«Не меняется главное — потребность в культуре»
Елена Мурзина, начальник отдела по организации регионального проката кинофильмов Иркутского областного кинофонда, стала лауреатом премии имени А.В. Луначарского в номинации «Работник киностудии или кинопроката». Премия ежегодно присуждается работникам музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума. О том, почему для зрителя так важны хорошие фильмы и как режиссерам помогает взгляд из кинозала, она рассказала порталу «Культура.РФ».
— Елена Михайловна, когда смотришь на список проектов, которыми вы занимаетесь, складывается ощущение, что кино для вас — инструмент прежде всего социальный.
— Вы все верно поняли о наших проектах. Нам хотелось бы, чтобы в наших населенных пунктах, особенно в отдаленных, люди могли смотреть качественное, умное кино. Если там нет регулярного кинопоказа и не в наших силах его там организовать, мы делаем все, чтобы жители знали, что сейчас происходит в области кино, что сейчас смотрят в городах.
— Вы сейчас говорите про ваш проект «Толерантность в молодежной среде»?
— В том числе. Это такая большая культурная программа Иркутской области, которую мы реализуем уже четвертый год. Она обеспечивает социальную сплоченность общества, способствует профилактике экстремизма и помогает предотвратить национальные конфликты. Но помимо национальной, мы стараемся воспитывать толерантность и во многих других вопросах. Суть проекта в следующем: выбирается фильм, который снят желательно кинематографистами Иркутской области. Помимо показа самого фильма, я приглашаю режиссера, исполнителя главной роли, а также лектора-специалиста. И мы начинаем общение с публикой с того, что объясняем в целом понятие толерантности. Мы привозим эти фильмы, показываем кино и отвечаем на самые разные вопросы — от того, как возникла идея фильма, до профориентационных вопросов — к примеру, где у нас в области можно получить профессию оператора или режиссера. Режиссеры говорят: «Как здорово, что мы поехали, получили возможность пообщаться со зрителем». Ведь когда кино задумывается, оно существует только в голове режиссера, и есть определенный ракурс. С нами они получают возможность увидеть свою работу со стороны, узнать, как она воспринимается зрителем.
— Толерантность к каким явлениям, помимо национального фактора, вы стараетесь привить?
— Вот пример: у нас есть документальный фильм «Анима». Режиссер — Александра Мерзлякова, закончила филиал ВГИКа. Она сняла документальный фильм, главная героиня которого — ведущая на радио МСМ Анна Мамаева. Очень нестандартная личность — молодая женщина, которая изменила свою внешность, и вместе с внешностью у нее полностью изменилась жизнь. Она бреет голову, делает розовый ирокез, носит нестандартные очки, много колечек. При этом у нее блестящее образование, ее ангажировали на должность финансового консультанта в серьезную компанию. И когда она проходила собеседование на эту должность, когда уже сократился круг конкурентов и она была практически принята, на финальном этапе — видеозвонка по скайпу — заместитель генерального директора этой компании увидел ее внешность, и работу она не получила. И тем не менее меняться под общие стандарты она не стала. Фильм снят очень музыкально, динамика безумная, и в залах, где сидят в основном старшеклассники, проходит на ура. И мы даже сталкиваемся с тем, что молодежь идет и рассказывает нам то, что они не могут рассказать педагогам, что стыдятся рассказать родителям. Вплоть до того, что помощи просят. Считаю, что мы делаем полезное.
— А представители старшего поколения приходят на подобные фильмы?
— Обязательно! Со школьниками приходят учителя, но, помимо них, в зале и просто взрослые жители. У нас был один случай, когда мы только начинали эту программу. Приехали в Саянск. Это маленький город в 270 км от Иркутска с градообразующим предприятием «Саянскхимпласт» и с Дворцом культуры «Юность» с залом на 400 мест. Мы привезли режиссера, актрису, лектора, а выступать перед пустым залом, конечно, никому не хочется. И когда готовились к показу, я, конечно, переживала. Пока не заметила, что в зал начали приносить лавочки, поскольку мест не хватало. Когда все заняли места, я обнаружила себя в окружении пожилых людей, в то время как фильм молодежный, смелый и музыкальный. И вот тогда я вжалась в кресло. Думаю, после того, как включится свет, мне начнут высказывать, зачем мы такое привезли и заставили смотреть. По окончании фильма я была поражена: безумно продолжительные аплодисменты, после чего гостей не отпускали еще два часа после завершения фильма — задавали вопросы, обменивались контактами, фотографировались.
Читайте также:
— А бывает, что после таких киносеансов, уже по возвращении в Иркутск, продолжается общение с жителями этих самых отдаленных пунктов?
— Достаточно часто обращаются к режиссерам и актерам по профориентационным вопросам. Например, та же Анна Мамаева помогала, организовывала за счет радиокомпании приезд подростков из отдаленных населенных пунктов, приглашала их в гости в эфир. Для них это целое событие: их привезли в Иркутск, они поучаствовали в эфире, им организовали небольшую культурную программу — такое, думаю, не забудется. Подобное времяпрепровождение намного лучше, чем если бы они слонялись по двору или сидели у компьютера.
