Родители — детям

Вспоминаем произведения, которые известные русские поэты, художники — и даже одна императрица — создали для своих детей.

Сказки Екатерины II

Степан Щукин. Портрет Александра I (фрагмент). Начало 1800-х. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Федор Рокотов. Портрет Екатерины II (фрагмент). 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Степан Щукин. Портрет императора Павла I (фрагмент). Конец XVII. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
Екатерину II трудно назвать хорошей матерью: ее сложные отношения с единственным сыном Павлом (будущим Павлом I
) — известный исторический факт. Мальчик рос вдали от матери, видел ее редко. Екатерина II самовольно отстранила сына от власти, когда в ходе государственного переворота погиб его отец, Петр III
. Павел всю жизнь подозревал мать в причастности к смерти отца и не мог ей этого простить. Зато бабушкой Екатерина II была заботливой и чуткой. Она рассчитывала напрямую передать бразды правления своему внуку Александру
, поэтому занималась его воспитанием и образованием сама. В назидание внуку императрица написала «Сказку о царевиче Хлоре» (историю о юноше, который преодолевал всевозможные препятствия в поисках волшебной розы без шипов) и «Сказку о царевиче Фивее», посвященную правилам поведения наследника престола. Литературоведы считают произведения Екатерины II первыми литературными сказками в истории отечественной культуры.
«Царевич отвечал:
— Мы ищем розу без шипов, что не колется.
— Слыхал я, — сказал юноша, — от нашего учителя про розу без шипов, что не колется. Цветок этот не что иное, как добродетель. Иные думают достигнуть ее кривыми путями, но к ней ведет только прямая дорога. Вот гора у вас в виду, на которой растет роза без шипов, что не колется; но дорога крута и камениста».
Екатерина II, «Сказка о царевиче Хлоре»

Портреты Ильи Репина

Илья Репин. Стрекоза. Портрет Веры Репиной. 1884. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Илья Репин. Портрет Веры Репиной. 1878. Частное собрание
Илья Репин. Осенний букет (фрагмент). 1892. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Семейная жизнь Ильи Репина
с первой женой Верой была весьма непростой. Но проблемы в отношениях с супругой никак не отразились на чувствах художника к детям — Репин их очень любил. Его старшая дочь Вера часто становилась героиней его картин, например работ «Портрет Веры Репиной» (1878), «Стрекоза» (1884), «Осенний Букет» (1892). Не реже писал Репин и вторую дочь Надю — она изображена и на картинах «Портрет Нади Репиной» (1881), «На солнце» (1900). Единственный сын Репина Юрий, который позже сам стал художником, позировал отцу для своего детского портрета в 1882 году.

Портреты Константина Маковского

Константин Маковский. Семейный портрет. 1882. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Маковский. Сережа (Портрет сына в матроске) (фрагмент). 1887. Частное собрание
Константин Маковский. Портрет сына в мастерской (Маленький антиквар) (фрагмент). 1882. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород
Константин Маковский
был женат трижды. Его первый брак был недолгим — Маковский овдовел вскоре после свадьбы. Зато со второй женой, Юлией Летковой, он прожил больше 20 счастливых лет. В этом браке у них родилось трое детей, которые стали любимыми моделями художника. На «Семейном портрете» он изобразил свою жену с сыном Сергеем и дочерью Еленой. Юный Сергей стал героем и других картин, например «Маленький вор» (1881), «Маленький антиквар», «Портрет сына в матроске».
Уже в почтенном возрасте Маковский встретил свою третью жену, ради которой он оставил прежнюю семью. Четверых детей от этого брака (Константина, Ольгу, Марину и Николая) Маковский писал так же часто, как и старших.

Портреты Валентина Серова

Валентин Серов. Дети художника. Ольга и Антоша Серовы (фрагмент). 1906. Частное собрание
Валентин Серов. Дети (Саша и Юра Серовы) (фрагмент). 1899. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Валентин Серов. Портрет Миши Серова (фрагмент). Конец 1890-х. Частное собрание
Валентин Серов
был отцом большого семейства — его жена Ольга Трубникова родила художнику шестерых детей, которых Серов часто писал. Среди известных детских портретов художника — морской портрет «Дети (Саша и Юра Серовы)», портрет «Миши Серова», акварельный набросок «Саша Серов», картина «Дети художника Ольга и Антоша Серовы». Жизнь детей Валентина Серова сложилась по-разному: старшая дочь Ольга стала художницей, сын Юрий — киноактером, а Александр Серов, кораблестроитель и военный летчик, эмигрировал в Ливан, где занимался дорожным строительством.

Портреты Зинаиды Серебряковой

Зинаида Серебрякова. За обедом (За завтраком) (фрагмент). 1914. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Зинаида Серебрякова. Портрет Жени Серебрякова (фрагмент). 1909. Государственный музей-заповедник «Петергоф», Санкт-Петербург
Зинаида Серебрякова. Карточный домик (фрагмент). 1919. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
До революции Зинаида Серебрякова
счастливо жила с мужем Борисом Серебряковым и четырьмя детьми: Евгением, Александром, Татьяной и Екатериной. Дети с удовольствием позировали для портретов художницы. Серебрякова изобразила троих малышей на картине «За обедом», отдельно — спящего сына Женю на этюде-наброске 1908 года и дочерей на портрете «Тата и Катя». В 1919 году жизнь семьи изменилась — ушел из жизни муж Серебряковой. Тогда художница стала писать своих детей еще чаще, ища в них утешение. К послереволюционному периоду творчества Серебряковой относятся картины «Карточный домик», «На террасе в Харькове», а также многочисленные портреты дочерей. В 1924 году Зинаида Серебрякова была вынуждена уехать во Францию и оставить детей в СССР. Через несколько лет к ней смогли выехать Александр и Екатерина, а с Татьяной Серебрякова смогла увидеться только спустя 36 лет.

