Ерлан Нурмухамбетов: «Я хочу, чтобы зритель почувствовал дыхание жизни»
Накануне специального показа фильма «Ореховое дерево» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума мы поговорили с автором и режиссером фильма Ерланом Нурмухамбетовым о его новой работе, пути в кино, современной казахской киноиндустрии и зрителе.
«Я бы хотел, чтобы мой зритель не витал в облаках, а видел простых людей, у которых простые истории. Мой фильм — это возможность взглянуть на близких людей, соседей, друзей, прочувствовать аромат жизни».
— Ерлан, широкому российскому зрителю казахское кино, к сожалению, известно мало. Давайте исправим эту несправедливость и расскажем о кинопроцессе и состоянии киноиндустрии в Казахстане в настоящее время.
— Поделим условно кинопроцесс в Казахстане на три составляющих. Первая — это коммерческое кино. У нас очень много снимается фильмов на деньги частных продюсеров, которые пытаются на этих проектах заработать. 18 миллионов населения Казахстана не делают киноиндустрию очень уж прибыльной, но тем не менее коммерческое кино неплохо развивается. В основном это легкие комедии — жанр, который и в России сейчас очень популярен. Вторая — это госзаказ. И третья — авторское кино, когда режиссеры видят в кино прежде всего искусство. Этот путь не имеет ничего общего ни с госзаказом, ни с коммерцией. И тем не менее авторское кино тоже развивается — с деньгами или без них.
— Расскажите об истоках современного казахского кино: о школе казахского кинематографа, ключевых именах, фильмах, повлиявших на развитие кинематографа Республики…
— Наверное, вы знаете, что во время Великой Отечественной войны часть «Мосфильма» была эвакуирована в Алма-Ату, и в течение нескольких лет здесь снимали очень много хороших фильмов, в том числе две серии «Ивана Грозного» Сергея Эйзенштейна. После войны стали появляться местные кадры, к примеру советско-казахские режиссеры Шакен Айманов (в честь него названа киностудия «Казахфильм»), Мажит Бегалин, Абдолла Карсакбаев. Эти режиссеры заслуженно считаются классиками казахского кино.
В 1980-е годы многие наши будущие режиссеры учились во ВГИКе. У Сергея Соловьева был договор с дирекцией киностудии «Казахфильм», в рамках которого он набирал себе на курс талантливую казахскую молодежь, а ему за это предоставляли возможность снимать полный метр на нашей главной киностудии. По возвращении на Родину молодые специалисты снимали свои первые полнометражные фильмы, которые открыли миру казахское кино и завоевали немало престижных наград. Так, на стыке эпох — развала СССР и образования независимого Казахстана — появилась казахская «новая волна» в кинематографе. Дарежан Омирбаев, Амир Каракулов, Рашид Нугманов — эти знаменитые казахские кинорежиссеры стали ее олицетворением. И только потом у нас в Театральном институте появился свой кинофакультет, и эти режиссеры набрали первых студентов, среди которых был и я. Шел 1996 год… С этого момента начинается уже моя история в казахском кино. Сейчас, когда все границы открыты, можно учиться киноискусству где угодно: в Америке, Европе, Южной Корее — у нас там многие учатся. К тому же у нас есть специальная государственная программа, финансирующая обучение студентов в российских вузах, в том числе и во ВГИКе. Его выпускники сразу же внедряются в кинопроцесс по возвращении в Казахстан — кузница кадров работает бесперебойно. И сотрудничество наших стран не прерывается.
— В рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума состоится показ вашего фильма «Ореховое дерево». Игнорируя тяготы современной жизни, картина повествует о душевном и светлом — в эту историю так и хочется убежать от проблем. Расскажите, пожалуйста, о фильме.
— Кино создавалось около 10 лет на основе небольших короткометражных фильмов, которые я снимал, начиная со студенческих лет. И когда представилась возможность собрать их в полнометражный фильм, я это сделал: связал, нашел нити, которые могли бы закрепить эти, казалось бы разные, истории. Сами съемки проходили в 2014 году на юге Казахстана. Я сам родом оттуда. Однажды, еще маленьким, я увидел, как сосед взял длинную палку и стал бить дерево. Это был шок! Меня обуревала масса эмоций. А оказалось, он просто собирает орехи! В общем, этот сюжет мне врезался в память, наверное, навсегда и уже во взрослом возрасте послужил толчком для создания фильма про жизнь и быт небольшого аула на юге Казахстана.
Читайте также:
— Какую роль в вашей фильмографии вы отводите этой картине? Является ли она логическим продолжением, смысловым преемником предыдущих картин?
— До этого у меня были проекты, где я выступал только в качестве сорежиссера, так что «Ореховое дерево» — это мой дебют в полном метре. Я и автор сценария, и режиссер.
