5 зданий в неомавританском стиле
Во второй половине XIX — начале XX века в Европе был популярен неомавританский стиль, вдохновленный испанским, португальским и исламским средневековым зодчеством. В России эти экзотические мотивы воплотились во многих неожиданных для наших широт зданиях. «Культура.РФ» выбрала пятерку самых колоритных.
Дом Арсения Морозова в Москве
Один из самых необычных московских особняков построил в 1895–1899 годах архитектор Виктор Мазырин для известного чудака-миллионера Арсения Морозова. За несколько лет до этого Мазырин и Морозов вместе путешествовали по Испании и Португалии, и Дворец Пена в Синтре настолько впечатлил Морозова, что он захотел построить для себя что-то очень похожее. Мазырин возвел особняк в неомавританском стиле с богато украшенным парадным входом и двумя башенками по бокам. Декоративное оформление дома — ракушки на стенах, витые колонны, ажурный карниз — появилось под вдохновением от стиля мануэлино (португальского варианта архитектуры эпохи Возрождения). Правда, интерьеры особняка были оформлены иначе: в них присутствовали и псевдоготический стиль, и ампир, и барокко, и даже китайские мотивы.
В советское время в здании находился Театр Пролеткульта, Посольства Японии, Великобритании, Индии. Сегодня в особняке располагается Дом приемов Правительства Российской Федерации.
Воронцовский дворец в Алупке
Дворец новороссийского генерал-губернатора графа Михаила Воронцова был построен не в чистом неомавританском стиле, а в сочетании с английским стилем эпохи Тюдоров. Элементами «Мавритании» в постройке стали дымовые трубы в виде минаретов мечети, парадно украшенный южный вход, оформленный в духе исламской архитектуры, арабские надписи на фризе дворца. Архитектором здания был англичанин Эдвард Блор, правда, он только разработал проект, а в Россию так и не приехал — за него строительными работами руководил Уильям Гунт. Огромный дворец, насчитывающий 150 комнат, строился 20 лет — с 1828 по 1848 год. Сегодня во дворце развернута музейная экспозиция.
Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге
В середине XIX века еврейская община Петербурга насчитывала 10 тысяч человек, поэтому в городе было необходимо построить новое место для молений. В 1870-е годы на средства барона Евзеля Гинцбурга и пожертвования других членов общины началась работа над строительством синагоги. Авторами проекта стали Лев Бахман и Иван Шапошников, но, помимо этих зодчих, работу курировал председатель Петербургского общества архитекторов Николай Бенуа. Также участие в строительстве принимал Василий Стасов: именно по его совету синагога была выполнена в неомавританском стиле. Здание построили меньшего размера, чем изначально планировалось: изменения в проект внесли по указу императора Александра II. Вместо двух куполов возвели один, и размером не в 65, а в 45 метров. Но, несмотря на эти изменения, синагога все равно получилась грандиозной: она выделялась среди невысокой застройки петербургской Коломны.
Читайте также:
Дворец Дюльбер в Кореизе
Дворец был построен в 1895–1897 годах для дяди Николая II — великого князя Петра Николаевича. Архитектором здания выступил Николай Краснов, но эскизы для дворца подготовил сам великий князь, который влюбился в мавританскую архитектуру во время путешествия по странам Ближнего Востока. Над входом украшенного куполами, зубчатыми стенами и арочными окнами здания было написано изречение из Корана: «Да благословит Аллах вошедшего сюда». В числе других декоративных элементов здания — богатые мозаичные композиции и причудливые балкончики. Свое название дворец получил от крымско-татарского слова «Дюльбер», что в переводе означает «красивый». В советское время в здании дворца находился санаторий «Красное знамя».
Дом Мурузи в Санкт-Петербурге
Необычный дом в неомавританском стиле построили на Литейном проспекте в 1870-х годах. Фасады здания украсили многочисленными балконами и нишами, арками и арабесками (орнаментами). Дом был настолько необычен, что, по воспоминаниям Анны Ахматовой, ее специально привозили из Царского Села, чтобы посмотреть на него. Внутри здание сделали таким же роскошным, как и снаружи: широкая мраморная лестница, украшенная арабской вязью, внутренний мавританский дворик, фонтан в парадном зале. Владельцем пятиэтажного доходного дома, который построил архитектор Алексей Серебряков при участии Николая Султанова, был князь Александр Мурузи. Однако в первую очередь это здание известно благодаря поэтам и писателям, которые жили здесь уже в ХХ веке: это Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Иосиф Бродский и Даниил Гранин.
Автор: Лидия Утёмова