«Богатая почва для драмы и оперы»
Михаил Глинка и Модест Мусоргский, Александр Бородин и Николай Римский-Корсаков — вспоминаем исторические оперы XIX века, написанные русскими композиторами.
Михаил Глинка, «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), 1836 год
Зимой 1834–1835 годов Михаил Глинка был частым гостем вечеров Василия Жуковского. Здесь собиралось общество, состоявшее, по определению композитора, «из людей, доступных изящному». На вечерах бывали Александр Пушкин и Николай Гоголь, Владимир Одоевский и Петр Вяземский.
Глинка вспоминал: «Когда я изъявил свое желание приняться за русскую оперу, Жуковский искренне одобрил мое намерение и предложил мне сюжет Ивана Сусанина». Героический эпизод 1613 года очень увлек композитора. Либретто по просьбе Глинки написал барон Егор Розен.
Сначала опера Глинки называлась «Иван Сусанин». Но во время петербургских репетиций возникли и другие варианты: «Смерть за царя» и «Жизнь за царя». Выбрали «Жизнь». Для переименования были две причины: во-первых, в столичном театре уже шла опера «Иван Сусанин» итальянца Катарино Кавоса, а во-вторых, цензоры требовали придать новому произведению идеологический оттенок.
Премьера «Жизни за царя» прошла в петербургском Большом театре в ноябре 1836 года с огромным успехом. Пушкин поздравил Михаила Глинку поэтическим экспромтом:
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь!
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь!
В те годы эталонными музыкальными произведениями считались яркие итальянские оперы. В истории национальной музыки опера «Иван Сусанин» стала им одной из первых достойных конкуренток.
Модест Мусоргский, «Борис Годунов», 1869 год, вторая редакция — 1874 год
К опере «Борис Годунов» Модест Мусоргский написал либретто сам. Для либретто он использовал и трагедию Пушкина, и текст «Истории государства Российского» Николая Карамзина. О своей работе композитор вспоминал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею; это моя задача. Я попытался разрешить ее в опере».
Опера была завершена в ноябре 1869 года. Театральное руководство к постановке ее не приняло: в спектакле не было развернутой женской роли. Мусоргский ввел в партитуру образ Марины Мнишек, однако поставить оперу удалось только в 1874 году. Ее премьера прошла на сцене Мариинского театра. Оперу полюбили зрители и хвалили критики, однако вскоре ее начали давать с сокращениями. В 1882 году, уже после кончины Мусоргского, «Бориса Годунова» без объяснения причин сняли с репертуара. Николай Римский-Корсаков в своих мемуарах «Летопись моей музыкальной жизни» писал, что об опере ходили противоречивые слухи. Якобы она не устраивала цензоров и не нравилась царской семье.
Римский-Корсаков хотел вернуть «Бориса Годунова» на сцену и создал новую редакцию оперы. Ее впервые представили публике в ноябре 1904 года. В партии Бориса блистал молодой певец Федор Шаляпин. Он с восхищением говорил о Мусоргском: «По-моему, этот великий человек сделан Богом точно так же могуче, как какая-нибудь статуя, сотворенная Микеланджело Буонарроти». В 1908 году Шаляпин играл в «Годунове» в Париже, в антрепризе Сергея Дягилева. Его игра и музыка Мусоргского, кафтаны «с каменьями» и кокошники с жемчугами свели парижан с ума. В моду вошло увлечение всем русским.
Модест Мусоргский, «Хованщина», 1872–1880 годы. Редакция Николая Римского-Корсакова — 1883 год
Хованщиной называли короткий период в русской истории, когда боярин Иван Хованский возглавил в 1682 году Стрелецкий приказ и стал предводителем мятежа. Позже его казнили по приказу царевны Софьи Алексеевны.
Сюжет оперы Модесту Мусоргскому критик Владимир Стасов предложил еще в 1872 году, до премьеры «Бориса Годунова». Стасов писал: «Мне казалось, что борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй — богатая почва для драмы и оперы, и Мусоргский разделил мое мнение».
Работая над оперой, Модест Мусоргский изучал подлинные документы XVII века. Его, как и Стасова, интересовало столкновение старого жизненного уклада с новым. Олицетворением нового стал юный Петр и его «потешные» войска; старого — раскольники, стрельцы, царевна Софья и ее окружение. Композитор объединил события 1682 и 1689 года: в его произведении конец хованщины совпадает с концом правления Софьи. Кстати, в списке действующих лиц оперы Софьи и Петра нет: они лишь упоминаются другими героями.
Композитор не успел завершить «Хованщину». После его смерти оперу доработал Николай Римский-Корсаков. Оперу Мусоргского в его редакции впервые исполнили в феврале 1886 года участники петербургского Музыкально-драматического кружка. Позже партия старца-раскольника Досифея стала одной из самых блестящих ролей Федора Шаляпина в русском репертуаре.
Александр Бородин, «Князь Игорь», 1869–1887 годы, редакция Николая Римского-Корсакова и Александра Глазунова — 1890 год
Александр Бородин долго собирался написать оперу, но никак не приступал к работе. Он то не мог найти подходящий сюжет, то переживал из-за работы над либретто, то задумывался о том, как продвигать сочинение.
В 1869 году критик Владимир Стасов предложил Бородину сюжет «Слова о полку Игореве». Композитор долго собирал материал: он изучал разные переводы «Слова», читал летописи, консультировался с историками и этнографами.
Александр Бородин был ученым-химиком. Научная работа, преподавание и общественные дела отвлекали его от написания оперы. Работа над «Князем Игорем» затягивалась. Сочинять Бородину удавалось лишь в редкие свободные дни или по выходным, понемногу вычерчивая контуры будущей оперы в трех действиях.
В 1887 году Александра Бородина не стало. Композиторы Римский-Корсаков и Глазунов по авторским рукописям закончили его оперу. Премьера «Князя Игоря» прошла в Мариинском театре в октябре 1890 года. Николай Римский-Корсаков с радостью писал: «Опера привлекала к себе горячих поклонников, особенно между молодежью».
Николай Римский-Корсаков, «Царская невеста», 1898 год
Сюжет, который стал основой оперы «Царская невеста», привлекал не только Николая Римского-Корсакова, но и Александра Бородина. Когда Бородин занялся «Словом о полку Игореве», Николай Римский-Корсаков обратился к трагической истории третьей жены Ивана Грозного.
Литературной основой «Царской невесты» стала одноименная драма Льва Мея. В ней автор опирался на собранные Карамзиным сведения о женитьбе Ивана IV на Марфе Собакиной. Некоторые изменения и дополнения внес в пьесу писатель либреттист Илья Тюменев.
В опере Римского-Корсакова появился царь, которого нет в пьесе Мея. Правда, Иван Грозный в «Царской невесте» не поет, но его появление на сцене сопровождается мощной оркестровой темой. Римский-Корсаков вообще дал в своей опере волю страстям: его герои влюбляются и ревнуют до исступления, рыдают, угрожают, травят и казнят своих соперников.
Но главное в «Царской невесте» — не любовные безумства и даже не исторические коллизии, а «трагически окрашенный гимн этической красоте русской женской души», как сказал о ней композитор Борис Асафьев.
Премьера «Царской невесты» прошла в 1899 году, ее поставили участники Товарищества частной оперы. Спустя два года спектакль появился в репертуаре Мариинки, в 1916 году — Большого театра.
Автор: Алевтина Бояринцева