделял внимания фону, нарядам героев, но зато прописывал выражения их лиц.
Федор Рокотов получал заказы и от императорской семьи. В начале 1760-х он изобразил Петра III и его сына — будущего императора Павла I. В 1763 году Екатерина II пригласила Рокотова, чтобы тот написал ее коронационный парадный портрет. Картина так понравилась императрице, что она потребовала остальных живописцев изображать ее лицо, как у Рокотова.
В великолепном развороте охваченного золотистой горностаевой мантией зеленого платья Екатерина II не сидит — восседает на кресле под тяжелой зеленой драпировкой, со скипетром в одной руке и державой у локтя другой, опирающейся на бархатную подушку руки. Сочные малиновые пятна обивки кресла и обшитой золотым галуном подушки подчеркивают торжественность облика императрицы. На этот образ работает и профильный поворот головы, и перевитая нитями крупного жемчуга прическа, завершенная бриллиантовой короной, и длинный, падающий на плечо локон, подчеркивающий медлительную значительность движений Екатерины <…> Екатерина на его холсте — сгусток энергии, воли, ни перед чем не отступающей решимости.
Искусствовед Нина Молева, «Тайны Федора Рокотова»
В 1765 году за копию полотна итальянского живописца Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» Федор Рокотов получил звание академика. Президент Академии художеств Иван Бецкой запрещал преподавателям брать частные заказы, вероятно, поэтому Федор Рокотов в 1766 году ушел из Академии.
Художник переехал в Москву, где стал брать заказы у местных дворян. Один портрет художника стоил 50 рублей (зарплата писаря на государственном заводе в те годы составлял около 20 рублей в год). Об этом известно из воспоминаний драматурга Ивана Долгорукова: «Тетка моя <…> пожелала иметь портреты сестер своих родных, матери моей и Ржевской, заказала их, вместе с своими, славному тогдашнему живописцу Рокотову <…> Выкупил матушкин портрет у него за пятьдесят рублей — цена самого Рокотова тогдашняя».
В 1763 году по указу Екатерины II в России учредили Воспитательный дом — образовательное учреждение для сирот. Его построили на деньги промышленника Петра Вырубова, чиновника Прокофия Демидова, Богдана Умского и меценатов. По предложению Ивана Бецкого портреты благотворителей заказали у популярных тогда художников — Федора Рокотова, Дмитрия Левицкого и Фридриха Баризьена. Из их работ Бецкой создали картинную галерею. Рокотов для нее в 1768 году написал так называемую «опекунскую серию», портреты Ивана Тютчева, Сергея Гагарина и Петра Вырубова. За картины он получил триста рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту рублев».
Федор Рокотов часто получал заказы на создание семейных галерей — портретов сразу нескольких представителей одной фамилии. Сразу после свадьбы свои изображения художнику заказали Николай и Александра Струйские. Мемуаристка Наталья Тучкова-Огарева так описывала эти работы Рокотова: «В углублении большой гостиной, над диваном, висел, в позолоченной раме, портрет самого Николая Петровича в мундире, парике с пудрою и косою, с дерзким и вызывающим выражением лица, и рядом, тоже в позолоченной раме, портрет Александры Петровны Струйской, тогда еще молодой и красивой, в белом атласном платье, в фижме, с открытой шеей и короткими рукавами». О портрете Александры Струйской поэт Николай Заболоцкий писал стихотворение:
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Писал Рокотов и многочисленные женские портреты — картины «Неизвестная в розовом», изображения Екатерины Мусиной-Пушкиной, Прасковьи Ланской и Анны Голицыной. Для них, он использовал более темные цвета, чем для мужских. Эти картины отличала лиричность и точная передача эмоций.
В 1770-х Рокотов посещал литературные кружки. Там он познакомился и подружился с писателями Василием Майковым, Александром Сумароковым и Семеном Порошиным. Художник создал их портреты.
В 1772 году Рокотов стал одним из основателей Московского Английского клуба — первого в России аристократического клуба. На его собраниях обсуждали новости политики и искусства. Живописец поставил свою подпись под правилами клуба.
Через два года по рекомендации писателя Николая Новикова Рокотов вступил в масонскую ложу «Клио». Вскоре художник подписался на журнал Новикова «Утренний свет». В нем публиковали переводы текстов немецких масонов, философские статьи на религиозные темы.
«Переписал всю Москву»: последние годы жизни
В 1785 году Федор Рокотов купил участок в Москве на углу улицы Старой Басманной и Токмакова переулка, где построил себе дом с мастерской. Там же живописец преподавал своим ученикам, которые часто помогали ему заканчивать заказы. У него учились Петр и Иван Андреевы, Иван Козьмин и Егор Григорьев.
По утверждению современников к концу XVIII века Рокотов успел «переписать всю Москву». Манера художника в 1780-х изменилась. От стиля рококо он перешел к классицизму. Рокотов стал уделять больше внимания деталям, костюмам героев и их фигуре, использовать яркие цвета. Лица его моделей часто были похожи между собой, критики называли их «рокотовской маской». Так ее описывали искусствоведы Ольга Евангулова и Андрей Карев: «Черты ее улавливаются в удлиненных миндалевидных глазах с опущенными наружными краями верхних век, в полуулыбке губ, широком разлете дугообразных бровей, в том неповторимом сочетании утонченного довольства и грусти, которое не поддается описанию».
Большинство женских портретов Рокотов писал в сложной овальной форме, а героинь на них располагал вполоборота — так он передавал динамику движения. Это изображения Варвары Суровцевой, Елизаветы Санти, Екатерины Голицыной.
В последние годы Рокотов жил в имении Аниково недалеко от Москвы, которое приобрел в начале 1790-х. Количество его заказов сократилось: живописец начал терять зрение и не мог много писать. Его картины 1790-х годов написаны в темных тонах и без множества деталей.
Умер Федор Рокотов 24 декабря 1808 года. Художника похоронили на кладбище Новоспасского монастыря в Москве. До наших дней его могила не сохранилась.
В публикациях
Смотрите также