«Надо очень любить театр»
Начальник гримерного цеха Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского Сергей Мухин стал лауреатом премии имени А.В. Луначарского в номинации «Лучший работник театра». Премия ежегодно присуждается работникам музеев, театров, библиотек и других учреждений культуры в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума, который в этом году пройдет с 15 по 17 ноября. Об отличиях российской и западной школы гримеров, сложностях профессии и талантливых коллегах он рассказал порталу «Культура.РФ».
— Первое, что хотелось бы у вас спросить…
— Если позволите, прежде всего я бы хотел выразить благодарность за то, что была создана эта премия для людей, которые работают в театре за кулисами, для работников художественно-постановочной части. Когда меня награждали, я так разволновался, что не мог произнести слова благодарности, а теперь вот хочу сказать большое спасибо всем, кто помогал мне получить эту награду. Я благодарен судьбе за то, что служу, работаю в прославленном театре России, где царит творческая атмосфера. Руководство театра, заинтересованное в конечном результате труда всего коллектива, очень внимательно относится к нуждам производства, ценит работников каждого подразделения. Благодарен своим коллегам за самоотверженность и любовь к профессии.
Я очень жду, когда будут объявлены лауреаты этого года: у нас в России очень много талантливых мастеров. Профессия очень редкая и востребованная. Жаль, правда, что сейчас фактически нет высших учебных заведений, где готовили бы театральных гримеров. Существуют кратковременные курсы, где готовят гримеров-пастижеров. Есть частные учебные заведения, обучение в которых стоит дорого и для мастеров театра практически получается недоступным.
На базе Пермского отделения Союза театральных деятелей один раз в два года я провожу обучающие семинары для гримеров Перми и Пермского края. К нам приезжают из городских театров, я их знакомлю со всеми новинками, технологиями. Конечно, хотелось бы такие семинары проводить чаще.
— Что входит в обязанности театрального гримера?
— Наша отечественная школа отличается от западной тем, что в России профессия гримера объединяет сразу несколько профессий. Художник-гример и мастер по изготовлению пастижерных работ должен уметь уверенно работать с волосами, мужскими и женскими накладками, необходимыми на спектаклях, шить бороды, усы и бакенбарды, парики и шиньоны, постоянно искать новые способы изготовления видов художественно-пастижерских изделий. Нужно обладать талантом и хорошим вкусом, владеть гримерным искусством и воспроизводить разнообразные прически персонажей, какой бы сложности ни предъявляли эскизы постановщики будущего спектакля.
Оперный грим особый, в соответствии с замыслом художника-постановщика мастер создает оригинальный грим — возрастной, характерный, национальный, сказочный. Он выделяет в лице главное, избегая лишних мелких штрихов, но неизменно учитывая жанр спектакля. Соответствующий костюм, дополняя грим — острохарактерный, лирический или трагический, способствует наиболее полному раскрытию характера персонажа. Ежедневно руки мастера творят чудеса при изготовлении пастижерных работ, он преображает лица актеров, занятых не только в премьерах, но и в спектаклях текущего репертуара, помогая исполнителям войти в роль, настроиться на нужную историческую и психологическую атмосферу. В трудоемкой и кропотливой работе художника-гримера проявляется развитое творческое воображение, образное мышление, аккуратность и терпение, тактильное восприятие — нужны чуткие и умелые руки. Необходимо досконально знать не только искусство грима, но и историю прически, парикмахерское дело, основы театрально-декорационной композиции, а также пластическую анатомию, рисунок, живопись, скульптуру, историю театра и изобразительного искусства. Для того чтобы осуществить портретный грим повышенной сложности, нужно тщательно изучить эпоху, историческую и психологическую атмосферу произведения, которое необходимо воссоздать на сцене.
Читайте также:
— Вот вы, например, и гример, и пастижер, и парикмахер…
— И, я считаю, что это правильно: мастер должен уметь всё. В наш театр сейчас приезжают зарубежные постановщики-специалисты. У них, на Западе, узкая направленность: один мастер занимается гримом, другой — прическами либо макияжем. А самое ценное в нашей школе — когда человек овладевает всем: делает парик, усы, бороду, грим.
— А у кого учились вы?