Стихи Марины Цветаевой

Дети Марины Цветаевой — Аля и Андрюша Трухачев. 1916 год. Фотография: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, Королев, Московская область
Слева направо: поэтесса Марина Цветаева с мужем — публицистом Сергеем Эфроном и сыном Муром. 1930 год. Фотография: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, Королев, Московская область
Поэтесса Марина Цветаева с сыном Муром. Медон, Франция, 1928 год. Фотография: Мемориальный Дом-музей Марины Цветаевой в Болшеве, Королев, Московская область
Цветаева
часто и подробно писала о своих детях — Ариадне, Ирине и Георгии — в дневниках, посвящала им многочисленные стихи. Ее главной музой была Ариадна. Ей она писала, например, «Стихи к дочери» и «Але». Цветаева тяжело переживала вынужденную разлуку со старшей дочерью, когда ей пришлось отправить Ариадну в приют, что отразилось в ее стихотворении «Маленький домашний дух, мой домашний гений». Не менее трагическое стихотворение «Под рокот гражданских бурь» Цветаева посвятила Ирине, которая умерла в возрасте трех лет.
Под рокот гражданских бурь,
В лихую годину,
Даю тебе имя — мир,
В наследье — лазурь.
Отыйди, отыйди, Враг!
Храни, Триединый,
Наследницу вечных благ
Младенца Ирину!
Марина Цветаева

Стихи Бориса Пастернака

Писатель Борис Пастернак с сыном Евгением. Москва, 1926 год. Фотография: Илья Эренбург / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
Писатель Борис Пастернак. 1920–1930 годы. Фотография: Государственный центральный музей кино, Москва
Писатель Борис Пастернак с сыном Евгением. Москва, 1926 год. Фотография: Илья Эренбург / Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля (Государственный литературный музей), Москва
В 1920–30-е годы для многих поэтов детские стихи были единственным способом публиковаться, не опасаясь преследований. Именно в это время отдельными изданиями вышли два «детских» стихотворения Пастернака
, написанных, впрочем, не столько чтобы заработать, а чтобы читать их маленькому сыну Евгению. Это были книги «Зверинец» с иллюстрациями Николая Купреянова и «Карусель» с рисунками Николая Тырсы. Эти стихи с тех пор переиздавались лишь однажды, в 2016 году. Сам же Пастернак, будучи ребенком, вдохновил отца-художника Леонида Пастернака — на создание нескольких детских портретов («Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря», графические «Борис Пастернак за фортепиано», «Спящий гимназист»).
…Далекое рычанье пум
Сливается в нестройный шум.
Рычанье катится по парку,
И небу делается жарко,
Но нет ни облачка в виду
В зоологическом саду.
Как добродушные соседи,
С детьми беседуют медведи,
И плиты гулкие глушат
Босые пятки медвежат.
Бегом по изразцовым сходням
Спускаются в одном исподнем
Медведи белые втроем
В один семейный водоем.
Борис Пастернак, «Зверинец»

Сказки Булата Окуджавы

Поэт Булат Окуджава со второй женой Ольгой Арцимович. Вторая половина XX века. Фотография: Калужский объединенный музей-заповедник, Калуга
Поэт Булат Окуджава. Поселок Переделкино, Московская область, 1962 год. Фотография: Сергей Васин / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Поэт Булат Окуджава во дворе своего детства. Москва, 1976 год. Фотография: Николай Лаврентьев / Мультимедиа Арт Музей, Москва
Когда в конце 1960-х годов Булат Окуджава
жил в Ялте, он писал своему сыну письма со сказочными историями и рисовал к ним забавные картинки. О публикации он и не думал, пока эту переписку не увидела Белла Ахмадулина. По ее совету Окуджава объединил разрозненные сказки в одну повесть. Так появилась книга «Прелестные приключения» — история об экзотичных существах Крэге Кутенейском баране, Доброй Змее и Морском Гридиге. В СССР она была издана в 1971 году и вышла с иллюстрациями автора. Вскоре книгу перевели на несколько иностранных языков.
« А вот что рассказал Крэг Кутенейский Баран.
Однажды гулял я в Кутенейских горах. Вдруг вижу: подкрадывается ко мне Одинокий Коварный Волк. Я решил над ним подшутить. Ведь я тоже очень хитрый. Драться мне с ним не хотелось, а мою шутку он бы запомнил надолго.
Я закричал и помчался как ветер. Волк кинулся за мной.
 — Ага! — крикнул он. — Ты от меня не уйдешь! Сейчас я тебя съем!
Он уже почти догнал меня, когда я направился к глубокой пропасти.
 — Ага! — крикнул Волк.
И тут я прыгнул. Я очень легко перелетел через пропасть: ведь я очень ловкий, а Одинокий Коварный Волк свалился вниз.
Он бегал по дну пропасти, а вылезти не мог. Тогда он крикнул:
 — Спаси меня! Я больше никогда не буду. Я буду питаться только травой.
Я опустил ему веревку. Он быстро полез по ней и, когда вылез, засмеялся и сказал:
 — А ты и поверил, дурачок… Ты и вправду решил, что я буду питаться травкой? Очень мне нужна твоя глупая травка! Я люблю мясо! И я тебя сейчас съем!
Он уже собрался снова на меня напасть, но я ведь очень ловкий. Я прыгнул и очутился на другой стороне пропасти».
Булат Окуджава, «Прелестные приключения»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна