Дни блокадного Ленинграда в рисунках Александра Блэка
Художник Александр Блэк создал своеобразную летопись первого года блокадного Ленинграда. Её героями стали те, кто сражался и защищал свой город, уходил добровольцем на фронт, дежурил на крышах, жался друг к другу в бомбоубежищах и умирал от голода. Портал «Культура.РФ» подготовил галерею рисунков Александра Блэка, которые хранятся в Музее современной истории России.
Александр Блэк родился в Петербурге в 1907 году. Вся его жизнь была связана с городом на Неве. Здесь он окончил Ленинградский высший художественно-технический институт, работал художником на студии «Ленфильм» с режиссерами Михаилом Калатозовым и Сергеем Юткевичем, оформлял спектакли в нескольких театрах. Когда началась война, Александра Блэка мобилизовали на работы: он маскировал памятники, военные и промышленные объекты.
«Короткая ночь 22 июня. В эту ночь по старинной традиции мы всегда совершали прогулки по городу… и в канун объявления войны я сделал рисунок «Белая ночь», который стал первым в серии. На следующий день, когда мы услышали слово «война», я решил зарисовать все, что увижу».
Александр Блэк
Каждый день художник выходил на улицу и делал зарисовки повседневной жизни города — баррикад и хлебных магазинов, разрушенных улиц и увязших в снегу трамваев. Александр Блэк рисовал на разноцветных листах и даже кусках обоев — карандашом, тушью, белилами. Вспоминая блокадные дни, художник говорил: «Это мой долг. Я то, что видел, всегда переносил на бумагу».
«Самая страшная и трагическая страница — начиная с октября — тема голода. У него есть один такой рисунок, который так и называется «Холод, голод, темнота». То, что пережили жители города, — это, конечно, исключительный случай во всей истории человечества. Художник очень честен, он показывает и мужество и стойкость граждан, и в то же время — негативные стороны».
Вера Панфилова, заведующая отделом изобразительного искусства Музея современной истории России
Квартира художника была разрушена взрывом, и портфель с рисунками он нашел в развалинах только два дня спустя. О своей графической летописи Александр Блэк вспоминал: «Это стало моей навязчивой идеей. Умирая от дистрофии, я упорно боролся со смертью во имя желания продолжить наблюдения и зарисовки». В конце 1942 года истощенного художника эвакуировали. Когда он вернулся в освобожденный Ленинград, здесь прошла выставка его блокадной графики.
Апатия истаявшей свечи… Все перечни и признаки сухие Того, что по-ученому врачи Зовут «алиментарной дистрофией» И что не латинист и не филолог Определяет русским словом «голод».
Вера Инбер 1943 год
Александр Блэк. Голод, холод, темнота
…И вдруг стучит соседка в двери, вошла и говорит: — Война! — Война уже с рассвета длится. Войне уже девятый час. Уж враг за новою границей. Уж сотни первых вдов у нас. Войне идёт девятый час. И в вечность канул день вчерашний.
Ольга Берггольц 1941
Александр Блэк. Объявление войны
Наше прошлое, наше дерзанье, всё, что свято нам навсегда, — на разгром и на поруганье мы не смеем врагу отдать.
Ольга Берггольц 1941
Александр Блэк. Заделка памятника
От Советского информбюро, вечернее сообщение от 21 августа 1941 г.
«Красная звезда» № 197 от 22 августа 1941 г. Танковая рота лейтенанта Смирнова прорвалась в глубокий вражеский тыл и уничтожила пять автомашин с боеприпасами, несколько десятков мотоциклов, противотанковую пушку и две легковые автомашины. Вступив в бой с двумя батальонами белофиннов, танки нанесли им сильный урон.
Александр Блэк. Эвакуация
Выставка «Героика великого русского народа», «Известия» № 154 от 2 июля 1941 г.
Ленинград, 1 июля (ТАСС). Новую большую выставку «Героика великого русского народа» открыл Музей революции в бывшем Зимнем дворце. Здесь собраны картины, скульптуры, гравюры, литографии, листовки и плакаты, народные лубки, фотографии, трофейные знамёна и другие экспонаты, отражающие борьбу русского народа с иноземными интервентами.
Александр Блэк. Слушают радио
…Используем все огневые средства Для ненависти огненной к врагу. Боль старости, загубленное детство, Могилка на далёком берегу… Пусть даже наши горести и беды Являются источником победы.
Вера Инбер 1943
Александр Блэк. Пулеметный обстрел
…Но мы стояли на высоких крышах С закинутою к небу головой, Не покидали хрупких наших вышек, лопату сжав немеющей рукой.
Ольга Берггольц 1942
Александр Блэк. Ночной налет
…И глядит из всех окон — смерть. И стоит везде на часах И уйти не пускает страх.
Анна Ахматова 1941
Александр Блэк. Поражено бомбой
Выставка «Героическое прошлое русского народа», газета «Известия» № 215 от 11 сентября 1941 г.
Вчера в Государственном музее изобразительного искусства им. А.С. Пушкина состоялось открытие выставки гравюры и лубка на тему «Героическое прошлое русского народа». В старинных и современных гравюрах, лубках и плакатах выставка воспроизводит военную историю нашей великой Родины, показывает победы русского оружия над иностранными интервентами и захватчиками.
Александр Блэк. В Летнем саду
Я говорю с тобой под свист снарядов, угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, страна моя, печальная страна.
Ольга Берггольц 1941
Александр Блэк. Пожар в Нардоме
…О, мы познали в декабре — не зря «священным даром» назван обычный хлеб, и тяжкий грех — хотя бы крошку бросить наземь…
Ольга Берггольц 1942
Александр Блэк. 125 грамм хлеба
И каждый, защищавший Ленинград, вложивший руку в пламенные раны, не просто горожанин, а солдат, по мужеству подобный ветерану.
Ольга Берггольц 1942
Александр Блэк. В убежище
Я внука потеряла на войне… О нет! Он не был ни боец, ни воин. Он был так мал, так в жизни неустроен, Он должен был начать ходить к весне. Его зимою, от меня вдали, На кладбище под мышкой понесли.
Вера Инбер 1943
Александр Блэк. Похороны без гроба
Бой за укрепленный район, «Красная звезда» № 13 от 16 января 1942 г.
Карельский фронт, 15 января (спецкор ТАСС). Ровно в 12 часов дня наши бойцы поднялись в атаку. До нас доносятся крики «ура», короткие очереди ручных пулеметов и автоматов. Меткий выстрел противотанкового орудия комсомольца Рогожина уничтожил крупнокалиберный пулемет противника, мешавший продвижению красноармейцев. Следующие снаряды разрушили 3 фашистских блиндажа. Ломая упорное сопротивление врага, первые подразделения бойцов ворвались в дзоты. За каждый окоп, блиндаж шла кровопролитная борьба.
Александр Блэк. Очередь за хлебом
…Сидят на корточках и дремлют под арками домов чужих. Разрывам бомб почти не внемлют, не слышат, как земля дрожит. Ни дум, ни жалоб, ни желаний… Одно стремление — уснуть…
Ольга Берггольц 1941
Александр Блэк. Белый траур
Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре — сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам
Ольга Берггольц 1942
Александр Блэк. Улица. Разруха
Графика из собрания Музея современной истории России.