Сон и сновидения в фольклоре
В старину сновидения считали посланиями из потустороннего мира, а по ночным образам предсказывали будущее. За ответами было принято ходить к ворожеям, местным сновидцам или к «знающим» соседям. А еще обращаться к магическим книгам — сонникам. Суеверные люди их бережно хранили, переписывали и передавали по наследству.
Сон как граница между мирами
В традиционной культуре славянских народов сон считался состоянием, похожим на смерть. Полагали, что в это время душа покидает тело человека в образе птицы или небольшого животного, например летучей мыши или собаки. Якобы она посещает места, которые спящий видит во сне, поэтому нельзя его переворачивать и резко будить. Сон также представляли как пограничное состояние между реальным и потусторонним мирами, поэтому спящий человек, по поверьям, был особенно уязвим. Существовали особые запреты — например, не спать с открытым ртом, чтобы в тело не проник черт и не заползла змея.
Сон неразделен с временем ночи, а заснувший напоминает умершего. Подобно мертвецу, он смежает свои очи и делается недоступным впечатлению света; остальные чувства его также чужды внешним впечатлениям. Смерть и сон представляются потому в мифологиях различных народов явлениями между собою близкими, родственными.
Из книги Александра Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу»
Бытовало мнение, что со спящим человеком в его сновидениях могут общаться духи и святые: предупреждать об опасности или грядущем успехе, указывать на того, кто совершил преступление, даже рассказывать о смене погоды. Поэтому образы из сновидений запоминали и толковали, им придавали большое значение: в случае неблагоприятного предсказания люди даже меняли планы. А если ночной гость повелел совершить подвиг или посетить святые места, чтобы избавиться от болезни, то люди отправлялись в дальний путь. Существовали и особые гадания, обычно святочные: на ночь девушки задавали вопросы, а утром трактовали то, что приснилось.
Книжные сонники
Один из самых известных древних письменных источников с толкованием сновидений — сонник римского автора Артемидора Далдианского — относится ко II веку нашей эры. В сочинении писатель отмечал, что его труд основан на более древних документах. Также он собирал материалы во время путешествий по Римской империи. Сны Артемидор Далдианский делил на прямосозерцательные — в них будущее указано прямо, и аллегорические — в них образы-предсказания требовали объяснений.
Труд Артемидора лег в основу многих европейских сонников. Сочинения переписывали и перепечатывали на протяжении столетий, анонимные писцы вносили изменения, некоторые трактовали образы по-своему, сокращали и упрощали описания, редактировали их при переводе. Но во многом древние толкования сохранялись: даже в сборниках XVIII века историки обнаруживают следы более ранних европейских изданий.
Первые русские сонники относятся к концу XVII века, это переводы книг из других стран. Позднее сочинения переписывали, каждая новая рукопись или печатное издание основывались на предыдущих. Сборники дополняли толкованиями, причем их авторство приписывали древним философам или астрологам. Из городов сонники попали в деревни, где их переписывали от руки, бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Читайте также:
Какие сны считались вещими
Толкования снов и рассказы о них — малый жанр фольклора. Наши предки верили, что сновидения бывают пустыми или вещими — в зависимости от того, сбывались они или нет. О пророческих снах упоминают многие письменные источники — летописи, литературные памятники, — а также фольклорные произведения: песни, былины и сказки. О толковании сна Святослава из «Слова о полку Игореве» собиратель фольклора Александр Афанасьев писал:
Сон Святослава состоит из ряда печальных примет: черный покров и карканье ворона предзнаменуют грядущее несчастие; терем без кнеса означает лишение членов семейства, жемчуг — слезы… вино, смешанное с горем, напоминает выражение: упиться горем.
Из книги «Поэтические воззрения славян на природу»
В народе образы толковали по-своему в разных селениях. Провидческими считались сны, в которых человек встречал своих умерших родственников и знакомых или сам посещал тот свет. А еще доверяли тем снам, в которых предсказания произносили святые, Богородица или Христос.
За объяснениями часто обращались к сновидцам. Они трактовали не только сны односельчан, но и свои. Во время бедствий — засух, обильных дождей, болезней — сновидцы искали причины несчастий и указывали на крестьян, которые якобы были в чем-то виноваты и навлекли на себя и всю деревню кару божью.
Считалось, что будущее предсказывают особые сны: на новолуние, в ночь на воскресенье. Особенно правдивыми считали полуночные видения, а вечерние и утренние обычно относили к пустым. Этнограф Иван Сахаров отмечал, что в старину женщины «со всяким сном ходили к ворожейкам». Разгадывали их также «кумушки, старые няньки, соседки-старухи, живущие в одиночестве». На толкование часто влияли образ жизни и состояние увидевшего сон: если человек был богатым, ворожейки чаще объясняли ему сны как хорошие предзнаменования, а если бедным — как дурные.
Популярные образы: выпавшие зубы и разрушенные дома
Сюжеты в сонниках могут перекликаться с устными толкованиями и рассказами о сбывшихся снах — быличках. Так, потеря зубов сулила смерть, а ловля рыбы голыми руками — рождение ребенка. Встречаются и другие похожие мотивы: если во сне человек терял палец, конечность или волосы, это предвещало гибель близких родственников.
В сонниках можно встретить прямые толкования. В них сон якобы исполнится точно так, как его увидел спящий: война — к сражениям, деньги — к богатству, а жених — к замужеству. Однако таких объяснений немного. Чаще всего в снах искали переносный смысл на основе аналогий и сходства. Например, круглые предметы — монеты, яйца, бусины — обозначали слезы. Какие-то звуки снились к новостям или слухам. А если человек копал во сне землю — то это к будущей могиле. Боль — если случилась травма или укусило животное — предвещала страдания.
Сонным мечтаниям столько же верят суеверы, сколь и цыганским предвещаниям. Виденная во сне гора значит, что наяву будет горе, река — речи, девица — диво, мертвец — смерть, медные деньги — слезы, лошадь — враг, собака — друг, кровь — родство, кал — деньги и прочая.
Из книги Михаила Чулкова «Абевега русских суеверий»
Дом в сонниках был образом человека или его тела. Разрушенная изба предвещала тяжелую болезнь и смерть. Если дом пришел в упадок, запустение, покрылся грязью — человека ждала болезнь, а ремонт снился к излечению. Еще одним близким к человеку образом считали дерево: сломленное, срубленное или засохшее сулило гибель члена семьи. А опустевший сад — беду в доме.
Один из самых частых сюжетов — сны о зубах. Если человек терял их, это означало смерть родственников или знакомых, реже — убыток, разлад в отношениях между супругами. Имело значение, какой именно зуб выпал: задние обозначали дальнюю родню, передние — ближнюю. Если выступила кровь, человек во сне чувствовал боль или горько сожалел об утрате — значит, умрет ближайший родственник. Новый зуб символизировал рождение нового члена семьи.
Встречаются в сонниках и быличках обратные толкования: сновидения противопоставляется реальному миру. Чаще так трактовались эмоции. Приснившиеся веселье, радость, танцы сулили горе и печали, а плакать во сне — смеяться наяву. Также считалось, что собственная смерть снится к долгой жизни, а похороны и гибель — к счастью.
Автор: Маргарита Ковынева