Народная астрономия

В старину по небесным телам определяли время, искали дорогу и высчитывали сроки полевых работ. А еще — предсказывали будущее. Что означали хвостатые звезды, кровавая луна и тени на солнце — читайте в нашем материале.

Древние представления о небе: верхний мир, царь-солнце и лунный календарь

Алевтин Ведерников. Ночное небо. Ноктюрн. 1981. Абаканская картинная галерея имени Ф.Е. Пронских, Абакан
Владимир Рябов. Земля и небо (фрагмент). 1960-е. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Александр Гнилицкий. Диалог с солнцем. 1993. Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул
По древним поверьям
считалось, что небо укрывает плоскую землю, как большая крышка. В мифологии некоторых славянских народов небеса состояли из двух ярусов. К земле приближена видимая голубая часть, а вторая, «горняя» — обиталище Бога. Люди представляли, что верхний ярус сияет ярким светом, его можно увидеть иногда во время грозы, когда небеса разверзаются.
Верхний небесный мир, по старинным легендам, взаимодействовал с нижним, в котором обитали души предков. Поэтому все явления, связанные с солнцем, луной
и звездами
, толковали как предзнаменования
. Они сулили урожай или голод, мир или войну. Особое внимание в народной астрономии уделяли кометам, падающим звездам и затмениям
.
В повседневной жизни люди по небесным телам определяли время и ориентировались на местности, например находили по звездам дорогу. Днем время узнавали по солнцу, ночью — по положению Большой Медведицы или Пояса Ориона.
Главным светилом в народной астрономии было солнце, его даже называли царем. В фольклоре солнце наделяли человеческими качествами: оно печалилось, гневалось и имело родных — луну или месяц в роли сестры или брата.
На астрономических принципах долгое время строился и крестьянский календарь
. По положению светил высчитывали время полевых работ, по солнцу и продолжительности дня год делили на времена года. Время внутри месяца считали по фазам луны. С ее ростом и убыванием связаны некоторые предписания и запреты, например новую работу, чтобы она была успешной, начинали в новолуние.

Созвездия: Медведица, Повозка или Лось

Виталий Тюленев. Звездопад (фрагмент). 1976. Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина, Астрахань
Николай Рерих. Знамение (фрагмент). 1915. Одесский художественный музей, Одесса, Украина
Евгения Горчакова. Лунный свет. 1990. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, Волгоград
В фольклоре некоторых регионов звезды называли детьми солнца и месяца. Созвездий
и планет
в старину выделяли не так много — около 30. Главными были Большая Медведица, Орион, Плеяды и Венера, также крестьяне знали Млечный Путь и Полярную звезду. Их народные названия во многом связаны с земледелием, орудиями труда, бытовыми предметами или мифологическими представлениями. Млечный Путь известен как Птичий Путь, Гусиная, Батыева или Мамаева Дорога. Видимую часть галактики считали тропой, по которой души умерших поднимались на небо. Некоторые названия астрономических объектов произошли от метафор, связанных с их формой. Как правило, они напоминали людям обыденные предметы: ковш, косы, ярмо. Часть звездных групп получила имена от домашних животных. Их называли волами, овцами, курицей с цыплятами.
Для полевых работ особо важными считались Плеяды — звездное скопление в созвездии Тельца. Его видно невооруженным глазом с марта по октябрь. Крестьяне определяли по нему, когда начинать сеять, косить, молотить зерно. В разных регионах Плеяды называли по-разному: Волосожары, Гнездо, Кучки, Лапоть, Палец, Стожары.
У Большой Медведицы тоже было много имен. В разных регионах ее называли Ковш, Медведица и Медведка, Семь Мудрецов. На Дону закрепилось имя Арба или Повозка, на юге — Воз, а в некоторых регионах России — Лось.
В народной астрономии были известны планеты Венера, Марс
и Юпитер
. Венеру называли Волчьей или Чигирь-звездой, Юпитер — Зевесом, Марс — Аррисом. Венеру как утреннее и вечернее небесное тело в фольклоре именовали Зарянкой или Заряницей. Также ее называли Денницей, так как она бывает видна днем.
В канун религиозных праздников, особенно под Рождество, по ночному небу гадали на будущее и определяли, есть ли на человеке порча
. Яркие и светлые звезды предвещали долгую жизнь, тусклые — гибель. Множество небесных тел связывали с будущим богатым урожаем или обильным приплодом скота.