— Что касается «слоняться по двору» — ваши летние кинотеатры по-прежнему действуют?
— Обязательно! Каждый вечер — главное, чтобы была хорошая погода! Мы выезжаем во дворы многоквартирных домов, подготавливаем наш киномобиль — на основе той же любимой «Газели», — расставляем шезлонги, достаем пледы и показываем кино по заявке. Мы находимся в постоянной связи с председателями ТСЖ, с активными группами жильцов, многодетными родителями, поэтому вкусы и пожелания знаем. Опыт показал, что с особым удовольствием смотрят мультфильмы. Начало мероприятия в 21:00, когда родители уже пришли с работы, а спать еще вроде бы рано. Во двор спускаются все — мамы с новорожденными в колясках, бабушки с собачками. Многие знакомятся именно на таких сеансах! «Вы, кажется, из 11-й квартиры? А мы из 12-й!» Сразу начинается активное общение, обсуждение проблем и вопросов, всеобщая социализация.
— Вы же еще и тифлокомментированием занимаетесь, читаете лекции и организуете киносеансы для незрячих и слабовидящих жителей Иркутска?
— Мы называем это не лекциями, а киноклубом, потому что перед показом фильма рассказываем, какое кино будем смотреть. Хочется помочь слабовидящим и незрячим услышать тот или иной фильм более подробно. Когда я изначально просто рассказывала про фильмы — этого было недостаточно. Меня спрашивали: «Лена, а вот мы не поняли. Скажите нам, там был выстрел — кого-то убили?» И мы начали потихоньку эту практику тифлокомментирования — не профессионально, конечно, но людям нравится, они продолжают ходить в библиотеку, где мы показываем кино. И они приходят в сопровождении внуков и детей, и супружеские пары есть, где незрячие оба. Вопросов много, всем все интересно, народ очень активный. Огромной популярностью пользуются фильмы золотого фонда российского кинематографа — «Три тополя на Плющихе», «Девчата», «Ровесницы». Их могут смотреть до бесконечности. И еще интересно, что мужская аудитория часто просит показать французское кино, очень любят Жерара Депардье и Пьера Ришара — видимо, вызывают какие-то воспоминания из молодости.
— Как же вы успеваете такое количество проектов реализовывать?
— Я не одна: в Иркутском областном кинофонде наш коллектив — более 40 человек. У меня целый отдел, который называется Отдел по организации регионального проката кинофильмов. Основной костяк отдела — я и ведущий методист Татьяна Ерохина, которая работает в кинофонде даже дольше меня, уже более 20 лет, в то время как я в августе этого года отметила 15-летие работы. Помогает, что по образованию я юрист. В 90-е, когда компания, в которой я работала, прекратила свое существование, друзья предложили стать директором кинотеатра на центральной улице Иркутска, который тогда был практически закрыт. Началось все именно с юридической работы — заключала договоры, делала ремонт, обустраивала сцену, подбирала коллектив. Было сложно, но весело, все получилось. Назывался кинотеатр «Дон Отелло». Через три года после открытия кинотеатра обстоятельства изменились, и я ушла оттуда, тогда меня и позвали в Иркутский областной кинофонд. Это было в 2003 году. С тех пор я полностью довольна своей работой.
— Какие изменения вы наблюдаете за это время?
— Жизнь меняется, меняются и люди, технические возможности… Не меняется главное — потребность в культуре. Кино, театр, библиотеки — они были и будут всегда, что бы ни происходило. У нас главная задача — чтобы не сужалась география тех мест, населенных пунктов, где люди смотрят кино. Мы стараемся для этого делать все возможное.
Мы много лет работали на кинопленке 35 миллиметров — наш отдел еще занимается тем, что сохраняет архив областного кинофонда, а это 6580 единиц хранения. Также в наших архивах документальное и хроникальное кино, доставшееся от несуществующей ныне Восточно-Сибирской студии кинохроники. Поэтому тот фонд, который был ею отснят, — а это больше 2500 единиц хранения — у нашего кинофонда в оперативном управлении и мы следим за этим сокровищем. Наши специалисты контролируют влажность, температуру, перекручивают вручную все эти пленочки на фильмопроверочных столах, протирают баночки, постоянно проводится инвентаризация, поскольку все это хранится десятилетиями, а пленка имеет свойство осыпаться.
Сейчас, с развитием технического прогресса, пленка ушла из практики. Пошло цифровое кино, а отдаленные населенные пункты не могут себе позволить поменять оборудование. Кинопленки стали печатать все меньше и меньше. Маленькое село не может дать хорошего валового сбора даже на самый хороший фильм в силу того, что там даже зрителей столько нет. Вот так киноустановки стали закрываться, а мы стали переходить на систему видеопоказа, но от старта до показа кино три-шесть недель. К тому же фирмы, предлагающие нам кино на DVD, не хотят связываться с нами, мелюзгой, и давать хорошее кино по одному, а дают пакетом, а это уже под минимальную гарантию, ведь пакет — это совершенно разные по жанрам фильмы, которые в дальних населенных пунктах вообще не пользуются спросом. Там ждут детское кино и комедию, а нам предлагают хорроры с ограничением по возрасту 18+, и мы понимаем, что показывать становится нечего. Проблем очень много.