Меня всегда вдохновляло творчество Отара Иоселиани, Киры Муратовой, Германа-старшего: картины этих режиссеров неподвластны времени, их можно пересматривать бесконечно, даже несмотря на то, что реалии изменились и на дворе — XXI век. Сейчас, когда я не только снимаю, но и преподаю режиссерское дело студентам, мне очень хочется, чтобы они так же, как эти мастера, выискивали вечные темы, стремились к самобытности.
— Расскажите о фестивальной истории фильма: где он участвовал, как его приняли кинокритики, публика?
— Эта картина объездила многие кинофестивали, но самый важный для меня приз — Гран-при на Пусанском кинофестивале в Южной Корее в 2015 году. А в России это будет вообще первый показ.
(Ерлан скромно умолчал о полученных наградах, поэтому о них расскажем мы. Кинофильм «Ореховое дерево» получил главный приз в номинации New Currents («Новые течения») 20-го Пусанского международного кинофестиваля, который прошел в октябре 2015 года в Южной Корее. Также картина была представлена в конкурсе новаторского кино Free Spirit Competition («Свободный дух») ХХХI Международного Варшавского кинофестиваля. В начале 2016 года картину показали в основной конкурсной программе 22-го Международного кинофестиваля Азиатского кино в Везуле (Франция), и она получила сразу два приза — Специальный приз международного жюри («За способность вызвать улыбку, несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию») и Специальный приз кинокритиков («За живой и смелый портрет сельской жизни»).
— Какие темы, сюжеты наиболее востребованы казахским обществом?
— Если говорить о государстве, то на этом уровне основная ставка делается на фильмы с историческим и патриотическим уклоном. Но мой фильм тоже финансировался государством, хотя и не связан с этими темами. И я оценил этот шаг, ведь есть страны, где кинопроизводство не финансируется вообще или поддерживаются только определенные темы. У нас, слава Богу, средства распределяются равномерно, поэтому государственную поддержку могут получить и режиссеры, которые ищут новые формы в кино.
— А чего ждет зритель?
— Как и везде — хлеба и зрелищ! Казахскому зрителю навязана классическая форма подачи картин, где догоняют, убивают, побеждают. Но это, наверное, потому что в кинотеатры сейчас ходит одна молодежь — под нее и подбирается кино. А взрослые в основном смотрят что-то из серии «полтора часа смеха» или про мелодраматические чувства. Картины не столько однозначные, дающие другое впечатление от просмотренного, не привлекают большого внимания. Отсутствует воспитание хорошим, качественным кино. Об этом еще говорил знаменитый казахский режиссер Дарижан Амирбаев. В школах преподают литературу, живопись, а кино как искусство — нет. Если бы в старших классах преподавали такой курс, то мы со временем получили бы другого — вдумчивого зрителя.
— Какого зрителя ждете именно вы?
— Я бы хотел, чтобы мой зритель не витал в облаках, а видел простых людей, у которых простые истории. Мой фильм — это возможность взглянуть на близких, соседей, друзей, прочувствовать аромат жизни. Она вокруг! Двигается! Идет! А если жить идеями, идеологиями, можно легко проворонить то, что рядом, то, что происходит вокруг. Я бы хотел, чтобы люди могли улыбнуться, наблюдая за героями моего фильма, и в какой-то момент почувствовать некий абсолют. Между «все плохо» и «все хорошо» проходит жизнь, так вот я хочу, чтобы мой зритель почувствовал дыхание этой жизни.
— Про какие темы вы еще не сняли кино, но хотели бы снять?
— В мае этого года с коллегами по университету мы были на Каннском фестивале. Впервые в истории Казахстана мы сделали свой павильон в Каннах. Там я познакомился с японским продюсером, мы понравились друг другу, и буквально на днях я лечу на Пусанский кинофестиваль, где мы продолжим общение. Надеюсь, у нас получится реализовать совместный проект. Тема кино, которое я хочу снять, — жестокость. Сценарий фильма будет основываться на фактах реальной истории, недавно произошедшей в Казахстане. Она вызвала огромный резонанс в нашем обществе: трех братьев цинично убили, чтобы угнать их лошадей. Человеческая жизнь мгновенно обесценилась, и это многих ввергло в шок. Меня поразила эта история, и я хочу рассказать про это через кино. Гуманность — высшая сила, которая дана человеку, мне кажется, вот к этому надо идти. Бессмысленно стремиться только к обладанию богатством — оно все равно приносит разрушение. И как бы столетиями про это ни говорили, каждый раз сталкиваться с такой вот жестокостью очень сложно. И чувствовать, и видеть, когда такое происходит вокруг… Я хочу через кино подать эту атмосферу безысходности, когда в душе одна жестокость. Это сложно, но я попробую.
Фотографии предоставлены организаторами VI Санкт-Петербургского культурного форума.