Князь Игорь
Фрагмент из книги «25 оперных произведений» (1983):
«В красочной цепи эпизодов, сменяющихся во втором и третьем действиях, — пении половецких девушек, ритмическом разнообразии то плавных, то стремительных плясок невольников и невольниц Кончака — Бородин талантливо воспроизвел особенности восточной (кавказской и среднеазиатской) музыки, снова не прибегая к цитатам. Интересно, что в «Князя Игоря» композитор частично включил музыку, написанную в 1872 году для оперы-балета «Млада», работа над которой во многом способствовала его развитию как оперного композитора. (В этом сочинении принимали также участие Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.)
В 1880-х годах, отвлекаемый другими творческими замыслами (Третья симфония), работой в Медико-хирургической академии и на Женских врачебных курсах, Бородин, несмотря на «подталкивания» друзей, уделял опере меньше внимания, чем прежде. 15 февраля 1887 года он внезапно скончался, не дописав оперу. Труд закончить по памяти и черновым записям композитора и инструментовать ее взяли на себя Н.А. Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Через три с половиной года, 23 октября 1890 года, «Князь Игорь» был впервые поставлен в петербургском Мариинском театре и до весны следующего года выдержал тринадцать представлений. Известный музыкальный критик С.Н. Кругликов назвал тогда оперу «младшим братом «Руслана».
«Князь Игорь» — опера патриотическая в лучшем смысле этого слова, близкая сердцу всякого русского», — писал один из рецензентов после первого спектакля. В 1898 году «Князь Игорь» прошел в Большом театре в Москве с участием Л.В. Собинова (Владимир Игоревич) и Ф.И. Шаляпина (князь Галицкий). В наши дни опера Бородина с неизменным успехом идет в советских музыкальных театрах и за рубежом. Новую редакцию «Князя Игоря» на основе тщательного изучения материалов из архива Бородина в начале 1970-х годов создали кандидат искусствоведения Е.М. Левашов и профессор Московской государственной консерватории Ю.А. Фортунатов. В этом виде опера Бородина прошла в нескольких оперных театрах Советского Союза и ГДР.
«Подобно Глинке, Бородин есть эпик в самом широком значении слова. Вместе с тем он «национален», как самые высокие композиторы русской школы», — справедливо оценил В.В. Стасов творчество Бородина».