С другой стороны, программа господдержки кинофикации малых городов — когда регионам дается на каждый зал по 5 миллионов рублей безвозмездной субсидии для приобретения цифрового оборудования — настоящая помощь. Все оживились, и стало понятно, что в малых населенных пунктах живут люди, которые тоже хотят смотреть качественное кино, в удобном кресле, почувствовать себя городским зрителем.
— По какому принципу происходит пополнение кинофонда?
— Пополнением занимаемся мы. Часть денег дает областной бюджет, а часть мы можем зарабатывать. Мы участвуем в грантах, в федеральных и областных проектах.
На первом месте стоит программа для детей — мультфильмы и кино. Сейчас наблюдается серьезный бум рождаемости — поэтому у нас такая зрительская аудитория! Коммерческий интерес в этом тоже есть: ребенок не придет один, его приведет мама или папа или оба, то есть будет куплен не один билет.
На первом месте стоит программа для детей — мультфильмы и кино. Сейчас наблюдается серьезный бум рождаемости — поэтому у нас такая зрительская аудитория! Коммерческий интерес в этом тоже есть: ребенок не придет один, его приведет мама или папа или оба, то есть будет куплен не один билет.
На втором плане — кино социальное. У нас есть еще один такой проект, называется «Острые углы», он нацелен на школьников. Это кино о наркозависимости, табакозависимости — в основном мы покупаем документальное кино, потому что игрового такого не очень много. Покупаем его за счет областного бюджета, потом показываем для школьников на бесплатной основе. И все это при сотрудничестве с представителями полиции или с представителями Комиссии по делам несовершеннолетних. Проводим лекцию с ответами на вопросы, готовим соответствующую полиграфию, указываем телефоны доверия в специальных роликах, которые предваряют показ фильма — и, скорее всего, это кому-то пригодится. Кто-то потихоньку от родителей может позвонить, задать вопросы. Мы это делаем в любых залах, на любое количество детей. Пришли три класса — показываем трем, пришел один — одному. Что в итоге? Ребята выходят с большими глазами — понимают, что можно попасть в серьезную зависимость и если им подобное будет предложено, хотя бы задумаются, а пробовать ли.
— Вы также активно привлекаете в область кинематографистов, объединяете их вокруг себя — на знаменитом фестивале «Человек и природа».
— Да, официально он называется Байкальский международный кинофестиваль «Человек и природа» имени В.Г. Распутина. Когда я только пришла в кинофонд, он уже был, но была другая система и организация. Мы быстро подружились с Восточно-Сибирской студией кинохроники, и стало понятно, что в России снимается очень много документального и научно-популярного кино. Но как его показывать и как продвигать, документалистам было неясно. Тогда родилась идея такого фестиваля — посвященного именно документальному кино, а не игровому или артхаусному. У нас был замечательный председатель Сибирского отделения Союза кинематографистов, Самойличенко Владимир Иванович, который пошел в Министерство культуры и архивов Иркутской области и был достаточно убедителен, чтобы всех заинтересовать, и на фестиваль выделили деньги. Когда фестиваль начал свою работу, стало понятно, что сделан он не столько для зрителя, сколько для самих кинематографистов. Они стали приезжать сюда, знакомиться, помогать друг другу: к примеру, если я из Иркутска, а мне надо снять амурского тигра, я могу легко попросить своего коллегу там, с которым познакомился на Байкале.
Личный контакт ведь ничем не заменишь. И документалисты готовы ездить повсюду, встречаться и со школьниками, и с пенсионерами. Ездили даже в госпитали для ветеранов. И всем это очень интересно! Документальное кино — это возможность нам, зрителям, побывать там, где мы никогда и ни при каких условиях не окажемся. Сейчас фестиваль изменился, в нем появились новые номинации, международное жюри уже оценивает игровое кино, социально-экологические ролики, полный купол на экране Иркутского планетария. В этом году мы получили 624 заявки из 45 стран мира, к нам стали приезжать актеры, звезды отечественного кинематографа. В программе фестиваля уже третий год проводим Байкальский питчинг с приличным по нашим меркам призовым фондом по совокупности в 680 тысяч рублей и технической поддержкой постпродакшн силами кинофонда. Зрителей на фестивале с каждым годом все больше, а в связи с тем, что фестиваль международный, мы имеем возможность приглашать к себе и общаться с кинематографистами из стран, названия которых слышали раньше только на уроках географии.
В целом ситуация с документальным кино сейчас совершенно иная, чем когда мы начинали: интерес в регионе к нему сейчас огромный. К примеру, у кинофонда в Иркутске есть свой Дом кино с двумя залами, где также демонстрируется документальное и хроникальное кино. Оказывается поддержка и в производстве кино — появилось больше субсидий, грантов, поддержки от спонсоров. Так что в наше время документальный кинематограф — это уже тренд.
Фотографии предоставлены пресс-службой Иркутского областного кинофонда
Беседовала Елена Антонова
Смотрите также