История мореплавания: 5 экспонатов Северного морского музея
Северный морской музей открылся в Архангельске в 1970-х годах. Музейная коллекция расположилась в здании бывшего морского вокзала. Это экспонаты, которые связаны с почти тысячелетней историей северного мореплавания: модели поморских рыбацких лодок, парусных кораблей и современных судов, детали рыболовной снасти и навигационного оборудования, книги, карты, старинные документы.
Мы выбрали пять экспонатов Северного морского музея, с которыми вы можете познакомиться в приложении Artefact. Смотрите фотографии, нажимайте на точки интереса и узнавайте интересные факты. Еще больше экспонатов — на странице музея.
Модель шняки
Шняками в древности назывались поморские парусно-гребные рыбацкие суда. Внешне они напоминали драккары викингов, но были намного меньше. Выходить в открытое море на такой лодке было довольно опасно: сильный ветер или волны могли перевернуть легкое судно. Поэтому пользовались шняками в основном небогатые поморы, которые не могли позволить себе более надежный вариант. Денег на железные гвозди у них тоже не хватало, и обшивку шняки часто крепили к каркасу пенькой или вицей — тонким просмоленным побегом или корнем дерева. Щели в корпусе конопатили мхом, чтобы в них не попадала вода.
Когда рыбаки выходили в море, они старались как можно реже приставать к берегу, чтобы не тратить время на сложные маневры. Поэтому пищу готовили прямо на борту шняки: для этого разводили огонь внутри конструкции наподобие очага из камней и песка. От дождя и ветра можно было укрыться на носу или корме судна. Там же обычно располагались места для сна.
Кибас
Кибасом поморы в старину называли грузило для рыболовного невода. Формой оно напоминало крест, вписанный в круг. Внешнее кольцо изготавливали из гибких ивовых или можжевеловых прутьев. В центр грузила помещали камень, который крепили к кольцу длинными полосками бересты.
Кибас не только был необходимой частью рыбацких снастей, но и считался сильным талисманом. По поморским поверьям, он приносил богатый улов и достаток в дом. Часто кибас вешали на стену в избе или дарили родным и друзьям с пожеланиями крепкого здоровья.
Титульный лист книги «Путешествие Энтони Дженкинсона, представителя Английской Московской Компании, по обнаружению пути через Тартарию к Китаю, в 1558 году»
Английский дипломат XVI — начала XVII века Энтони Дженкинсон был первым европейским путешественником, который побывал в Средней Азии и на побережье Каспийского моря. Кроме того, он четыре раза приезжал в Россию, посетил многие северные города, общался с поморами.
Читайте также:
В Северном морском музее хранится титульный лист книги Дженкинсона, которая вышла в 1562 году под названием «Описание Московии, России и Тартарии». К изданию прилагалась карта Российского царства. Картография в XVI столетии только зарождалась, поэтому работа Дженкинсона во многом была неточной: например, он изобразил рядом с рекой Обью загадочную «Казакию» и «Китайское озеро».
Этюд на камне Степана Писахова
Писатель, художник и этнограф Степан Писахов родился в 1879 году в Архангельске. Его отец владел ювелирной мастерской и надеялся, что сын продолжит его дело или выберет другую почетную профессию — врача или учителя. Но 20-летний Писахов сбежал из дома и уехал в Петербург, чтобы поступить в художественное училище. Завершить образование ему не удалось: в 1905 году Писахова исключили за то, что он поддерживал восставших рабочих.
С этого времени Степан Писахов много путешествовал. В 1928 году он отправился в экспедицию к Земле Франца-Иосифа на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Путешествие продолжалось 812 дней. Все это время Писахов вел путевой дневник и рисовал этюды. Когда экспедиция закончилась, он подарил членам команды небольшие сувениры — этюды на камне, на которых был изображен корабль «Георгий Седов». Сейчас в Северном морском музее хранится два таких изображения, еще несколько этюдов выставлены в разных музеях Архангельской области.
Модель ледокола «Красин»
Ледокол «Красин» построили на английской судоверфи по заказу Николая II в 1917 году. В то время ему дали имя «Святогор». Однако частью российского флота он пробыл недолго: во время Первой мировой войны его затопили, чтобы преградить путь английским военным судам. Британцы сумели поднять и восстановить ледокол, и до 1921 года он принадлежал им как трофей. Советский дипломат Леонид Красин добился, чтобы «Святогор» вернули на родину, и в 1927 году судно переименовали в его честь.
В начале Великой Отечественной войны ледокол «Красин» переоборудовали в военный корабль, и он стал частью морского конвоя в Северном Ледовитом океане. С 1972-м судно перестроили еще раз — теперь уже для научно-исследовательских экспедиций. Сейчас «Красин» стоит на приколе в Санкт-Петербурге и считается филиалом Музея Мирового океана. Несмотря на это, ледокол числится в составе российского флота и в любой момент способен выйти в море — все его системы отремонтированы и готовы к работе.
Автор: Ирина Кирилина
Смотрите также