5 картин Зинаиды Серебряковой в приложении Artefact
Зинаида Серебрякова — в девичестве Лансере — происходила сразу из двух знаменитых творческих династий. Ее отцом был известный скульптор Евгений Лансере, родственниками по матери приходились Николай и Александр Бенуа. Серебрякова училась живописи в школе Марии Тенишевой, в мастерской Осипа Браза и в парижской академии Гран-Шомье. Она стала одной из первых женщин-художниц, кого выдвинули на звание академика.
Портал «Культура.РФ» выбрал пять работ художницы в приложении Artefact. Читайте истории картин, нажимайте на «точки интереса» и узнавайте интересные факты о полотнах Серебряковой.
«Автопортрет с дочерьми»
Автопортрет был одним из любимых жанров Зинаиды Серебряковой. В раннем творчестве она часто писала себя веселой и жизнерадостной. А с годами портреты становились все более спокойными, героиня на них выглядела мудрой, а иногда усталой женщиной.
На одном из автопортретов Серебрякова изобразила себя с дочерьми — Екатериной и Татьяной. Обе девочки одеты в матроски: такая детская одежда была популярна в начале ХХ века.
На обороте картины сохранилась дата создания — 1921 год. Муж Серебряковой к тому времени умер, и она осталась одна с четырьмя детьми. Семья жила в Петрограде, на Никольской улице. Художница вспоминала: «Поселились в трех комнатах, поставили «буржуйку». В остальных комнатах приходилось ходить в пальто».
Обе дочери Зинаиды Серебряковой пошли по стопам матери и занялись живописью. Татьяна стала театральным художником, создавала декорации к спектаклям МХАТа. Екатерина основала Фонд Зинаиды Серебряковой и возглавляла его до самой своей смерти в 2014 году.
«Портрет балерины Екатерины Гейденрейх в красном»
Пастельный портрет балерины Екатерины Гейденрейх Зинаида Серебрякова написала в 1923 году. В то время артистка танцевала в Мариинском театре, исполняла сольные партии в «Щелкунчике» Петра Чайковского, «Баядерке» и «Дон Кихоте» Людвига Минкуса, «Дочери фараона» и «Коньке-горбунке» Цезаря Пуни. С 1925 года Гейденрейх преподавала в Ленинградском хореографическом училище. Во время войны она жила в блокадном Ленинграде. Затем в 1942 году балерину арестовали по доносу и осудили на 10 лет лагерей. Ее отправили на Урал, в лагеря Молотовской области — современного Пермского края. Но уже в том же году Екатерину Гейденрейх освободили, и она поступила в труппу Молотовского театра оперы и балета.
Зинаида Серебрякова написала несколько портретов Екатерины Гейденрейх. На всех них балерина приобрела черты, характерные для художественной манеры Серебряковой: большие выразительные глаза миндалевидной формы и едва заметную улыбку на губах.
Портреты Екатерины Гейденрейх вошли в серию «балетных» работ художницы. Она часто изображала юных танцовщиц и закулисье Мариинского театра, с которым ее знакомили соседи по квартире — искусствовед Сергей Эрнст и художник Дмитрий Бушен. Татьяна Серебрякова так вспоминала о творчестве матери: «Она любила и ценила Дега, но в своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».
Читайте также:
«Балетная уборная»
Еще одна известная «балетная» работа Зинаиды Серебряковой — полотно «Балетная уборная». Художница написала его в 1924 году. Она изобразила танцовщиц, которые готовятся к спектаклю: гримируются, одеваются с помощью костюмера, репетируют свои партии. Наброски для картины Серебрякова делала с натуры: в дни спектаклей ее пускали за кулисы Мариинского театра.
Судя по нарядам героинь, художница запечатлела подготовку к балету Петра Чайковского «Лебединое озеро». На голове полуобнаженной девушки на переднем плане видна корона в форме лебединых крыльев: ее носит Одетта, главная героиня спектакля.
«Еврейская девушка из Сефру»
Зинаида Серебрякова написала картину «Еврейская девушка из Сефру» в 1932 году. В то время художница путешествовала по Марокко и создала целый цикл зарисовок арабов, африканцев, марокканских евреев.
На портрете еврейской девушки из города Сефру Серебрякова детально прописала лицо и прическу из множества мелких косичек. На голове героини повязан желтый шарф: этот цвет считался традиционным для евреев во многих странах. Девушка одета в свободное белое платье. Такие наряды марокканские еврейки могли носить только в своих кварталах, в кругу родственников, соседей и знакомых. В других местах они одевались как мусульманки и закрывали лицо чадрой.
«Флоренция. Понте-Веккио»
В 1932 году Зинаида Серебрякова с дочерью Екатериной путешествовала по Северной Италии. В это время художница создавала множество пейзажных зарисовок: виды маленьких городков и деревень, достопримечательности Флоренции.
И все же экзотике Серебряковой я предпочитаю ее Европу… Как чудесно умеет передавать это европейское художница: и тогда, когда она нас приводит в чудесный флорентийский сад, и тогда, когда мы с ней оказываемся на уютной площади провинциального Ассизи, и тогда, когда она нас знакомит с теми итальянскими доннами, прабабушки коих позировали Рафаэлю и Филиппо Липпи.
Художник Александр Бенуа, дядя Зинаиды Серебряковой
На одном из небольших этюдов Серебрякова изобразила флорентийский мост Понте-Веккио, который располагается неподалеку от знаменитой картинной галереи Уффици. Его название переводится с итальянского как «Старый мост». Художница написала сам Понте-Веккио, реку Арно, через которую он проложен, и здания вблизи него, покрытые красной черепицей.
Автор: Ирина Кирилина