— Дело в том, что мне с детства нравился кукольный театр. Я сам делал дома кукол, шил им наряды. А вот когда дело дошло до головы и лица — а первая кукла, которую я сделал, был Петрушка, — пришлось придумать нос, сделать волосы из веревки. Меня это очень увлекло и очень стала нравиться профессия гримера, где ты можешь создать весь образ целиком. Когда я окончил восемь классов, то приехал в Москву, чтобы поступить в ТХТУ учиться на гримера. Но туда принимали только с московской пропиской. Мне посоветовали для начала стать учеником гримера, я поехал в Куйбышевский театр, где очень многому научился, это была хорошая школа, я проработал там почти пять лет. Позже поступил в Омский технологический техникум — там изучают и грим, и пастиж, и парикмахерское искусство. С отличием окончив этот техникум, приехал в Пермь, в город с известным на всю страну оперным театром. В Перми меня пригласили в Институт культуры преподавать грим, а высшего-то образования у меня нет, и тогда я окончил художественно-педагогический факультет Пермского института культуры по специальности «режиссура». Уже больше 20 лет преподаю в институте предмет «искусство грима». Я до сих пор благодарен своим учителям — Лучихину Виктору Поликарповичу из Куйбышевского театра, Максимову Николаю Митрофановичу из МХТ имени Чехова — я ездил к нему на повышение квалификации и очень многому научился.
— А любовь к кукольному театру осталась?
— Да, конечно. Сейчас я делаю домашний кукольный театр уже для двух своих внучек — стараюсь привить им любовь к театральному искусству.
— Вы помните первый спектакль, который вы оформили?
— Да, конечно! Это был спектакль по Достоевскому «Настасья Филипповна». Самое сложное было справиться с ощущением «Я это не знаю, то не знаю». Виктор Поликарпович мне говорил: «Всегда надо работать уверенно, с таким ощущением, что «всё знаю». А потом уже задавать вопросы». Ну и могу сказать, что я всю жизнь учусь, несмотря на то, что имею образование: постоянно посещаю семинары, мастер-классы, читаю специальную литературу, много чего интересного нахожу в интернете.
— А сегодня профессия театрального гримера пользуется популярностью у молодежи? К вам часто просятся в театр на работу?
— Сейчас очень сложная ситуация, потому что объявилось много визажистов. Они предлагают свои услуги, а у них нет знаний по гриму, нет навыков по изготовлению париков. И поэтому вот какой парадокс — многие хотят работать в театре, но им надо еще осваивать эту профессию. Молодежи удобно прийти в салон, где заработок намного больше, чем в театре. Все-таки профессия гримера и визажиста имеет серьезные различия. Визажист может прийти к нам в театр, в коллектив художников-гримеров, и постепенно освоить работы.
— Если к вам приходят в цех, чему вы учите?
— Практике. Иногда сначала очень нравится, осваивают основы профессии, но многих пугают трудности, сложность рабочего графика, и они уходят. Надо очень любить театр, это даже объяснить очень сложно. Сейчас у нас девять мастеров, преданных своему делу. Я стараюсь сохранить коллектив — это очень непросто.
— Вы часто смотрите разные спектакли. Что из последнего увиденного вам понравилось?
— Мой самый любимый образ, который не меняется с годами, — это Кармен. Я в восьмом классе написал письмо в Большой театр, Елене Васильевне Образцовой. Она тогда была признана лучшей Кармен мира. Сначала решил посоветоваться в школе, как это письмо лучше составить. Меня отругали, сказали, мол, кто ты такой, чтобы в Большой театр письма писать. А я отправил как есть. Через две недели Елена Васильевна прислала ответ, завязалась переписка. У меня сохранился целый альбом с фотографиями, которые она мне присылала с гастролей из разных городов. Через много лет мы встретились — она приезжала в Пермь с постановкой Виктюка. Так что самый мой любимый спектакль — это «Кармен». Я ездил смотреть эту постановку в разные театры — в Петербург, Ригу, Казань, Новосибирск, сейчас вот в Екатеринбург.
— Поддерживаете ли вы отношения с коллегами из других театров?
— Я вообще всегда дружу с гримерами, в любом театре, когда бываю, стараюсь познакомиться с коллегами. И когда к нам приезжают разные театры на гастроли, мы стараемся обмениваться опытом. Дружим с Нижегородским театром оперы и балета имени А.С. Пушкина, с Самарским театром оперы и балета. Я там не был 30 лет, а Самара — моя родина. Давно хотел поехать, и все не получалось, а тут меня пригласила главный художник Елена Васильевна Соловьева на мастер-класс. Я с удовольствием поехал, встреча была очень интересная, полезная. Кстати, там работает Галина Микулина, у нее стаж работы более 50 лет! Мне бы хотелось создать ассоциацию гримеров, фонд гримеров, чтобы мы могли поддерживать тех, кто много лет работает, как-то их поощрять. Ведь это для нас очень, очень важно…
Беседовала Елена Антонова