Лучо Фонтана: один из самых радикальных авангардистов XX века
Лучо Фонтана был знаменитым итальянским художником-абстракционистом и скульптором ХХ века. В России его работы впервые выставили в московском Мультимедиа Арт Музее. Из Музея Новеченто в Милане и Флоренции, Национальной галереи современного искусства в Риме и Фонда Лучо Фонтаны в Москву привезли около 60 работ живописца: мозаику, изделия из керамики 1940-х годов, а также картины с прорезями и дырами из серии «Пространственные концепции», созданные в 1950–60-х.
«Портрет Терезиты»
Ранние скульптурные опыты Лучо Фонтаны связаны с керамикой, которой он начал заниматься в 1935–1936 годах. В этих работах художник экспериментировал с цветом и фактурой. Итальянский искусствовед Дуилио Морозини писал, что появление цвета в скульптуре обозначило «резкий поворот в творчестве Фонтаны, новую связь между чувственным опытом и фантазией».
В мозаике «Портрет Терезиты» 1940 года Лучо Фонтана использовал оригинальный прием, при котором под лучами света кусочки смальты как будто размывают силуэт. Произведения 1940-х годов стали основой для появления его холстов с «разрезами» и «дырами».
«Распятия»
В конце 1940-х годов Лучо Фонтана продолжал работать как скульптор. Больше всего его интересовала керамика, в технике которой он создал произведения из серии «Распятия». В работах, застывших в форме креста, можно рассмотреть черты стиля барокко: пышность форм и обилие мелких деталей. С одной из таких скульптур художник участвовал в первой послевоенной Венецианской биеннале в 1948 году. 12 керамических распятий, покрытых цветной глазурью Фонтана создал в период с 1940-х по 1960-е годы. До московской выставки они были представлены лишь в римской галерее Боргезе.
«Пространственная концепция»
В 1946 году Лучо Фонтана разработал «Белый манифест». Он выдвигал идею о том, что наука и искусство тесно взаимодействуют между собой и развиваются совместно: «…художники предвосхищают достижения науки, а достижения науки всегда влекут за собой достижения искусства». Фонтана боролся с академизмом и постоянно экспериментировал, используя новые материалы и формы. Художник пробовал объединить в своих работах живопись и скульптуру. Так в Италии зародилось новое направление современного искусства, которое получило название спациализм. А в творчестве Лучо Фонтаны появились его первые «Пространственные концепции» с «дырами». Художник протыкал их в холсте разными способами и в разном порядке: иногда хаотично, иногда в виде узора. В послевоенные годы это был настоящий вызов консервативному искусству.
Холст для выпускников Академии Брера — сакральная поверхность. Для них не было ничего страшнее, чем дыра на холсте. Но 1948 году Фонтана пришел к тому, что может поставить дыры и увидеть, что за холстом что-то есть. Перфорация стала жестом не менее радикальным, чем «Черный квадрат» Малевича.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея
Читайте также:
«Пространственная концепция. Ожидания»
В 1958 году в своей миланской студии Лучо Фонтана впервые прорезал полотно ножом. Над произведениями из цикла «Разрезы» он работал до конца своей жизни. Позже художник писал: «Я… создаю новое, бесконечное измерение. В этом и смысл: новое измерение, открывающее доступ в космос». Впервые произведения с разрезанными холстами публика увидела в Милане в феврале 1959 года.
Красный холст «Пространственная концепция. Ожидания» художник создал в 1961 году. Полотно не было разрезано насквозь — с изнанки отверстия от ножа аккуратно проклеены черной марлей.
Кого угодно можно научить фигуративу. Всем кажется, что это сложнее, чем разрезать холст. Мы готовили экспозицию два года непрерывно, и у нее есть определенный смысл. Нам было интересно связать поиски мирового классика с работами наших авторов — Владимира Янкилевского, Франциско Инфанте и Нонны Горюновой. В 60-е эти художники ставили ту же самую проблему, что и Фонтана: что такое бесконечность.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея
Красный холст с разрезами — одно из десяти самых дорогих полотен мирового современного искусства. В 2010 году его продали на аукционе Sotheby’s за 1,5 млн долларов (почти 96 млн рублей).
«Пространственная концепция. Ожидание»
Работу 1965 года под названием «Пространственная концепция. Ожидание» привезли из собрания Городских музеев Флоренции. Полотно разрезано ровно и точно — прямо в середине белого холста. С обратной стороны Фонтана написал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра». По всей видимости, работа посвящена автоматическим станциям, которые в 1965 году СССР запустил к поверхности Луны. В эпоху атомной энергетики и покорения космоса художник продолжал создавать авангардные полотна: именно они, по его мнению, отражали научные достижения и бесконечные горизонты, которые открывали люди.
Сегодня работы Фонтаны кажутся нам очень простыми, потому что мы видели фотографии из космоса, знаем, как движется воздух и вода в океане. Но Фонтана следил за наукой как за развитием искусства.
Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея
«Пространственная концепция. Маленький театр»
В 1964–1966 годах Лучо Фонтана создал цикл «Маленькие театры». Здесь он соединил живописные и скульптурные элементы, чтобы получить новое многослойное пространство. Фонтана использовал холст как задник, на который, словно театральные кулисы, накладывал яркие лакированные рамы. На фоне холста видны волнистые силуэты — они напоминают фантастический пейзаж.
Серия театриков — это произведения, в которых пространство за разрезанным полотном выглядит иллюзорным. Картины Фонтаны предвосхитили живопись на фигурных холстах, которые создавали художники американского поп-арта в 1960–70-е годы.
Благодарим Мультимедиа Арт Музей и его директора Ольгу Свиблову за помощь в подготовке материала
Беседовала Ирина Малахова
Смотрите также