Кометы и падающие звезды

Василий Кандинский. Синее небо (фрагмент). 1940. Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Париж, Франция
Василий Кандинский. Комета (фрагмент). XX век. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен, Германия
Василий Кандинский. Малые миры ІІ. 1922. Музей Нортона Саймона, Пасадина, Калифорния, США
Поверья, по которым небо и земля тесно связаны, объясняли, как небесные объекты якобы влияли на жизнь людей. В старину верили, что звезд на небе столько, сколько людей на земле: с рождением человека на небе загорается звезда, а с его смертью — падает и потухает. Летние звездопады Персеиды объясняли высокой смертностью во время полевых работ. Другие представления связаны с нечистой силой
: якобы в падающие звезды могли превращаться черти, которые спускались на землю. Верили, что нечисть
может украсть звезду и таким образом погубить человека.
Существовали особые приметы
: считалось, что летом звездопад — к дождю
, зимой — к снегу. По поверьям, звезды нельзя было считать, это могло привести к болезням или слепоте.
Описание небесных тел в старинных летописях и религиозных сочинениях изучал советский астроном Даниил Святский. Он отмечал, что летописцы обычно указывали год, день и час астрономического события, что затем помогало историкам установить его достоверность. Впервые их упоминали в русской летописи в XI веке. Это была комета Галлея, которая возвращается к Солнцу каждые 75–76 лет. В летописях и литературных памятниках более поздних она появилась вновь как «страшная звезда с лучом».
Кометы в народе также относили к «детям солнца». Их именовали хвостатыми или волосатыми звездами, звездами с метлой. Появление комет считали предвестником большой беды — неурожая и голода, болезней и мора, кровопролитной войны и гибели всей страны. С ними же связывали и поражения русских войск в битвах.

Солнечные и лунные затмения

Владимир Рябов. Сумерки на Волхове. 1985. Государственный музей художественной культуры Новгородской земли, Великий Новгород
Виктор Гусаров. Затмение (фрагмент). Композиция №3. Четырехчастная композиция к «Слову о полку Игореве». 1969. Томский областной художественный музей, Томск
Александр Кремнев. Перед затмением. 1996. Тольяттинский художественный музей, Тольятти, Самарская область
В старину внезапное наступление сумерек вызывало у людей страх и панику. В литературных памятниках затмение называли гибелью светила, а пятна на нем сравнивали со шляпками вбитых гвоздей. Считалось, что солнце и луну похищает нечистая сила и такие явления предвещают страшные события — войны, болезни, смерти правителей и стихийные бедствия.
Затмение в 1115 году, по мнению летописцев, предрекло смерть князя Олега Святославича. Иногда случалось, что в старинных документах сначала описывали небесное явление, а после, если кто-то умирал, делали об этом приписку и связывали два события воедино.
Затмения, как известно, предзнаменуют в глазах народа бедствия, чему верили невежды почти во все времена и во всех землях. Явления эти весьма приноравливались к событиям настоящим, будущим или прошедшим и по необычайности своей всегда поражали умы народа и настраивали их на ожидание чудес или бедствий.
Владимир Даль
. «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»
Даниил Святский назвал самым интересным солнечным затмением, описанным в летописях, явление 1185 года. Именно это событие упоминается в «Слове о полку Игореве»
и связано с судьбой князя Игоря. Затмение произошло во время его похода. Его восприняли как знак беды, и битва окончилась поражением.
Лунные затмения упоминаются в литературных памятниках реже, они не наводили такой ужас, как солнечные. Летописцы отмечали, что луна вдруг становилась кровавой или красной как медь. Такой цвет связывали с войной, которая либо шла где-то неподалеку, либо предвиделась.

Автор: Маргарита Ковынева
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна